Дело № 2-83/2012
Решение
Именем Российской Федерации
07 февраля 2012 года с.Кемля
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Ежовой Е.В.,
при секретаре Капитоновой О.А.,
с участием заместителя прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Бурова А.В.,
представителя ответчика Администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Сесорова В.Ю., действующего на основании доверенности от 25 января 2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-83/2012 по исковому заявлению прокурора Ичалковского района Республики Мордовия, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, третье лицо на стороне истца: Отделение надзорной деятельности Ичалковского муниципального района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Мордовия о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В исковом заявлении указав, что прокуратурой района совместно с ОНД Ичалковского муниципального района Республики Мордовия проведена проверка исполнения администрацией района законодательства о пожарной безопасности, а также соблюдения требований антитеррористической защищенности и укрепленности, в ходе которой выявлены существенные нарушения действующего законодательства.
Так, согласно статье 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон) террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
В соответствии с требованиями статьи 2 Закона и Указа Президента РФ № 116 от 15.02.2006 «О мерах по противодействию терроризму» профилактика терроризма, а также минимизация и ликвидация его последствий возлагается, наряду с другими субъектами, на должностных лиц организаций и учреждений, основными принципами противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно преамбулы Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон) настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации.
Статьей 37 данного Федерального закона установлено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии со свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года № 23 от 18 июня 1996 года администрация Ичалковского района Республики Мордовия зарегистрирована в Управлении Министерства юстиции РФ по Республике Мордовия и находится по адресу: Республика Мордовия, Ичалковский район, с. Кемля, ул. Советская, 62.
Согласно пунктами 51, 53, 57 и 60 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313 (далее – ППБ 01-03), при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
При эксплуатации действующих электроустановок запрещается: использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией; пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями; обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара; применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания; размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.
В соответствии с требованиями пункта 14 Норм пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ № 315 от 18.06.2003 г., перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.
Проведенной проверкой в деятельности администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия установлены следующие нарушения действующего законодательства: отсутствует автоматическая пожарная сигнализация на 1 и 2 этажах; не произведен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электопроводки; не демонтирована горючая обшивка стен и маршей лестниц (или не обработана огнезащитным составам); не убраны горючие элементы на путях эвакуации корпусов (не заменен линолеум не соответствующий группе горючести); распределительные коробки электропроводки не закрыты защитными крышками; в электрощитовых не указано наименование питающих групп.
Учитывая, что здание администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия относится к объектам с массовым пребыванием людей и нельзя исключить возможность выбора указанных зданий в качестве мишени проведения террористической атаки, вышеуказанные нарушения законодательства о пожарной безопасности могут способствовать успешному проведению террористического акта и затруднить минимизацию и ликвидацию его последствий.
В адрес главы администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Дмитриевой В.Г. внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, а также требований антитеррористической защищенности и укрепленности здания, однако по результатам рассмотрения представления администрацией района каких-либо действенных мер по устранению выявленных нарушений действующего законодательства не принято и часть нарушений имеют место до настоящего времени, что подтверждается актом проверки администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия от 18.01.2012 года.
Невыполнение указанных выше мероприятий создает опасность возможного причинения вреда здоровью граждан в будущем (возгорании в зданиях и объектах, что в свою очередь может повлечь массовую гибель людей), что в силу части 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для предъявления иска об устранении обстоятельств, создающих такую опасность.
На основании изложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие должностных лиц администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия и обязать администрацию Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в срок до 01.06.2012 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, требований антитеррористической защищенности и укрепленности объектов особой важности, создающих опасность для жизни и здоровья граждан, а именно: установить автоматическую пожарную сигнализацию на 1 и 2 этажах здания; демонтировать горючую обшивку стен и маршей лестниц (или обработать огнезащитным составом, в коридорах административного здания); убрать горючие элементы на путях эвакуации корпусов (заменить линолеум не соответствующий группе горючести, в коридорах административного здания).
В порядке уточнения исковых требований прокурор просил признать незаконным бездействие должностных лиц администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия и обязать администрацию Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в срок до 01.06.2012 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, требований антитеррористической защищенности и укрепленности объектов особой важности, создающих опасность для жизни и здоровья граждан, а именно: установить автоматическую пожарную сигнализацию на 1 и 2 этажах здания; демонтировать горючую обшивку стен и маршей лестниц (или обработать огнезащитным составом, в коридорах административного здания); убрать горючие элементы на путях эвакуации корпусов (заменить линолеум не соответствующий группе горючести, по технической характеристике «воспламеняемости» в коридорах административного здания).
Представитель третьего лица Отделения надзорной деятельности Ичалковского муниципального района УНД ГУ МЧС России по Республике Мордовия Юдин В.А., действующий на основании доверенности от 01.02.2012 г., согласно заявлению иск поддержал в полном объеме и просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В соответствии со статьей 167 ГПК Российской Федерации, с учетом мнения участников судебного заседания, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.
