ч.4 ст. 264 УК РФ



Дело № 1-76/2011                                                             

                                                                                                                           

ПРИГОВОРИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 декабря 2011 года                                                                                                      п. Ибреси

Судья Ибресинского районного суда Чувашской Республики Александров Ю.Н.,

с участием государственных обвинителей прокуратуры Ибресинского района Чувашской Республики Кудряшова А.Н. и Мадюшкина А.А.,

подсудимого Тарасова С.Н.,

защитника - адвоката Шленского С.Л., представившего удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Петрове Р.В.,

а также потерпевшей ФИО1 и ее представителя адвоката ФИО19, потерпевшего ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Тарасова Сергея Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Чувашской Республики, зарегистрированного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, проживающего по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, <данные изъяты>, ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 264 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Тарасов С.Н. нарушил, управляя автомобилем, правила дорожного движения, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека при следующих обстоятельствах.

Так он, ДД.ММ.ГГГГ около ДД.ММ.ГГГГ часа ДД.ММ.ГГГГ минут, управляя в состоянии алкогольного опьянения автомашиной марки «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком RUS с находящемся в салоне на переднем пассажирском сиденье ФИО5, следуя по автодороге «<данные изъяты>» в направлении со стороны <адрес> в сторону <адрес> Чувашской Республики, на <данные изъяты> км около перекрестка названной автодороги с автодорогой, ведущей в сторону <адрес> Чувашской Республики, имея достаточные обзор и видимость в направлении движения для постоянного контроля за дорожной обстановкой и для обеспечения безопасности движения, нарушив п. 1.4. Правил дорожного движения Российской Федерации, принятых Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, с последующими изменениями (далее по тексту «Правила»), гласящего, что на дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств; в нарушение п. 1.5. Правил, согласно которому, участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда; в нарушении п. 2.7. Правил, запрещающего водителю управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения; нарушив п. 8.1. Правил о том, что перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения; в нарушении п. 9.1. Правил, согласно которому количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1,5.15.2,5.15.7,5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева; нарушив п. 13.12. Правил, гласящего, что при повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо, не оценив правильно сложившуюся дорожную ситуацию и своевременно обнаружив опасность для движения, не принимая возможных мер к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства, не остановившись и не уступив дорогу, выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение со следовавшей во встречном направлении со стороны <адрес> в сторону <адрес> Чувашской Республики автомашиной марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком RUS под управлением ФИО4 В результате дорожно-транспортного происшествия последний получил телесные повреждения в виде: сочетанной тупой травмы головы, шеи туловища, верхних и нижних конечностей, относящиеся к категории повреждений, причинивших тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; головы в виде ушибленных ран, ссадин, кровоподтеков, очагового кровоизлияния на склере правого глаза, травматической экстракции 1 зуба справа на нижней челюсти с разрывом и кровоизлиянием слизистой десны; раны слизистой нижней губы и подслизистым кровоизлиянием; шеи в виде перелома остистого отростка 4 шейного позвонка с кровоизлияниями в мягкие ткани, переломов больших рогов подъязычной кости с кровоизлиянием в мягкие ткани; туловища в виде множественных двухсторонних переломов ребер по различным анатомическим линиям, повреждением пристеночной плевры в проекции 11 ребра по средней подмышечной линии, кровоизлиянием в обе плевральные полости (около 700 мл жидкой крови), в клетчатку переднего средостения, в корень легких, под висцеральной плевры, мягкие ткани грудной клетки, в брыжейку толстого и тонкого кишечника, с переходом на желудочно-ободочную связку, в стенку толстого кишечника и желудка, в просвет тонкой кишки, под капсулу поджелудочной железы, в околопочечную клетчатку справа и слева, в брюшную полость (около 650 мл жидкой крови при вскрытии и около 1000 мл при операции), под капсулой ворот селезенки, мягкие ткани поясничной области, разрыв тонкой кишки, разрыв брыжейки толстой и тонкой кишки, оскольчатого перелома костей таза с кровоизлиянием в мягкие ткани и залобковое пространство, разрывов крестцово-подвздошного сочленения справа, разрывов мошонки и выпадение левого яичка, кровоподтек на коже основания полового члена; верхних конечностей в виде кровоподтеков на коже; нижних конечностей в виде закрытого оскольчатого перелома левой бедренной кости со смещением и кровоизлиянием в мягкие ткани в области перелома, ссадин и кровоподтеков на коже, раны на передней поверхности верхней трети левой голени, от которых ФИО4 скончался в ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ минут ДД.ММ.ГГГГ в МУЗ «<данные изъяты>». Кроме этого в результате данного дорожно-транспортного происшествия пассажир ФИО5 получил телесные повреждения в виде ушибленной раны верхней губы, которая не причинила вреда здоровью и степень тяжести ее не определяется.         

