Решение. Вступило в законную силу 23.12.2011.



№ 2-359/2011

Решение

Именем Российской Федерации

село Кемля      12 декабря 2011 года

Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Ермакова В.И., с участием заместителя прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Бурова А.В., при секретаре судебного заседания Николаевой Ю.Н., а также с участием представителя ответчика заместителя главы администрации Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Ивашиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия об обязании устранения нарушений требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления,

установил:

Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к администрации Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия об обязании устранения нарушений требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления по тем основаниям, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения должностными лицами администрации Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления и выявлены нарушения указанного законодательства. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность органов местного самоуправления. Организация доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Как установлено проведенной проверкой, соответствующие структурные подразделения или уполномоченные должностные лица не определены.

В нарушение требований подпункта «б» пункта 1, подпунктов «а, в, д, е» пункта 2, пунктов 4, 5, 7, 9 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация размещенная в сети «Интернет» на данном сайте, не содержит: сведений о полномочиях органов местного самоуправления, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия; муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими; информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности; информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, в пределах их полномочий; статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; порядок поступления граждан на муниципальную службу; порядок приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; обзоры обращений указанных лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

Невыполнение данных требований законодательства является одним из признаков коррупциогенности, так как согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В связи с чем, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии мер по созданию официального сайта в сети «Интернет», а также не размещении информации о своей деятельности на этом сайте, либо не размещении данной информации на официальном сайте Ичалковского муниципального района Республики Мордовия: http://www.ichalkirm.ru/ и обязать администрацию Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу создать официальный сайт администрации Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия и разместить всю необходимую информацию, либо разместить данную информацию на официальном сайте Ичалковского муниципального района Республики Мордовия: http://www. ichalkirm.ru/.

В судебном заседании заместитель прокурора Буров А.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика заместитель главы администрации Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Ивашина А.В. суду пояснила, что исковые требования признает полностью. В настоящее время администрацией принимаются меры к размещению необходимой информации в сети «Интернет».

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью второй статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» под информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

К государственным органам в соответствии с этой же статьей относятся - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации;

В соответствии со статьей 6 указанного выше Федерального закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;

3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

Согласно статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу статьи 9 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Как следует из материалов дела, из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц администрация Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия включена в Единый государственный реестр юридических лиц(л.д.7-10).

Как следует из выписки из Устава Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Резоватовское сельское поселение является муниципальным образованием и входит в состав Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, наделено законом Республики Мордовия статусом сельского поселения. Местное самоуправление на территории Резоватовского сельского поселения – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Республики Мордовия, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления Резоватовского сельского поселения вопросов местного значения исходя из интересов населения Резоватовского сельского поселения с учетом исторических и иных местных традиций(л.д.11-17).

Согласно акта проверки от 28.11.2011 помощником прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Исайкиным В.Н. проведена проверка соблюдения администрацией Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Проверкой установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности, предусмотренной требованиями подпунктов «б, г, е» пункта 1, подпунктов «а, в, г, д, е» пункта 2, пунктов 3-9 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона, сеть «Интернет» не используют. Указанная информация не размещена на официальном сайте Ичалковского муниципального района Республики Мордовия: http://www. ichalkirm.ru/. В нарушение статьи 9 вышеуказанного Федерального закона соответствующие структурные подразделения или уполномоченные должностные лица, ответственные за размещение информации в сеть «Интернет», не определены, права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц регламентами или иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность органов местного самоуправления, не урегулированы(л.д.5-6).

Из дела видно и судом установлено, что требования Федерального закона от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о своей деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» ответчиком не исполняются. Возможность размещения информации о своей деятельности в сети «Интернет» у ответчика имеется.

В связи, с чем неисполнение ответчиком требований действующего законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления нарушает право неопределенного круга лиц свободно искать, получать информацию любым законным способом. Получение официальной информации является способом увеличения прозрачности деятельности органов власти, и потому на органах местного самоуправления лежит обязанность обеспечить систематический доступ граждан через электронные средства коммуникации ко всем документам, непосредственно затрагивающим их права и свободы, за исключением той информации, доступ к которой ограничен.

В соответствии со статьями 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, обязание администрации Резоватовского сельского поселения исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы действующего законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления может быть обеспечено судебным решением.

При рассмотрении дела по существу установлено, что ответчик иск признал.

В соответствии со статьей 39 ГПК Российской Федерации суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому судом принимается.

В соответствии со статьей 173 ГПК Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца.

В соответствии статьей 206 ГПК Российской Федерации суд принимает решение об обязанности ответчика устранить допущенные нарушения законодательства в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии со статьей 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В случае если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия об обязании устранения нарушений требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Резоватовского сельского поселения Ичалковского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия по непринятию мер к созданию официального сайта в сети «Интернет», а также не размещении информации о своей деятельности на этом сайте либо на сайте Ичалковского муниципального района Республики Мордовия: http://www. ichalkirm.ru/.

Обязать администрацию Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу создать официальный сайт администрации Резоватовского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия и разместить необходимую информацию, а именно: сведения о полномочиях органов местного самоуправления, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия; муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими; информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности; информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, в пределах их полномочий; статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; порядок поступления граждан на муниципальную службу; порядок приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; обзоры обращений указанных лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах либо разместить данную информацию на официальном сайте Ичалковского муниципального района Республики Мордовия: http://www. ichalkirm.ru/.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                        В.И.Ермаков