В судебном заседании заместитель прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Буров А.В. исковое заявление, с учетом уточнения заявленных требований, иск поддержал, по основаниям, изложенным в нем.
Представитель ответчика Администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Сесоров В.Ю. в судебном заседании иск признал частично и суду пояснил, что не признает требования иска по демонтированию горючих элементов на путях эвакуации – уборка линолеума. В судебных прениях представитель ответчика пояснил, что исковые требования признает в полном объеме.
Заслушав доводы сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Указа Президента Российской Федерации № 116 от 15.02.2006 «О мерах по противодействию терроризму» профилактика терроризма, а также минимизация и ликвидация его последствий возлагается, наряду с другими субъектами, на должностных лиц организаций и учреждений, основными принципами противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности
В соответствии с пунктом 14 Норм пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» вопрос защите зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией решается в соответствии с перечнем согласно обязательному приложению к Нормам.
В силу пункта 9 Приложения (Таблица № 1) подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией здания общественного и административно-бытового значения независимо от их площади и этажности.
В соответствии с пунктом 53 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 (ППБ 01-03) при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Согласно п.6.25 СНиП 21-01-97 в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и здания класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, Д2, Т2 – для покрытия пола в общих коридорах, холлах и фойе.
Согласно пункта 7 статьи 13 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» по воспламеняемости горючие строительные материалы (в том числе напольные ковровые покрытия) в зависимости от величины критической поверхностной плотности теплового потока подразделяются на следующие группы:
1) трудновоспламеняемые (В1), имеющие величину критической поверхностной плотности теплового потока более 35 киловатт на квадратный метр;
2) умеренновоспламеняемые (В2), имеющие величину критической поверхностной плотности теплового потока не менее 20, но не более 35 киловатт на квадратный метр;
3) легковоспламеняемые (В3), имеющие величину критической поверхностной плотности теплового потока менее 20 киловатт на квадратный метр.
Судом при рассмотрении дела установлено, что согласно предписанию от 22.02.2011 года, вынесенному прокурором Ичалковского района Республики Мордовия по результатам проверки исполнения администрацией Ичалковского муниципального района Республики Мордовия законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, руководителю учреждения было предложено выполнить мероприятия по устранению выявленных нарушений. При дополнительной проверке соблюдения законодательства о пожарной безопасности установлено, что представление прокурора полностью не было исполнено. На момент дополнительной проверки в здании администрации по адресу: Республика Мордовия, Ичалковский район, с. Кемля, ул. Советская, 62, установлено, что представление прокурора полностью не было исполнено. А именно, не установлена автоматическая пожарная сигнализация на 1 и 2 этажах здания; не демонтирована горючая обшивка стен и маршей лестниц (или не обработана огнезащитным составом); не убраны горючие элементы на путях эвакуации корпусов (линолеум в коридорах не соответствует группе горючести по технической характеристике «воспламеняемость»).
Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
Согласно представлению прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в адрес Главы Администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в результате прокурорской проверки деятельности администрации на предмет соблюдения требований пожарной безопасности 22 февраля 2011 года были выявлены следующие нарушения действующего законодательства: отсутствует автоматическая пожарная сигнализация на 1 и 2 этажах; не произведен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электопроводки; не демонтирована горючая обшивка стен и маршей лестниц (или не обработана огнезащитным составам); не убраны горючие элементы на путях эвакуации корпусов (не заменен линолеум не соответствующий группе горючести); распределительные коробки электропроводки не закрыты защитными крышками; в электрощитовых не указано наименование питающих групп. Указанные нарушения было предложено устранить и о результатах рассмотрения представления письменно сообщить прокурору в месячный срок (л.д. 7-10).
Согласно сообщению и.о. Главы администрации Ичалковского муниципального района представление прокурора было рассмотрено и часть нарушений было устранено. Работы по установке автоматической пожарной сигнализации, обработке огнезащитным составом обшивки стен и маршей лестниц, замене линолеума не соответствующего группке горючести, с учетом возможности их финансирования запланировано произвести до окончания 3 квартала 2011 года (л.д. 11).
Из ксерокопии Положения следует, что Администрация Ичалковского муниципального района Республики Мордовия наделена правами юридического лица и является казенным учреждением. Имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления (л.д. 34-41).
Ксерокопиями свидетельств о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и о постановке на учет в налоговом органе подтверждается регистрация Администрации Ичалковского муниципального района как юридического лица (л.д. 42-43).
Дополнительным актом проверки от 18 января 2012 года подтверждается, что нарушения действующего законодательства, указанные в представлении прокурора района от 22.02.2011 года не устранены, а именно: отсутствует автоматическая пожарная сигнализация на 1 и 2 этажах; не демонтирована горючая обшивка стен и маршей лестниц (или обработать огнезащитным составом) в коридорах административного здания; не убраны горючие элементы на путях эвакуации корпусов (заменить линолеум не соответствующий группе горючести в коридорах административного здания) (л.д. 6).