В ходе судебного разбирательства подсудимый Тарасов С.Н. виновным себя в совершении вышеуказанного преступления признал частично, пояснив, что признает факт управления им автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, но не согласен с тем, что он выехал на полосу встречного движения в результате чего произошло ДТП, а так же показал, что ДД.ММ.ГГГГ после обеда, когда он находился в своем доме по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, к нему пришел находящийся в состоянии алкогольного опьянения житель д. <адрес> Чувашской Республики ФИО5 и попросил ему налить спиртные напитки. Затем его жена вынесла во двор спиртное и он угостил ФИО5 спиртными напитками, после чего последний ушел. Когда около <данные изъяты> часов к нему приехал ФИО6 со своей женой ФИО7, то ФИО5 вернулся и стал просить и намекать дать ему выпить спиртного. После этого они сели за стол, к ним присоединился сосед ФИО8, мужчины пили водку, а его жена с ФИО7 пили вино, сам он выпил около 3-4 рюмок водки. Когда ФИО5 опьянел и стал просить отвезти его домой, он ответил, что выпил спиртное и никуда не поедет. После этого ФИО5 стал приставать с такой же просьбой к ФИО8 и ФИО6, но те также ответили отказом. Далее, не вытерпев и чувствуя неудобство перед гостями, он решил отвезти ФИО5 домой на стоящей перед домом оформленной на него как на временного собственника автомашине марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком RUS. Около <данные изъяты> часа они вышли, он сел за руль автомашины, ФИО5 сел на переднее пассажирское сидение, больше в машине никого не было, ремнями безопасности никто не пристегнулся. На автодороге «<данные изъяты>» по направлению в <адрес> ему надо было повернуть налево в сторону д. <адрес> Чувашской Республики, к этому повороту он двигался на нейтральной передаче «накатом» и когда скорость его автомобиля составляла около 30-40 км/ч, двигатель заглох. В тот момент он видел движущуюся во встречном направлении автомашину с включенными фарами, но ее марку не разобрал. Подъезжая ближе к перекрестку, он повернул ключ зажигания, но двигатель не завелся и он отпустил ключ обратно. Когда он вновь хотел завести двигатель, но не помнит успел или нет повернуть ключ зажигания, отвлекся на пассажира ФИО5 и произошел удар спереди, после чего он потерял сознание. При этом сам он ехал по своей полосе движения, фары были включены, а также был включен левый указатель поворота. Каким именно образом произошло столкновение он сказать не может, так как в тот момент он либо смотрел на дорогу, либо на панель приборов. Также не может сказать, ехала ли встречная автомашина по своей полосе движения, а также успел ли он нажать на педаль тормоза.

Несмотря на частичное признание вины подсудимым Тарасовым С.Н., его вина в совершении вышеуказанного преступления в судебном заседании полностью установлена исследованными судом доказательствами.

К такому выводу суд пришел как исходя из анализа показаний самого подсудимого Тарасова С.Н., так и других доказательств.

Из протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными схемой ДТП и фототаблицей (том 1 л.д. 9-24) следует, что им является <данные изъяты> км участка автодороги «<данные изъяты>». Осмотренная автомашина марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком RUS имела повреждения в виде полной деформации передней части, обеих передних дверей, крыши, смятых передний стоек кузова, разбитого лобового и переднего правого стекла. Осмотренная автомашина марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком RUS имела повреждения в виде деформации передней части, крыши, полной деформации по кругу, максимально передней левой части, разбитых переднего правого, переднего левого, заднего левого стекол дверей, отсутствия лобового стекла, отсутствия левого зеркала, разбитого правого зеркала. Указанные автомашины были изъяты с места ДТП.

