Дело № 2-84/2012
Решение
Именем Российской Федерации
03 февраля 2012 года с.Кемля
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Ежовой Е.В.,
при секретаре Капитоновой О.А.,
с участием заместителя прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Бурова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-84/2012 по исковому заявлению прокурора Ичалковского района Республики Мордовия, в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Мордовия «Ичалковская центральная районная больница», третье лицо на стороне истца: Отделение надзорной деятельности Ичалковского муниципального района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Мордовия о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГБУЗ Республики Мордовия «Ичалковская центральная районная больница» о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В исковом заявлении указав, что прокуратурой района совместно с ОНД Ичалковского муниципального района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности, а также соблюдения требований антитеррористической защищенности и укрепленности в МУЗ «Ичалковская ЦРБ», в ходе которой выявлены существенные нарушения действующего законодательства.
Согласно статье 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон) террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
В соответствии с требованиями статьи 2 Закона и Указа Президента Российской Федерации № 116 от 15.02.2006 г. «О мерах по противодействию терроризму» профилактика терроризма, а также минимизация и ликвидация его последствий возлагается, наряду с другими субъектами, на должностных лиц организаций и учреждений, основными принципами противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно преамбулы Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон) настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации.
Статьей 37 данного Федерального закона установлено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии со свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 13 № 001279892 от 28.12.2011 г. ГБУЗ Республики Мордовия «Ичалковская ЦРБ» зарегистрирована в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Мордовия и осуществляет свою деятельность по адресу: Республика Мордовия, Ичалковский муниципальный район, с. Кемля, пер. Больничный, 10.
Согласно п.п. 40, 44, 52, 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 (далее – ППБ 01-03), в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток.
Двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей.
Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов.
В соответствии с требованиями п.п. 60, 91 и 98 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок запрещается: использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией; пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями; обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара; применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания; размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.
Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.
Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.
Перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону.
Проведенной проверкой в деятельности МУЗ «Ичалковская ЦРБ» установлены следующие нарушения действующего законодательства: не выполнена распашная решетка на окне в помещении приемной главного врача; все помещения МУЗ «Ичалковская ЦРБ» не оборудованы электросветильники колпаками (рассеивателями) предусмотренные конструкцией светильника; распределительные коробки электропроводки во всех помещениях МУЗ «Ичалковская ЦРБ» не закрыты защитными крышками; в имеющихся электрощитовых не указаны наименования питающих групп; не демонтированы имеющиеся горючие элементы на путях эвакуации корпусов медицинского учреждения (заменить линолеум не соответствующий группе горючести); автоматическая пожарная сигнализация не исправна в следующих помещениях: поликлиника №1, дневной стационар неврологического отделения, инфекционное отделение; не обеспечена возможность свободного открывания дверных запоров на путях эвакуации изнутри без ключа; двери чердачных помещений не закрыты на запорные устройства, на дверях отсутствует информация о месте хранения ключей; эвакуационные выходы, ведущие со второго этажа поликлиники № 1 на улицу не очищены от снега; не соблюден норматив расстояния между поликлиникой и зданием архива, установленный статьей 69 ФЗ №123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о пожарной безопасности»; не произведена перекатка рукавов на новую скатку; не произведена проверка первичных средств пожаротушения и при необходимости провести их перезарядку; имеющиеся двери выходов в лестничные клетки корпусов не оборудованы устройствами самозакрывания и уплотнителями в притворах.
По мнению истца, в связи с тем, что здания МУЗ «Ичалковская ЦРБ» относятся к объектам с массовым пребыванием людей, возможность выбора указанных зданий в качестве мишени проведения террористической атаки, нарушения законодательства о пожарной безопасности могут способствовать успешному проведению террористического акта и затруднить минимизацию и ликвидацию его последствий.
В адрес главного врача МУЗ «Ичалковская ЦРБ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, а также требований антитеррористической защищенности и укрепленности здания, по результатам рассмотрения которого администрацией учреждения здравоохранения каких-либо действенных мер по устранению выявленных нарушений действующего законодательства не принято, что подтверждается актом проверки ГБУЗ Республики Мордовия «Ичалковская ЦРБ» от 19.01.2012 г..
Невыполнение указанных выше мероприятий, создает опасность возможного причинения вреда здоровью граждан в будущем (возгорании в зданиях и объектах, что в свою очередь может повлечь массовую гибель людей), что в силу части 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для предъявления иска об устранении обстоятельств, создающих такую опасность.
