Дело № 2-82/2012
Решение
Именем Российской Федерации
03 февраля 2012 года с.Кемля
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Ежовой Е.В.,
при секретаре Капитоновой О.А.,
с участием заместителя прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Бурова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-82/2012 по исковому заявлению прокурора Ичалковского района Республики Мордовия, в интересах неопределенного круга лиц, к Потребительскому обществу «Кемлянское», третье лицо на стороне истца: Отделение надзорной деятельности Ичалковского муниципального района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Мордовия о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ПО «Кемлянское» о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В исковом заявлении указав, что прокуратурой района совместно с ОНД Ичалковского муниципального района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности, а также соблюдения требований антитеррористической защищенности и укрепленности в ПО «Кемлянское», в ходе которой выявлены существенные нарушения действующего законодательства.
Так, согласно статье 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон) террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
В соответствии с требованиями статьи 2 Закона и Указа Президента Российской Федерации № 116 от 15.02.2006 г. «О мерах по противодействию терроризму» профилактика терроризма, а также минимизация и ликвидация его последствий возлагается, наряду с другими субъектами, на должностных лиц организаций и учреждений, основными принципами противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно преамбулы Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон) настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации.
Статьей 37 данного Федерального закона установлено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 01.03.2005 г. Потребительское Общество «Кемлянское» зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия, и осуществляет деятельность по розничной реализации продовольственной продукции и иных товаров, по адресу: Республика Мордовия, Ичалковский район, с. Кемля, ул. Советская, 39.
Согласно пунктами 40, 44, 51, 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313 (далее – ППБ 01-03), в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток.
Двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов.
В соответствии с требованиями пунктами 57, 60, 91 и 108 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
При эксплуатации действующих электроустановок запрещается: использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией; пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями; обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара; применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания; размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.
Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.
Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.
В соответствии с требованиями пунктов 4 и 14 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных приказом МЧС РФ №315 от 18.06.2003 г., в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; лестничных клеток.
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.
Проведенной проверкой установлено, что в здании ПО «Кемлянское», расположенного по адресу: Республика Мордовия, Ичалковский муниципальный район, ул. Советская, д. 39, во всех помещениях электросветильники не оборудованы колпаками (рассеивателями) предусмотренные конструкцией светильника; распределительные коробки электропроводки не закрыты защитными крышками; во всех помещениях в электрощитовых не указаны наименования питающих групп; отсутствует пожарная автоматическая сигнализация; пожарные краны не укомплектованы рукавами и стволами, не произведена перекатка рукавов; на дверях чердачных помещений отсутствует информацию о месте хранения ключей; не произведена огнезащитная обработка несущих деревянных конструкций чердачного помещения; не произведена проверка первичных средств пожаротушения и при необходимости провести их перезарядку; не произведен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электропроводки; не убран горючий мусор из под лестничной клетки; имеется загромождение путей эвакуации; не имеется достаточное количество эвакуационных выходов из подвального помещения.
Прокурор ссылается на то, что магазин ПО «Кемлянское» относится к объектам с массовым пребыванием людей и не исключается возможность выбора указанного здания в качестве мишени проведения террористической атаки. Поэтому выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности могут способствовать успешному проведению террористического акта и затруднить минимизацию и ликвидацию его последствий.
Вынесенное 22.02.2011 года в адрес председателя ПО «Кемлянское» Калининой Л.М. представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, требований антитеррористической защищенности и укрепленности объектов особой важности, причин и условий им способствующих до настоящего времени не исполнено, что подтверждается актом проверки ПО «Кемлянское» от 18.01.2012 года.
Невыполнение указанных выше мероприятий создает опасность возможного причинения вреда здоровью граждан в будущем (возгорании в зданиях и объектах, что в свою очередь может повлечь массовую гибель людей), что в силу части 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для предъявления иска об устранении обстоятельств, создающих такую опасность.
На основании изложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие правления ПО «Кемлянское» по не устранению нарушений законодательства и обязать правление ПО «Кемлянское» в срок до 01.06.2012 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, требований антитеррористической защищенности и укрепленности объектов особой важности, создающих опасность для жизни и здоровья граждан, а именно: в помещениях данной организации закрыть защитными крышками распределительные коробки электропроводки; установить автоматическую пожарную сигнализацию; укомплектовать пожарные краны рукавами и стволами; произвести огнезащитную обработку несущих деревянных конструкций чердачного помещения; убрать горючий мусор из под лестничной клетки, освободить пути эвакуации, а также взыскать с ответчика государственную пошлину.