Согласно дополнительному протоколу осмотру места происшествия с приложенными схемой происшествия и фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 32-37), был осмотрен участок местности на автодороге <данные изъяты> км «<данные изъяты>». Объектом осмотра являлся участок автодороги «<данные изъяты>» возле поворота с автодороги «<данные изъяты>» в сторону автопарка в д. <адрес> Чувашской Республики, осмотр произведен в направлении движения из <адрес> в сторону <адрес>, привязка осмотра осуществлена от края железобетонной водосточной трубы со стороны г. <адрес> Осматриваемый участок дороги с асфальтным покрытием, края проезжей части дороги обозначены сплошными линиями разметки, расстояние между краем асфальтного покрытия до линии разметки составляет 0,25 м. На асфальтном покрытии на перекрестке автодорог на расстоянии 3,4 м от края железобетонной трубы в сторону <адрес> и на расстоянии 0,25 м от продолжения линии разметки края дороги был виден начало следа торможения колес автомашины, след по мере движения в сторону правой обочины приобретал более глубокий и четкий вид. Через 4,7 м след пересекался с линией разметки края дороги, через 4,5 м след прерывался при пересечении края асфальтного покрытия. На расстоянии 11 м от начала следа торможения на асфальтном покрытии на расстоянии 0,52 м от линии разметки края имелись несколько глубоких царапин на асфальтном покрытии, рядом имелись следы юза шин автомашины, образуемые при боковом скольжении колес, края которых расположены на расстоянии 1,15 м от линии разметки края автодороги. За указанными следами начинаются круговые спиралевидные следы от шин автомашины. На уровне начала глубоких царапин и следов бокового юза на обочине автодороги и проезжей части имелось множество мелких частей в виде осколков стекла, пластмассы, зеркала и т.д.       

Из дополнительного протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 63-64) следует, что на предполагаемом месте ДТП на участке автодороги «<данные изъяты>», расположенном возле д. <адрес> Чувашской Республики, статистом определена видимость препятствия с рабочего места автомобиля, все параметры которого были идентичны параметрам автомобиля марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком RUS под управлением Тарасова С.Н., составившая при скорости движения 10-20 км/ч - 720 м., 715 м. и 725 м.

Согласно заключению автотехнической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 94-101), скорость движения автомобиля <данные изъяты> перед столкновением была снижена на 49 км/ч. Определить скорость автомобиля <данные изъяты> в момент столкновения экспертным путем не представляется возможным. В практике автотехнических исследований известны методики определения скорости движения транспортного средства исходя из длины следа торможения на «юз», оставленного транспортным средством на проезжей части, перемещения транспортных средств после столкновения, величине отлета мелких осколков стекла, либо мелких частей пластмассовых деталей, разрушенных в результате дорожно-транспортного происшествия. Автомобиль ВАЗ-21124, снизив скорость движения на 49 км/ч, не остановился, а продолжал двигаться с определенной скоростью, то есть обладал кинетической энергией, которая в результате столкновения с автомобилем <данные изъяты> перешла в работу деформации кузовных деталей и перемещение автомобилей до мест их полной остановки. Рассчитать же величину кинетической энергии, которой обладал автомобиль <данные изъяты> в момент столкновения, а равно как и скорость автомобиля <данные изъяты> в момент столкновения экспертным путем не представляется возможным ввиду отсутствия научно-обоснованных и опробированных на практике методик. Место столкновения автомобилей <данные изъяты> и <данные изъяты> находится на полосе проезжей части дороги, предназначенной для движения автомобиля <данные изъяты> в зоне разброса осколков стекла и пластмассы, зафиксированных в протоколе осмотра места происшествия и схеме места дорожно-транспортного происшествия. Вероятный механизм столкновения автомобилей <данные изъяты> и <данные изъяты> был следующий: первоначальный контакт автомобилей произошел передними частями автомобилей. А именно левая сторона переднего бампера, радиаторная решетка, левая сторона переднего капота, переднее левое крыло автомобиля <данные изъяты> и переднее правое крыло, передний бампер, радиаторная решетка, передний капот и переднее левое крыло автомобиля <данные изъяты> под углом, составляющим около 1350 (± 100) между продольными осями автомобилей. Далее происходила деформация контактирующих панелей кузовов автомобилей <данные изъяты> и <данные изъяты> с последующим взаимным перемещением с поворотом в направлении против движения часовой стрелки при взгляде сверху, с расцеплением автомобилей и перемещением, до мест их полной остановки, которые зафиксированы на схеме осмотра места дорожно-транспортного происшествия. В данной дорожно-транспортной ситуации водителю автомобиля <данные изъяты> следовало руководствоваться требованиями пункта 10.1. Правил дорожного движения РФ. В данной дорожно-транспортной ситуации водителю автомобиля <данные изъяты> следовало руководствоваться требованиями пунктов 1.3., 1.4., 1.5., 2.7., 8.1., 9.1. и 13.12. Правил дорожного движения РФ. Предотвращение дорожно-транспортного происшествия зависело не от наличия либо отсутствии технической возможности, а от выполнения водителем автомобиля <данные изъяты> требований пунктов 1.4., 1.5., 8.1., 9.1. и 13.12. Правил дорожного движения РФ. С технической точки зрения, одной из причин дорожно-транспортного происшествия послужили действия водителя автомобиля <данные изъяты>, который, совершая маневр (поворот налево), не уступил дорогу автомобилю <данные изъяты>, двигавшемуся по равнозначной дороге со встречного направления прямо и выехал на полосу встречного движения, где совершил столкновение с последним (то есть несоблюдение пунктов 1.4., 1.5., 8.1., 9.1. и 13.12. Правил дорожного движения РФ).

