Решение. Вступило в законную силу 23.12.2011.



№ 2-358/2011

Решение

Именем Российской Федерации

село Кемля      12 декабря 2011 года

Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Ермакова В.И., с участием заместителя прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Бурова А.В., при секретаре судебного заседания Николаевой Ю.Н., а также с участием представителя ответчика главы администрации Рождественно-Баевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Спириной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Рождественно-Баевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия об обязании устранения нарушений требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления,

установил:

Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к администрации Рождественно-Баевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия об обязании устранения нарушений требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления по тем основаниям, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения должностными лицами администрации Рождественно-Баевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления и выявлены нарушения указанного законодательства. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность органов местного самоуправления. Организация доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Как установлено проведенной проверкой, соответствующие структурные подразделения или уполномоченные должностные лица не определены.

В нарушение требований подпункта «б» пункта 1, подпунктов «а, в, д, е» пункта 2, пунктов 4, 5, 7, 9 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация размещенная в сети «Интернет» на данном сайте, не содержит: сведений о полномочиях органов местного самоуправления, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия; муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими; информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности; информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, в пределах их полномочий; статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; порядок поступления граждан на муниципальную службу; порядок приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; обзоры обращений указанных лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

Невыполнение данных требований законодательства является одним из признаков коррупциогенности, так как согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В связи с чем, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Рождественно-Баевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии мер по созданию официального сайта в сети «Интернет», а также не размещении информации о своей деятельности на этом сайте, либо не размещении данной информации на официальном сайте Ичалковского муниципального района Республики Мордовия: http://www.ichalkirm.ru/ и обязать администрацию Рождественно-Баевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу создать официальный сайт администрации Рождественно-Баевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия и разместить всю необходимую информацию, либо разместить данную информацию на официальном сайте Ичалковского муниципального района Республики Мордовия: http://www. ichalkirm.ru/.

В судебном заседании заместитель прокурора Буров А.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика глава администрации Рождественно-Баевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Спирина А.А. суду пояснила, что исковые требования признает полностью. В настоящее время администрацией принимаются меры к размещению необходимой информации в сети «Интернет».

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью второй статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» под информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

К государственным органам в соответствии с этой же статьей относятся - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации;

В соответствии со статьей 6 указанного выше Федерального закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;

3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

Согласно статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу статьи 9 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Как следует из материалов дела, из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц администрация Рождественно-Баевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия включена в Единый государственный реестр юридических лиц(л.д.11-17).

Как следует из выписки из Устава Рождественно-Баевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Рождественно-Баевское сельское поселение является муниципальным образованием и входит в состав Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, наделено законом Республики Мордовия статусом сельского поселения. Местное самоуправление на территории Рождественно-Баевского сельского поселения – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Республики Мордовия, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления Рождественно-Баевского сельского поселения вопросов местного значения исходя из интересов населения Рождественно-Баевского сельского поселения с учетом исторических и иных местных традиций(л.д.7-10).

Согласно акта проверки от 29.11.2011 помощником прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Исайкиным В.Н. проведена проверка соблюдения администрацией Рождественно-Баевского сельского поселения Ичалковского муниципального района требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Проверкой установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности, предусмотренной требованиями подпунктов «б, г, е» пункта 1, подпунктов «а, в, г, д, е» пункта 2, пунктов 3-9 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона, сеть «Интернет» не используют. Указанная информация не размещена на официальном сайте Ичалковского муниципального района Республики Мордовия: http://www. ichalkirm.ru/. В нарушение статьи 9 вышеуказанного Федерального закона соответствующие структурные подразделения или уполномоченные должностные лица, ответственные за размещение информации в сеть «Интернет», не определены, права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц регламентами или иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность органов местного самоуправления, не урегулированы(л.д.5-6).

Из дела видно и судом установлено, что требования Федерального закона от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о своей деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» ответчиком не исполняются. Возможность размещения информации о своей деятельности в сети «Интернет» у ответчика имеется.

В связи, с чем неисполнение ответчиком требований действующего законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления нарушает право неопределенного круга лиц свободно искать, получать информацию любым законным способом. Получение официальной информации является способом увеличения прозрачности деятельности органов власти, и потому на органах местного самоуправления лежит обязанность обеспечить систематический доступ граждан через электронные средства коммуникации ко всем документам, непосредственно затрагивающим их права и свободы, за исключением той информации, доступ к которой ограничен.

В соответствии со статьями 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, обязание администрации Рождественно-Баевского сельского поселения исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы действующего законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления может быть обеспечено судебным решением.

При рассмотрении дела по существу установлено, что ответчик иск признал.

В соответствии со статьей 39 ГПК Российской Федерации суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому судом принимается.

В соответствии со статьей 173 ГПК Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца.

В соответствии статьей 206 ГПК Российской Федерации суд принимает решение об обязанности ответчика устранить допущенные нарушения законодательства в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии со статьей 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В случае если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Рождественно-Баевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия об обязании устранения нарушений требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Рождественно-Баевского сельского поселения Ичалковского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия по непринятию мер к созданию официального сайта в сети «Интернет», а также не размещении информации о своей деятельности на этом сайте либо на сайте Ичалковского муниципального района Республики Мордовия: http://www. ichalkirm.ru/.

Обязать администрацию Рождественно-Баевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу создать официальный сайт администрации Рождественно-Баевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия и разместить необходимую информацию, а именно: сведения о полномочиях органов местного самоуправления, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия; муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими; информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности; информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, в пределах их полномочий; статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; порядок поступления граждан на муниципальную службу; порядок приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; обзоры обращений указанных лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах либо разместить данную информацию на официальном сайте Ичалковского муниципального района Республики Мордовия: http://www. ichalkirm.ru/.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                        В.И.Ермаков

Решение в окончательной форме вынесено 12 декабря 2011 года

Председательствующий