Решение вступило в законную силу 12.01.2011



Решение

Именем Российской Федерации

село Кемля 28 декабря 2010 года

Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Республики Мордовия Ермакова В.И., с участием прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Игнаткина И.В., представителей ответчика исполняющего обязанности главы Смольненского сельского поселения Лапшиновой Н.П., Кемайкина А.В., действующего по доверенности от __.__.20__ года, при секретаре Николаевой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о понуждении проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда,

установил:

Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о понуждении проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда, по тем основаниям, что проведенной прокуратурой Ичалковского района Республики Мордовия проверкой исполнения законодательства об охране труда в деятельности администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия установлено, что требования статьи 37 Конституции Российской Федерации, статей 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации по обеспечению безопасности и условий труда, не выполняются. В частности, в администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», не проведена аттестация рабочих мест, имеющихся в организации, с последующей сертификацией организации работ по охране труда, соответственно, в организации не созданы безопасные условия труда для работников.

Выявленные нарушения законодательства, обязательные для исполнения, работодателем не устранены, аттестация рабочих мест не проведена, отсутствует сертификат организации работ по охране труда, что является недопустимым, поскольку касается вопросов охраны жизни и здоровья работников, работающих в администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в настоящее время и граждан, которые могут быть в будущем приняты на работу в организацию.

Мероприятия по аттестации рабочих мест должны проводиться с целью обеспечения охраны труда, недопущения производственного травматизма и аварийных ситуаций при выполнении работ в деятельности администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, и эти мероприятия являются обязательными для руководства указанной организации.

Выявленные нарушения трудового законодательства нарушают права неопределенного круга лиц, поскольку кадровый состав администрации Ичалковского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия не является постоянным, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.

В соответствии с частью первой статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Кроме того, исходя из требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Данное требование закона также руководством администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия не выполняется и, соответственно, конкретные работники лишены возможности самостоятельного обращения в суд за защитой нарушенных трудовых прав.

В судебном заседании прокурора Игнаткин И.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Кроме того, изменил исковые требования, и просил суд обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест в срок до __.__.20__ года с последующей сертификацией работ по охране труда в срок до __.__.20__ года.

Представитель ответчика Кемайкин А.В. иск не признал и суду пояснил, что из смысла норм Трудового кодекса Российской Федерации (статья 209), и из положений Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (п.п.2,11.15, 39, 40) следует, что аттестации по условиям труда подлежат рабочие места не всех организаций, а только осуществляющих производственную деятельность,согласно целей их деятельности.

В связи с тем, что работники (служащие) администрации Смольненского сельского поселения не осуществляют производственной деятельности и не подвержены воздействию вредных и (или) опасных производственных факторов,аттестации их рабочие места не подлежат.

Таким образом, требования прокурора о понуждении администрации Смольненского сельского поселения проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда противоречат требованиям законодательства и, следовательно, не могут быть удовлетворены.

Представитель ответчика представитель Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Лапшинова Н.П. иск не признала и суду пояснила, что поддерживает позицию представителя ответчика Кемайкина А.В.

Выслушав объяснения прокурора, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со статьей 22 Трудового Кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

На основании статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются, в том числе обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со статьей 212 Трудового Кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия на каждом рабочем месте, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии с частью третьей статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Соответственно, при выявлении нарушений трудового законодательства органы прокуратуры обязаны принимать меры по устранению этих нарушений, а поэтому обращение в суд прокурора Ичалковского района РМ о понуждении проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия является законным и обоснованным, поскольку выявленные нарушения законодательства могут повлечь за собой тяжкие последствия, в том числе причинение вреда жизни и здоровью работников организации.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 августа 2007 года № 569 регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

В силу пунктов 1, 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 года № 569, аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Согласно пункта 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации.

Как следует из копии свидетельства от __.__.20__ года внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице - Администрация Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия (л.д.5).

Как следует из справки заместителя главы Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия аттестация рабочих мест на __.__.20__ года в администрации Смольненского сельского поселения не проводилась(л.д.4).

В соответствии с Уставом Смольненское сельское поселение Ичалковского муниципального района Республики Мордовия является муниципальным образованием и входит в состав Ичалковского муниципального района Республики Мордовия. Смольненскоесельское поселение разрешает вопросы местного значения, предусмотренные статьей 6 Устава. В соответствии со статьей 40 Устава муниципальному служащему Смольненского сельского поселения гарантируются условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией (л.д.6-26).

В ходе судебного разбирательства установлено, что до настоящего времени аттестация рабочих мест по условиям труда администрацией Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия не проведена.

В соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд при рассмотрении данного дела в соответствии со статьей 57 ГПК Российской Федерации обеспечил сторонам условия для собирания и истребования доказательств по делу. Однако ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих проведение аттестации рабочих мест.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируются условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией.

Суд приходит к выводу, что всем муниципальным служащим должно быть обеспечено право на здоровые и безопасные условия труда: рабочее место муниципального служащего должно соответствовать условиям, предусмотренным государственными стандартами, условия труда должны отвечать нормативам по охране труда, установленным трудовым законодательством.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Ичалковского района Республики Мордовия о понуждении проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда подлежат удовлетворению как законные и обоснованные.

Относительно сроков возложения обязанности по проведению аттестации рабочих мест суд считает срок до __.__.20__ года, а последующей сертификации организации работ по охране труда до __.__.20__ года разумным и достаточным для выполнения такого вида работ.

Доводы представителя ответчика об отсутствии обязанности проведения аттестации рабочих мест суд считает несостоятельными и опровергнутыми исследованным выше законодательством, приведенным судом в обоснование состоятельности заявленных истцом требований.

В соответствии со статьей 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В случае если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о понуждении проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда удовлетворить.

Обязать администрацию Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия провести аттестацию рабочих мест в срок до __.__.20__ года с последующей сертификацией организации работ по охране труда в срок до __.__.20__ года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме вынесено 31 декабря 2011 года.

Председательствующий