Потерпевший ФИО5 суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ около ДД.ММ.ГГГГ часов он пошел к ФИО21 в <адрес> Чувашской Республики помогать сажать картошку и после работы выпил 100 гр. водки, 0,5 л. пива и 50 гр. вина. Оттуда пошел к жителю этой же деревни ФИО22, но того дома не оказалось и тогда он встретил Тарасова С.Н. и его жену ФИО9 Тарасов С.Н. показал ему новую баню, а его жена вынесла кружку водки, которую он выпил вместе с последней, при этом не видел, как Тарасов С.Н. употреблял спиртное. Далее к ФИО9 приехали гости ФИО6 с женой ФИО7 на автомашине марки «<данные изъяты>», также пришел сосед ФИО8 Уже в доме хозяева накрыли на стол, на котором стояли бутылки с водкой и вином, сам он пил водку и играл на гармошке. Опьянев, он попросил ФИО8 отвести его домой в д. <адрес> Чувашской Республики, но тот отказался, сказав, что выпил спиртное. Затем на его просьбу согласился Тарасов С.Н. и около ДД.ММ.ГГГГ часа они на автомашине последнего марки <данные изъяты> направились в сторону автодороги «<данные изъяты>», Тарасов С.Н. сел за руль, а он на переднее пассажирское сидение. Сам он не был пристегнут ремнем безопасности и не помнит был ли пристегнут Тарасов С.Н. На вышеуказанной автодороги они направились в сторону <адрес> до поворота в сторону автопарка в <адрес>. Не доезжая до названного поворота, он стал пристегиваться ремнем безопасности и, наклонившись влево с целью найти клейму, чтобы пристегнуться, почувствовал удар в машину, после чего потерял сознание и пришел в себя лишь в больнице. При этом он точно помнит, что двигатель автомашины Тарасова С.Н. в ходе движения не глох, он не останавливался и не пытался завести двигатель, также не помнит включены ли были фары автомашины.

Свидетель ФИО10 суду показал, что около ДД.ММ.ГГГГ часа ДД.ММ.ГГГГ минут ДД.ММ.ГГГГ он на своем собственном мопеде выехал из <адрес> Чувашской Республики к себе домой в <адрес> Чувашской Республики по автодороге «<данные изъяты>» в направлении в сторону <адрес>. Не доезжая 15-20 метров до поворота в <адрес> Чувашской Республики со стороны этого поселка, не уступив ему движение и не включив указатели правого поворотника, выехала автомашина марки <данные изъяты> темно-синего цвета и направилась в сторону <адрес>. Эта автомашина двигалась со скоростью около 60-70 км/ч. Так же он видел, как во встречном направлении со стороны <адрес> движется автомашина с включенным передним светом фар, скорость которой он определить не мог. В тот момент, когда автомашина марки <данные изъяты> приблизилась к повороту в сторону автопарка в д. <адрес> Чувашской Республики, ее водитель, не притормозив, не уступив движение находящейся на расстоянии около 10 метров встречной автомашине и не включив указатель левого поворота, резко выехал на встречную полосу движения с целью совершить поворот в сторону указанного автопарка, в результате чего произошло столкновение. От столкновения автомашину марки <данные изъяты> отбросило назад в сторону <адрес> примерно на 10 м., а ехавшая со стороны           <адрес> автомашина вылетела в придорожный кювет с правой стороны по ходу ее движения. Доехав до места ДТП, он увидел как со стороны <адрес> прибежали 4-5 молодых парней, которых он попросил вызвать машину скорой помощи. Подойдя к стоящей передней частью в сторону <адрес> автомашине <данные изъяты>, увидел сидящего на переднем пассажирском сиденье ФИО5, на лице которого была кровь, а водителя этой автомашины изначально он не увидел, передняя часть автомашины была полностью разбита. Спустившись в кювет, увидел лежащего лицом вниз мужчину, говорившего: «Задержите их, задержите», в котором он узнал жителя <адрес> Чувашской Республики ФИО4 На расстоянии около 5-7 метров от последнего передней частью в сторону <адрес> находилась автомашина светлого цвета, передняя часть которой была полностью разбита. Вновь подойдя к автомашине марки <данные изъяты>, он увидел, что ее водителя откинуло на правое заднее пассажирское сидение, его ноги были под водительским сиденьем.

