РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кемля 04 мая 2011 года
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Малова М.И., с участием заместителя прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Бурова А.В., представителя ООО «Торговый дом «Оброченский» Аксеновой В.М., при секретаре судебного заседания Тихоновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Торговый дом «Оброченский» об обязании создания беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия Игнаткин И.В., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ичалковский районный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Торговый дом «Оброченский» об обязании создания беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.
В обоснование своего искового заявления указал, что прокуратурой Ичалковского района РМ на поднадзорной территории проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в результате которой выявлены нарушения указанного законодательства) в деятельности ООО ««Торговый дом «Оброченский»».
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.
Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов приняты в Указе Президента РФ от 2 октября 1992 года № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
В порядке, установленном законодательством РФ, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.
Так, нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (далее - СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.
Указанные СНиП 35-01-2001 предусматривают, в том числе требования к лестницам и пандусам (раздел 3, пункты 3.14, 3.17, 3.27-3.33).
Согласно пункту 3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (пункт 3.14 СНиП 35-01-2001). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями (пункт 3.32 СНиП 35-01-2001).
Проверка с выходом на место показала, что входы в здания, где расположены аптечный пункт, магазин «Мясо» и магазин «Продукты», принадлежащие ООО «Торговый дом «Оброченский», расположенные по адресу: РМ, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__ осуществляются через лестницы и не имеют средств доступа маломобильных групп населения, а именно пандуса и опорных устройств (поручней), что нарушает вышеуказанное законодательство.
В соответствии с этим, обязанность по установке пандуса и поручней на лестницах при входе в здания, принадлежащие ООО «Торговый дом «Оброченский» и расположенные по адресу: РМ, ___ муниципальный район, с.__,ул.__, д.__, возлагается на собственника данных зданий, т.е. на ООО «Торговый дом «Оброченский».
Однако, ООО «Торговый дом «Оброченский» не обеспечены предусмотренные федеральным законодательством возможности доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, что, в свою очередь, посягает на их право на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав. Отсутствие при входе в здания, где расположены аптечный пункт и магазины «Мясо» и «Продукты» устройств, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку определить количество граждан, желающих посетить указанные зданиеяопределить невозможно.
На основании изложенного, прокурор просит суд признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц действия ООО «Торговый дом «Оброченский» по допущению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, выразившихся в отсутствии устройств, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан в здания, где расположены аптечный пункт, магазин «Мясо» и магазин «Продукты» по адресу: РМ, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__». Просит обязать ООО «Торговый дом «Оброченский» оборудовать входы в здания, где находятся аптечный пункт, магазин «Мясо» и магазин «Продукты», расположенные по адресу: РМ, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__ пандусами и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТу Р 51261 в срок до 01. 07.2011.
В судебном заседании заместитель прокурора Буров А.В. поддержал требования, указанные в исковом заявлении по изложенным в нем основаниям и просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика - генеральный директор ООО «Торговый дом «Оброченский»» Аксенова В.М. в судебном заседании исковые требования прокурора признала и пояснила, что в собственности ООО «Торговый дом «Оброченский»» находятся два здания, оборудованные под магазины, аптечный пункт и салон красоты. В магазинах реализуются продукты питания и напитки для населения, в аптечном пункте - лекарственные средства. Входы в здания, где находятся аптечный пункт, магазин «Мясо» и магазин «Продукты» пандусами и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам не оборудованы. Для установки пандусов с поручнями требуется перепланировка крыльца обоих магазинов. В срок до 01 июля 2011 года пандусы с поручнями будут установлены.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон)Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.
Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов предусмотрены также в Указе Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.
Нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (далее - СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.
Указанные СНиП 35-01-2001 предусматривают, в том числе требования к лестницам и пандусам (раздел 3, пункты 3.14, 3.17, 3.27-3.33).
Согласно пункту 3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (пункт 3.14 СНиП 35-01-2001). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями (пункт 3.32 СНиП 35-01-2001).
В силу пункта 4.5 Руководящего документа системы РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утвержденного постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22.12.1999 № 74/51, мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры финансируются за счет средств соответствующих бюджетов (субъекта Российской Федерации, города, городского района, поселка городского типа или иного поселения), а также внебюджетных источников и средств юридических и физических лиц, владеющих на правах аренды или собственности объектами социальной инфраструктуры.
Из копии акта проверки по соблюдению законодательства РФ в ООО «Торговый дом «Оброченский» при организации деятельности аптечного пункта, магазина «Продукты» и магазина «Мясо», расположенных по адресу: РМ, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__ от __.__.20__ года следует, что во время проверки соблюдения Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» было установлено, что центральные входы в здания аптечного пункта, магазинов «Продукты» и «Мясо» принадлежащих ответчику, осуществляется через лестницы. Условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения не созданы: отсутствуют пандусы и опорные устройства. Достоверность сведений, изложенных в акте проверки, заверены подписями представителя истца, ответчика, а также иных присутствующих лиц. Приложенными фототаблицами подтверждается наличие двух отдельных четырехступенчатых лестниц, установленных у входов в помещения магазинов и одной четырехступенчатой лестницы установленной у входа в помещение, где расположен аптечный пункт. У входов внутрь помещения магазинов и аптечного пункта пандусы и поручни не установлены.
