Дело №2-353/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кемля 09 декабря 2011 года
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Малова М.И., с участием помощника прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Исайкина В.Н., при секретаре судебного заседания Тихоновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-353/2011 по заявлению прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Смольненского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по созданию официального сайта в сети «Интернет», а также не размещении информации о своей деятельности на этом сайте, либо не размещение данной информации на официальном сайте Ичалковского муниципального района Республики Мордовия и понуждению к совершению указанных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия Игнаткин И.В., действуя в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии со статей 45 ГПК Российской Федерации обратился в Ичалковский районный суд Республики Мордовия с заявлением к администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Смольненского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по созданию официального сайта в сети «Интернет», а также не размещении информации о своей деятельности на этом сайте, либо не размещение данной информации на официальном сайте Ичалковского муниципального района Республики Мордовия и понуждению к совершению указанных действий, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения должностными лицами администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Выявлены нарушения указанного законодательства.
Так, в силу статьи 9 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Закон) органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность органов местного самоуправления.
Организация доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.
Однако, как установлено проведенной проверкой, соответствующие структурные подразделения или уполномоченные должностные лица не определены, права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц регламентами или иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность органов местного самоуправления, не урегулированы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления поселений не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте этого муниципального района, в данном случае на официальном сайте Ичалковского муниципального района РМ: http://www.ichalkirm.ru/.
Однако, в нарушение требований подпункта «б» пункта 1, подпунктов «а, в, д, е» пункта 2, пунктов 4, 5, 7, 9 статьи 13 Закона, информация, размещенная в сети «Интернет» на данном сайте, не содержит: сведения о полномочиях органов местного самоуправления, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия; муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившим силу, признании их судом недействующими; информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности; информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий; статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; порядок поступления граждан на муниципальную службу; порядок приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; обзоры обращений указанных лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Невыполнение данных требований законодательства является одним из признаков коррупциогенности, так как согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В судебном заседании помощник прокурора Ичалковского района РМ Исайкин В.Н. требования к ответчику поддержал по изложенным в заявлении основаниям и просит их удовлетворить.
Представитель ответчика, он же Глава Смольненского сельского поселения – Махалов С.А. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без участия представителя администрации Смольненского сельского поселения, требования прокурора Ичалковского района признает в полном объеме.
Суд, выслушав пояснения прокурора и исследовав письменные материалы дела, считает, что требования прокурора Ичалковского района Республики Мордовия являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» основным направлением деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно статье 9 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами и органами местного самоуправления.
В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет. Размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности указывает на обязанность государственных органов и органов местного самоуправления создавать официальные сайты для размещения на них официальной информации о своей деятельности. При этом создаются официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае если органы местного самоуправления поселений не имеют возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Из копии Устава Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия видно, что Смольненское сельское поселение является муниципальным образованием и входит в состав Ичалковского района Республики Мордовия, наделено статусом сельского поселения. Местное самоуправление на территории Смольненского сельского поселения- форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Республики Мордовия, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления Смольненского сельского поселения вопросов местного значения исходя из интересов населения Смольненского сельского поселения с учетом исторических и иных местных традиций.
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждается, что Администрация Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия зарегистрирована в налоговом органе в качестве юридического лица.
Из акта проверки от ФИО7 видно, что органы местного самоуправления Смольненского сельского поселения для размещения информации о своей деятельности сеть «Интернет» не используют. Указанная информация также не размещена на официальном сайте Ичалковского муниципального района Республики Мордовия: http://www. ichalkirm.ru/. Не определены соответствующие структурные подразделения или уполномоченные должностные лица, ответственные за выкладку информации в сеть «Интернет», не определены права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц регламентами или иными муниципальными правовыми актами. Информация размещенная в сети «Интернет» на сайте http://www. ichalkirm.ru/ не содержит сведения указанные в подпунктах «б», «г», «е» пункта 1, подпунктах «в», «г», «д», «е» пункта 2, пунктах 3- 9 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ.
Выявленные прокуратурой района нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления препятствуют осуществлению прав граждан на получение доступа к такой информации, а также доступа к муниципальной службе, прав граждан на равные условия ее прохождения, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В силу части 3 статьи 173 ГПК Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Исходя из представленных доказательств, а также, принимая во внимание признание иска ответчиком, суд принимает решение об удовлетворении требований прокурора Ичалковского района. Признание иска представителем ответчика не нарушаются права и законные интересы других лиц.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать бездействие администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в не принятии мер по созданию официального сайта в сети «Интернет», а также не размещении информации о своей деятельности на этом сайте, либо не размещении данной информации на официальном сайте Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, незаконным и обязать в месячный срок разместить такую информацию в сети «Интернет», опубликование которой предусмотрено Федеральным законом от 09.02.2009 № 8 –ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В соответствии со статьей 206 ГПК Российской Федерации суд принимает решение об обязанности ответчика устранить допущенные нарушения законодательства в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в не принятии мер по созданию официального сайта в сети «Интернет», а также не размещении информации о своей деятельности на этом сайте, либо не размещении данной информации на официальном сайте Ичалковского муниципального района Республики Мордовия: http://www.ichalkirm.ru/.
Обязать администрацию Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу создать официальный сайт администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия и разместить всю необходимую информацию, а именно: сведения о полномочиях органов местного самоуправления, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия; муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившим силу, признании их судом недействующими; информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности; информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления в пределах их полномочий; статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; порядок поступления граждан на муниципальную службу; порядок приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; обзоры обращений указанных лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах, либо разместить данную информацию на официальном сайте Ичалковского муниципального района Республики Мордовия: http://www. ichalkirm.ru/
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: М.И. Малов