Свидетель ФИО11 суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он заступил на суточное дежурство с фельдшером ФИО12 Выехав около ДД.ММ.ГГГГ часов по поступившему вызову на место ДТП, около перекреста в сторону д. <адрес> Чувашской Республики на правой полосе автодороги по направлению в сторону <адрес> увидел стоящую легковую автомашину марки <данные изъяты>, передняя часть которой была направлена в сторону <адрес>. Кроме этого в правом придорожном кювете стояла еще одна легковая автомашина марки <данные изъяты>, передняя часть которой также была направлена в сторону <адрес>. Передние части обеих автомашин были сильно разбиты. После них на место ДТП прибыли сотрудники МЧС. Когда кто-то сказал, что в правом придорожном кювете лежит мужчина, они взяли носилки и спустились в кювет, где на расстоянии около 4-5 метров от автомашины марки <данные изъяты> на животе головой в сторону автомашины лежал мужчина, который был в сознании, разговаривал, спрашивал что у него с ногой, его левая нога была сломана. После того, как фельдшер ФИО12 оказал этому мужчине первую медицинскую помощь и сделал обезболивающий укол, они положили его на носилки и при помощи присутствующих людей отнесли в машину скорой медицинской помощи. Уже в машине он узнал в этом мужчине сотрудника ОВД по <адрес> Чувашской Республики ФИО4, которого доставили в приемный покой МУЗ «<данные изъяты>».

Из оглашенных в ходе судебного разбирательства показаний свидетеля ФИО12, данные им в ходе предварительного следствия (том 1 л.д. 147) видны аналогичные со свидетелем ФИО11 показания.

Свидетель ФИО13 суду показала, что в ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ она заступила на суточное дежурство с водителем ФИО14 Около ДД.ММ.ГГГГ часа ДД.ММ.ГГГГ минут по поступившему вызову скорой помощи на место ДТП выехали два экипажа: фельдшер ФИО12 с водителем ФИО11 в одном экипаже и она с водителем ФИО14 в другом. Местом ДТП оказался участок автодороги «<данные изъяты>» возле поворота в сторону <адрес> Чувашской Республики. На автодороге по направлению в сторону <адрес> передней частью в сторону <адрес> стояла легковая автомашина, передняя часть которой была сильно разбита. В придорожном кювете со стороны д. Андреевка стояла еще одна легковая автомашина. Она в тот момент не обращала внимание на то, где именно лежали осколки стекла и пластмассы, а также были ли следы торможения колес. В стоящей на автодороге машине на переднем пассажирском сиденье находился мужчина, кто-то из присутствующих отжал монтировкой правую деформированную дверь, вытащил пассажира и отвел его к обочине дороги. Также в салоне этой машины диагонально лежал другой мужчина, то есть его ноги были на рулевом колесе, а голова была запрокинута на заднее пассажирское сиденье. Когда она приподняла его голову, мужчина задышал и его положили на носилки-каталку, в сознание он тогда не пришел. Оказав ему первую медицинскую помощь и сделав обезболивающий укол, мужчину доставили в МУЗ «<данные изъяты>». От присутствующих на месте ДТП ей стало известно, что этим мужчиной является житель     <адрес> Тарасов С.Н., от которого при оказании первой медицинской помощи она почувствовала запах алкоголя.