Согласно пунктам 1.2, 1.4, 1.6 копии Устава ООО «Торговый дом «Оброченский» общество является юридическим лицом, коммерческой организацией, собственником принадлежащего ему имущества. В соответствии с пунктом 2.2 Устава Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности общества являются, в том числе оптовая и розничная торговля товарами народного потребления и промышленного назначения; представление услуг парикмахерскими и салонами красоты; розничная торговля фармацевтическими товарами…
Копией выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от __.__,20__ подтверждается, что ООО «Торговый дом «Оброченский» расположено по адресу: Республика Мордовия, ___ район, с.__, ул.__, д.__. Как юридическое лицо общество с __.__.20__ зарегистрировано и состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № __ по Республике Мордовия.
Согласно копии протокола № __ от __.__.20__ года директором ООО «Торговый дом «Оброченский» избрана К-ва., генеральным директором ООО ТД «Оброченский» избрана Аксенова В.М..
Из копии свидетельства о государственной регистрации права от __.__.20__ года видно, что здание аптечного пункта и парикмахерской общей площадью 142,4 кв.м., инв. № __, лит.А, расположенное по адресу: Республика Мордовия, ___ район, с.__, ул.__, д.__, на основании договора купли-продажи от __.__.20__ приобретено в собственность ООО ТД «Оброченский».
Из копии свидетельства о государственной регистрации права от __.__.20__ года видно, что здание магазина с пристроем, общей площадью 208,2 кв.м., инв. № __, лит.А, А1, расположенное по адресу: Республика Мордовия, ___ район, с.__, ул.__, д.__, введено в эксплуатацию __.__.20__ и зарегистрировано на праве собственности за ООО ТД «Оброченский». В судебном заседании представитель ответчика Аксенова В.М. пояснила, что пристрой переоборудован ими под магазин «Мясо».
Из сообщения директора ГУ «Социальная защита населения по Ичалковскому району Республики Мордовия» В-й. следует, что на территории сельских поселений Ичалковского муниципального района Республики Мордовия проживает 29 человек инвалидов - «колясочников».
В судебном заседании установлено, что в двух отдельных зданиях ООО ТД «Оброченский», находящихся по адресам: Республика Мордовия, ___ район, с.__, ул.__, д.__», расположены помещения магазинов «Мясо», «Продукты» и аптечного пункта, в которых осуществляется розничная торговля товарами народного потребления и продуктами питания, розничная торговля фармацевтическими товарами, представляются услуги парикмахерские, а также услуги салона красоты, в том числе инвалидам и другим гражданам, относящимся к маломобильным группам населения. Тем самым вышеуказанные здания является объектами социальной инфраструктуры.
Вход в помещения магазинов и аптечного пункта, расположенных в двух отдельных зданиях, принадлежащих ответчику, осуществляется по ступенькам, через которые коляска инвалида в помещение для получения соответствующих услуг въехать не сможет. Входы в здания не оборудованы специальным доступом - пандусами и поручнями. В связи с этим, в нарушение закона о социальной защите инвалидов в Российской Федерации ООО ТД «Оброченский» до настоящего времени не создало условия для беспрепятственного доступа инвалидов в магазины и аптечный пункт - для получения фармацевтических услуг, а также услуг по закупке товаров и продуктов питания, что является недопустимым. Бездействие ООО ТД «Оброченский» по не созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры является нарушением требований статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Отсутствие при входе специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов, а также маломобильных граждан нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку определить количество граждан, желающих воспользоваться услугами вышеуказанного учреждения определить невозможно.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Учитывая, что в данном случае нарушаются права и законные интересы лиц со стойким расстройством организма, количество которых, желающих воспользоваться услугами вышеуказанной организации определить невозможно, требования прокурора района, обратившегося в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Ввиду изложенного, суд считает необходимым признать незаконным в отношении неопределенного круга лиц бездействие ООО ТД «Оброченский», выразившееся не в оборудовании входов в здания, где расположены помещения аптечного киоска, магазинов «Мясо» и «Продукты» по адресу: РМ, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__» специальными приспособлениями - пандусами и поручнями, облегчающим доступ для получения услуг инвалидам и другим маломобильным гражданам. Необходимо возложить на ответчика обязанность для облегчения доступа инвалидам и другим маломобильным гражданам у входов на крыльцо в указанные здания оборудовать специальные приспособления - пандусы и поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТу Р 51261 в срок до 01.07.2011.
На основании статей 88 ГПК Российской Федерации и 333.19 НК Российской Федерации с ООО ТД «Оброченский» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4000 рублей, от уплаты которой прокурор освобождается при обращении с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Торговый дом «Оброченский» об обязании создания беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, удовлетворить.
Признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц действия ООО «Торговый дом «Оброченский» по допущению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, выразившихся в отсутствии устройств, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан в здания, где расположены аптечный пункт, магазин «Мясо» и магазин «Продукты» по адресам: Республика Мордовия, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__
Обязать ООО «Торговый дом «Оброченский» оборудовать входы в здания, где расположены аптечный пункт, магазин «Мясо» и магазин «Продукты», расположенные по адресам: Республика Мордовия, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__» пандусами и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТу Р 51261 в срок до 01. 07.2011.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Торговый дом «Оброченский» государственную пошлину в размере 4000(четыре тысячи ) рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: М.И. Малов