На основании изложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие должностных лиц администрации Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Ичалковская центральная районная больница» и обязать администрацию Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Ичалковская центральная районная больница» в срок до 01.06.2012 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, требований антитеррористической защищенности и укрепленности объектов особой важности, создающих опасность для жизни и здоровья граждан, а именно: демонтировать имеющиеся горючие элементы на путях эвакуации корпусов медицинского учреждения в дневном стационаре неврологического отделения; привести норматив расстояния между поликлиникой и зданием архива, в соответствии с требованиями части 1 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно заявлению об уточнении исковых требований прокурор просил признать незаконным бездействие должностных лиц администрации ГБУЗ РФ «Ичалковская ЦРБ» по не устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, требований антитеррористической защищенности и укрепленности объектов особой важности, создающих опасность для жизни и здоровья граждан.
Обязать администрацию ГБУЗ РМ «Ичалковская ЦРБ» в срок до 01 июля 2012 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, требований антитеррористической защищенности и укрепленности объектов особой важности, создающих опасность для жизни и здоровья граждан, а именно: демонтировать имеющиеся горючие элементы на путях эвакуации корпусов медицинского учреждения в дневном стационаре неврологического отделения; привести норматив расстояния между поликлиникой и зданием архива, в соответствии с требованиями части 1 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Взыскать с ответчика государственную пошлину.
Заявление об уточнении исковых требований представителями ответчика и третьего лиц получены.
Представитель ответчика главный врач ГБУЗ РМ «Ичалковская ЦРБ» Шалятов Ю.В. согласно заявлению иск признал в полном объеме, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица на стороне истца - ОНД Ичалковского муниципального района УНД ГУ МЧС РФ по РМ Юдин В.А., действующий на основании доверенности от 01 февраля 2012 года, согласно заявлению, просил дело рассмотреть в его отсутствии, исковые требования поддержал полностью.
В соответствии со статьей 167 ГПК Российской Федерации, с учетом мнения участников судебного заседания, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика, и третьего лица на стороне истца.
В судебном заседании заместитель прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Буров А.В. исковое заявление поддержал, по основаниям, изложенным в нем.
Выслушав доводы истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом при рассмотрении дела установлено, что согласно предписанию от 22.02.2011 года, вынесенному прокурором Ичалковского района Республики Мордовия по результатам проверки исполнения МУЗ «Ичалковская ЦРБ» законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, руководителю учреждения было предложено выполнить мероприятия по устранению выявленных нарушений. 09.12.2011 года зарегистрировано переименование Учреждения в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Ичалковская центральная районная больница». На основании распоряжения Правительства Республики Мордовия от 20.12.2011 года № 791-р учреждение реорганизовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия «Ичалковская центральная районная больница», которое является правопреемником МБУЗ «Ичалковская ЦРБ». При дополнительной проверке соблюдения законодательства о пожарной безопасности установлено, что представление прокурора полностью не было исполнено. В том числе, не были демонтированы имеющиеся горючие элементы на путях эвакуации корпусов медицинского учреждения (линолеум не соответствующий группе горючести в дневном стационаре неврологического отделения); не соблюден норматив расстояния между поликлиникой и зданием архива, установленный статьей 69 ФЗ «Технический регламент о пожарной безопасности» № 123 от 22.07.2008 г..
Уставом ГБУЗ Республики Мордовия «Ичалковская ЦРБ» подтверждается, что учреждение является юридическим лицом, и объекты недвижимости закреплены за ним на праве оперативного управления.
В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд убедился в том, что признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем оно судом принимается.
В соответствии со статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом требований статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет муниципального образования подлежит взысканию госпошлина в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей 00 копеек.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь предоставленных сторонами доказательств, в пределах заявленных требований и по указанным основаниям, руководствуясь статьями 39, 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора Ичалковского района Республики Мордовия, в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Мордовия «Ичалковская центральная районная больница», третье лицо на стороне истца: Отделение надзорной деятельности Ичалковского муниципального района Главного управления МЧС России по Республике Мордовия о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие должностных лиц администрации Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Ичалковская центральная районная больница» по не устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, требований антитеррористической защищенности и укрепленности объектов особой важности, создающих опасность для жизни и здоровья граждан.
Обязать администрацию Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Ичалковская центральная районная больница» в срок до 01 июля 2012 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, требований антитеррористической защищенности и укрепленности объектов особой важности, создающих опасность для жизни и здоровья граждан, а именно: демонтировать имеющиеся горючие элементы на путях эвакуации корпусов медицинского учреждения в дневном стационаре неврологического отделения; привести норматив расстояния между поликлиникой и зданием архива, в соответствии с требованиями части 1 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Ичалковская центральная районная больница» государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей в бюджет Ичалковского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в Верховный Суд Республики
Мордовия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Ежова
В окончательной форме решение суда вынесено 03 февраля 2012 года.
Председательствующий Е.В. Ежова