Свидетель ФИО14 суду пояснил аналогичные со свидетелем ФИО13 показания.

Свидетель ФИО15 суду показал, что в ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ он заступил на суточное дежурство с фельдшером ФИО16 По поступившему вызову скорой помощи около ДД.ММ.ГГГГ часа ДД.ММ.ГГГГ минут на место ДТП выехали два экипажа в составе фельдшеров ФИО12 и ФИО13 с водителями. В ДД.ММ.ГГГГ часа ДД.ММ.ГГГГ минуты поступил вызов еще одной бригады и он с фельдшером ФИО16 выехал на место ДТП, которым оказался участок автодороги «<данные изъяты>» около поворота в сторону д. <адрес> Чувашской Республики. На месте ДТП на правой стороне автодороги по направлению в сторону <адрес> передней частью в сторону <адрес> стояла автомашина марки <данные изъяты>, передняя часть которой была сильно разбита, а в придорожном кювете со стороны д<адрес> стояла еще одна автомашина марки <данные изъяты>, на этой же стороне автодороги на обочине лежал мужчина, который был в сознании и жаловался на боли. Он положил этого мужчину на носилки, погрузил в машину и мужчину доставили в МУЗ «<данные изъяты>». Как выяснилось позже, этим мужчиной оказался ФИО5

Свидетель ФИО16 суду пояснила аналогичные со свидетелем ФИО15 показания.

Вышеперечисленные телесные повреждения ФИО4 и их тяжесть, причина смерти подтверждается заключением эксперта (том 1 л.д. 84-89).

Согласно выводам заключения судебно-медицинской экспертизы от           ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 183-184), у ФИО5 обнаружено повреждение в виде ушибленной раны верхней губы. Это повреждение не причинило вреда здоровью и степень тяжести его не определяется, могло возникнуть при ДТП ДД.ММ.ГГГГ. Диагноз: «Закрытая черепно-мозговая травма. Сотрясение головного мозга. Ушиб шейного отдела позвоночника» оставлен без судебно-медицинской квалификации ввиду отсутствия динамического наблюдения за состоянием потерпевшего и полного клинического обследования.

Из оглашенных в ходе судебного разбирательства показаний свидетеля ФИО7 дынных ею в ходе предварительного следствия (том 1 л.д. 178) видно, что ДД.ММ.ГГГГ она вместе со своим мужем ФИО6 на своей автомашине марки «<данные изъяты>» приехали в гости в <адрес> Чувашской Республики к супругам Тарасову С.Н. и ФИО9 Когда они приехали, то супруги ФИО9 были дома, также у них дома был ФИО5 Накрыв на стол, она с ФИО9 пила вино, а мужчины пили водку. Также к ним заходил сосед Тарасова С.Н. - ФИО8 Около ДД.ММ.ГГГГ часа ФИО5 стал уговаривать ее мужа и ФИО8 отвезти его домой в соседнюю деревню, на что последние ответили отказом, пояснив, что они уже употребили спиртное. Затем от ФИО8 она узнала, что Тарасов С.Н. и ФИО5 уехали, хотя сама она не видела в какое время это произошло. Когда позже ФИО8 сказал, что Тарасов С.Н. попал в аварию, она с ним и своим мужем побежали на автодорогу «<данные изъяты>», где на месте ДТП увидела автомашины скорой медицинской помощи, МЧС и полиции, а также стоящую передней частью в сторону <адрес> автомашину Тарасова С.Н., другую автомашину она не видела. Около ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ она сообщила о случившемся ФИО9

Из показаний свидетеля ФИО6 видны аналогичные со свидетелем ФИО7 показания.

Наличие состояния алкогольного опьянения Тарасова С.Н. подтверждается справкой о результатах химико-токсикологических исследований от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 139), согласно которой в крови Тарасова С.Н. обнаружен этанол в концентрации 1,94 %.

Потерпевшая ФИО1 суду показала, что является супругой погибшего ФИО4, от совместного брака они имеют троих малолетних детей. Около ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что ее муж на своей собственной машине марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком RUS попал в ДТП. Узнав об этом, она около ДД.ММ.ГГГГ часов приехала в МУЗ «<данные изъяты>», в тот момент мужу делали операцию, но через 05-10 минут ей сообщили, что от полученных травм муж скончался. Просила взыскать в ее пользу с подсудимого в счет возмещения морального вреда в сумме 1 000 000 рублей и 10 000 рублей в счет расходов за оплату услуг адвоката. Просила также назначить подсудимому Тарасову С.Н. максимальное наказание.