Согласно заявлению об уточнении исковых требований прокурор просил признать незаконным бездействие правления ПО «Кемлянское» по не устранению нарушений законодательства и обязать правление ПО «Кемлянское» в срок до 01.06.2012 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, требований антитеррористической защищенности и укрепленности объектов особой важности, создающих опасность для жизни и здоровья граждан, а именно: в помещениях ПО «Кемлянское» закрыть защитными крышками распределительные коробки электропроводки; установить автоматическую пожарную сигнализацию; укомплектовать пожарные краны рукавами и стволами; произвести огнезащитную обработку несущих деревянных конструкций чердачного помещения; убрать горючий мусор из под лестничной клетки, освободить пути эвакуации, путем создания специально предназначенной площадки для хранения мусора. Взыскать с ответчика государственную пошлину.
Заявление об уточнении исковых требований представителя ответчика и третьего лица вручены.
Представитель ответчика ПО «Кемлянское» Калинина Л.М. согласно заявлению иск признала в полном объеме, просила дело рассмотреть в её отсутствии.
Представитель третьего лица Отделения надзорной деятельности Ичалковского муниципального района УНД ГУ МЧС России по Республике Мордовия Юдин В.А., действующий на основании доверенности от01 февраля 2012 года, согласно заявлению просил дело рассмотреть в его отсутствии, исковые требования поддержал полностью.
В соответствии со статьей 167 ГПК Российской Федерации, суд с учетом мнения истца, определил рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика и третьего лица.
В судебном заседании заместитель прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Буров А.В. исковое заявление, с учетом уточнения исковых требований, поддержал, по основаниям, изложенным в нем.
Выслушав доводы истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что согласно предписанию от 22.02.2011 года, вынесенному прокурором Ичалковского района Республики Мордовия по результатам проверки исполнения ПО «Кемлянское» законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, руководителю учреждения было предложено выполнить мероприятия по устранению выявленных нарушений. При дополнительной проверке соблюдения законодательства о пожарной безопасности установлено, что представление прокурора полностью не было исполнено. На момент дополнительной проверки в помещениях здания магазина ПО «Кемлянское» по адресу: Республика Мордовия, Ичалковский район, с. Кемля, ул. Советская, установлено, что представление прокурора полностью не было исполнено. В том числе, в помещениях данной организации не закрыты защитными крышками распределительные коробки электропроводки; не установлена автоматическая пожарная сигнализация; не укомплектованы пожарные краны рукавами и стволами; не произведена огнезащитная обработка несущих деревянных конструкций чердачного помещения; не убран горючий мусор из-под лестничной клетки.
В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Учитывая, что признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает его.
В соответствии со статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом требований статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет муниципального образования подлежит взысканию госпошлина в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей 00 копеек.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь предоставленных сторонами доказательств, в пределах заявленных требований и по указанным основаниям, руководствуясь статьями 39, 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора Ичалковского района Республики Мордовия, в интересах неопределенного круга лиц, к Потребительскому обществу «Кемлянское», третье лицо на стороне истца: Отделение надзорной деятельности Ичалковского муниципального района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Мордовия о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие правления Потребительского общества «Кемлянское» по не устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, требований антитеррористической защищенности и укрепленности объектов особой важности, создающих опасность для жизни и здоровья граждан.
Обязать правление Потребительского общества «Кемлянское» в срок до 01 июня 2012 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, требований антитеррористической защищенности и укрепленности объектов особой важности, создающих опасность для жизни и здоровья граждан, а именно: в помещениях ПО «Кемлянское» закрыть защитными крышками распределительные коробки электропроводки; установить автоматическую пожарную сигнализацию; укомплектовать пожарные краны рукавами и стволами; произвести огнезащитную обработку несущих деревянных конструкций чердачного помещения; убрать горючий мусор из-под лестничной клетки, освободить пути эвакуации, путем создания специально предназначенной площадки для хранения мусора.
Взыскать с Потребительского общества «Кемлянское» государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей в бюджет Ичалковского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в Верховный Суд Республики
Мордовия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Ежова
Решение суда в окончательной форме вынесено 03 февраля 2012 года.
Председательствующий Е.В.Ежова