Ксерокопией свидетельства о государственной регистрации права подтверждается право муниципальной собственности Администрации Ичалковского района Республики Мордовия на административное здание, расположенное по адресу: Республика Мордовии, Ичалковский район, рабочий поселок Кемля, ул.Советская, д.№62 (л.д. 58).
Ксерокопиями товарной накладной №200 от 24.12.09г. и счета №242 от 24 декабря 2009 года подтверждается приобретение Администрацией Ичалковского муниципального района Республики Мордовия линолеума «Таркетт Спринт» в количестве 217 кв.м. (л.д.64-65).
Из ксерокопии сертификата соответствия № РОСС RU. СЛ 41 Н 00228, декларации соответствия № Д-RU. ПБ 15.В.00003, приложения №1 к декларации о соответствии № Д-RU.ПБ 15.В.00003 следует, что линолеум ПВХ «марафон» тип «СПРИНТ» по свойствам материала относится по горючести к группе сильногорючее (Г.4); по воспламеняемости к группе легковоспламеняемое (В3); по способности распространения пламени по поверхности к группе слабораспространяющее (РП2); по дымообразующей способности к умеренной дымообразующей способсностью (Д2); по токсичности продуктов горения к умеренноопасному (Т2) (л.д.59-63).
Ксерокопиями счета-фактуры №450 от 20 июня 2008 г., накладной №450 от 20.06.2008 г. подтверждается приобретение Администрацией Ичалковского района Республики Мордовия линолеума Оптима(л.д.69-70).
Из ксерокопии сертификата соответствия № РОСС RU.СЛ41.Н00227, декларации о соответствии №Д-RU.ПБ33.В.00006 и приложения №1 к декларации о соответствии №Д-RU.ПБ33.В.00006 следует, что линолеум Оптима по свойствам материала относится по горючести к группе сильногорючее (Г.4); по воспламеняемости к группе легковоспламеняемое (В3); по способности распространения пламени по поверхности к группе слабораспространяющее (РП2); по дымообразующей способности к с умеренной дымообразующей способсностью (Д2); по токсичности продуктов горения к умеренноопасному (Т2) (л.д.66-68).
Ксерокопией технического паспорта на здание, расположенное по адресу ул.Советская,д.62 с.Кемля Ичалковского района Республики Мордовия следует, что площадь коридоров II этажа здания составляет 128 кв.м., площадь коридоров III этажа здания составляет 118,1 кв.м. ( л.д.72-79).
Ксерокопией плана эвакуации людей из корпуса Администрации в случае пожара 2 этажа подтверждается, что путь эвакуации проходит по коридору 2 этажа здания (л.д.80).
Ксерокопией плана эвакуации людей из корпуса Администрации в случае пожара 3 этажа подтверждается, что путь эвакуации проходит по коридору 3 этажа здания (л.д.81).
Ксерокопией акта приемки выполненных работ от 23 сентября 2008 года подтверждается выполнение ремонтных работ по покрытию полов линолеумом общей площадью 150 кв.м. ( л.д71).
В соответствии со статьей 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Давая оценку исследованным в судебном заседании, предоставленным сторонами доказательствам, суд в соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации полагает, что указанные доказательства являются относимыми, допустимыми и достоверными, как каждое в отдельности и своей совокупности достаточными для вынесения судебного решения.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания юридически значимых обстоятельств по делу лежит на сторонах. Суд при рассмотрении данного дела в соответствии со статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обеспечил сторонам условия для собирания и истребования доказательств по делу.
Так истцом предоставлены доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных исковых требований, ответчик доказательств, опровергающих доводы иска, суду не предоставил.
Учитывая установленные при рассмотрении дела обстоятельства и оценив представленные сторонами доказательства, суд полагает исковые требования прокурора Ичалковского района Республики Мордовия обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора Ичалковского района Республики Мордовия, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, третье лицо на стороне истца: Отделение надзорной деятельности Ичалковского муниципального района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Мордовия о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия по не устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, требований антитеррористической защищенности и укрепленности объектов особой важности, создающих опасность для жизни и здоровья граждан.
Обязать Администрацию Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в срок до 01 июня 2012 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, требований антитеррористической защищенности и укрепленности объектов особой важности, создающих опасность для жизни и здоровья граждан, в здании администрации, расположенном по адресу: Республика Мордовия, Ичалковский район, с. Кемля, ул. Советская, 62, а именно:
установить автоматическую пожарную сигнализацию на 1 и 2 этажах здания администрации;
демонтировать горючую обшивку стен и маршей лестниц в коридорах административного здания (или обработать огнезащитным составом);
убрать горючие элементы на путях эвакуации корпусов (линолеум в коридорах не соответствует группе горючести по технической характеристике «воспламеняемость»).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в Верховный Суд Республики
Мордовия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Ежова
В окончательной форме решение суда вынесено 07 февраля 2012 года.
Председательствующий Е.В.Ежова