Свидетель ФИО9 суду показала, что подсудимый Тарасов С.Н. является ее супругом, в собственности которого имеется автомашина марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком RUS. На данной машине она с мужем ДД.ММ.ГГГГ приехала в отпуск в <адрес> Чувашской Республики, где у мужа имеется частный дом. Когда ДД.ММ.ГГГГ около ДД.ММ.ГГГГ часов они с мужем возвращалась с прогулки, то напротив их дома увидели жителя       д. <адрес> Чувашской Республики ФИО5, глаза которого были красные, он трясся и просил спиртного опохмелиться. Муж сказал ей, чтобы она вынесла бутылку водки и налила ФИО5, при этом сам муж спиртное не употреблял. Поскольку в этот день к ним должны были приехать гости, он зашла в дом готовиться, а муж с ФИО5 остались во дворе. Около ДД.ММ.ГГГГ часов к ним в гости приехали ФИО6 с женой ФИО7 на своей автомашине марки «<данные изъяты>». Далее все вместе они сидели в доме, на пятерых человек распили 1,5 литра вина, после чего около ДД.ММ.ГГГГ часов она сильно устала и легла спать, а гости и ее муж остались сидеть за столом. Когда уже ДД.ММ.ГГГГ около ДД.ММ.ГГГГ часов она проснулась, то мужа рядом не было. Затем от супругов ФИО6 она узнала, что муж накануне вечером попал в ДТП и сейчас находится в больнице. После этого она на машине такси поехала в МУЗ «<данные изъяты>», при этом, проезжая место ДТП на автодороге «<данные изъяты>» возле поворота в сторону <адрес> Чувашской Республики, она вышла из машины и осмотрелась, обнаружила, что следы торможения колес машины были со стороны <адрес>, а со стороны <адрес> таких следов не было. По приезду в больницу выяснилось, что ее муж находится в реанимационном отделении, куда ее не пустили. В последующем от мужа она узнала, что ФИО5 попросил мужа отвезти того домой в <адрес>, на что муж не смог отказать. Ранее ее муж в состоянии алкогольного опьянения за руль не садился, стаж его вождения транспортных средств составляет более 20 лет, поскольку он всю жизнь работает водителем.

При таких обстоятельствах, давая правовую оценку действиям подсудимого Тарасова С.Н., суд исходит из установленных приведенными выше доказательствами обстоятельств дела, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ около ДД.ММ.ГГГГ часа ДД.ММ.ГГГГ минут, Тарасов С.Н., управляя в состоянии алкогольного опьянения принадлежащей ему автомашиной марки «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком RUS с находящимся в салоне на переднем пассажирском сиденье ФИО5, следуя по автодороге «<данные изъяты>» в направлении со стороны <адрес> в сторону <адрес> Чувашской Республики, на 99-ом км около перекрестка названной автодороги с автодорогой, ведущей в сторону <адрес> Чувашской Республики, имея достаточные обзор и видимость в направлении движения для постоянного контроля за дорожной обстановкой и для обеспечения безопасности движения, нарушив пп. 1.4., 1.5., 2.7., 8.1., 9.1., 13.12. Правил дорожного движения Российской Федерации, принятых Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, с последующими изменениями, не оценив правильно сложившуюся дорожную ситуацию и своевременно обнаружив опасность для движения, не принимая возможных мер к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства, не остановившись и не уступив дорогу, выехав на полосу встречного движения, совершил столкновение со следовавшей во встречном направлении со стороны <адрес> в сторону <адрес> Чувашской Республики автомашиной марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком RUS под управлением ФИО4 В результате дорожно-транспортного происшествия последний получил вышеуказанные телесные повреждения, относящиеся к категории повреждений, причинивших тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, от которых ФИО4 скончался в ДД.ММ.ГГГГ часов ДД.ММ.ГГГГ минут ДД.ММ.ГГГГ в МУЗ «<данные изъяты>». Кроме этого в результате данного дорожно-транспортного происшествия пассажир ФИО5 получил указанные выше телесные повреждения, которые не причинили вреда здоровью и степень тяжести которых не определяется. Именно нарушение перечисленных пунктов Правил дорожного движения РФ находится в непосредственной причинной связи с причинением по неосторожности тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть ФИО4, а также причинением телесных повреждений ФИО5 При этом у Тарасова С.Н. имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортное происшествие.

При таких данных действия подсудимого Тарасова С.Н. суд квалифицирует по ч. 4 ст. 264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Доводы подсудимого Тарасова С.Н. о том, что он на полосу встречного движения не выезжал, включил левый сигнал светового указателя поворота и во время движения двигатель его автомобиля заглох, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются показаниями свидетеля ФИО10, потерпевшего ФИО5, а также изученными в ходе судебного разбирательствами протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными схемой ДТП и фототаблицей (том 1 л.д. 9-24), протоколом дополнительного осмотра места происшествия с приложенными схемой происшествия и фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 32-37), дополнительного протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 63-64) и заключением автотехнической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ     (том 1 л.д. 94-97). В связи с этим суд показания подсудимого Тарасова С.Н. в этой части расценивает как реализацию им своего права на защиту любым способом.

При назначении наказания подсудимому Тарасову С.Н. суд исходит из требований ст. 60 УК РФ о назначении виновному справедливого наказания и учитывает характер и степень общественной опасности совершенного деяния, личность подсудимого и обстоятельства дела смягчающие и отягчающие его наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание подсудимому Тарасову С.Н., предусмотренных ст. ст. 61, 63 УК РФ суд не находит.

Суд считает, что гражданский иск потерпевшей ФИО1 подлежит удовлетворению частично.

Ответчик Тарасов С.Н. иск не признал в полном объеме.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В судебном заседании установлено, что подсудимым Тарасовым С.Н. потерпевшей ФИО1 причинены моральные страдания в связи с утратой своего мужа при вышеуказанном дорожно-транспортном происшествии. При определении размеров компенсации морального вреда суд также принимает во внимание наличие у погибшего ФИО4 кроме жены, матери, троих малолетних детей, одного родного брата и пятерых родных сестер.

С учетом требований разумности и справедливости суд определяет размер компенсации морального вреда в пользу ФИО1 в сумме 400 000 рублей.

В соответствии со ст. ст. 42, 131 УПК РФ подлежат удовлетворению возмещение расходов потерпевшей на представителя в пользу ФИО1 в сумме 10 000 рублей, уплаченные ей по квитанции от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности подсудимого Тарасова С.Н.: по месту жительства и с места работы характеризуется положительно, совершил дорожно-транспортное происшествие в состоянии опьянения, что, с учетом умышленного нарушения им обязательных для всех участников дорожных отношений Правил дорожного движения РФ, отрицательно характеризует его личность и повышает степень общественной опасности содеянного им, суд считает возможным достижение целей исправления и предупреждения совершения Тарасовым С.Н. новых преступлений лишь в условиях изоляции от общества с лишением права управлять транспортным средством и оснований для применения ст. 73 УК РФ не находит.

Согласно п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ отбывание Тарасовым С.Н. наказания в виде лишения свободы суд назначает в колонии-поселении, поскольку он осуждается к лишению свободы за преступление, совершенное по неосторожности.

Вещественные доказательства по уголовному делу подлежат возвращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ,

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Тарасова Сергея Николаевича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 264 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 4 (четыре) года с отбыванием наказания в колонии-поселении с лишением права управлять транспортным средством сроком на 3 (три) года.

Осужденному Тарасову С.Н. самостоятельно следовать к месту отбывания наказания.

Срок отбывания наказания Тарасову С.Н. исчислять со дня прибытия в колонию-поселение.

В соответствии с ч. 1 ст. 75.1. УИК РФ зачесть в срок лишения свободы время следования Тарасова С.Н. к месту отбывания наказания в соответствии с предписанием из расчета один день за один день.

Меру пресечения в отношении Тарасова С.Н. - подписку о невыезде и надлежащем поведении, до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.

Вещественные доказательства: автомашину марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком RUS, хранящуюся на специализированной стоянке по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, по вступлении приговора в законную силу вернуть близким родственникам Тарасова Сергея Николаевича; автомашину марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком RUS, хранящуюся на специализированной стоянке по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, по вступлении приговора в законную силу вернуть ФИО1.

Взыскать с Тарасова Сергея Николаевича в счет компенсации морального вреда в пользу ФИО1 400 000 (четыреста тысяч) рублей 00 копеек и 10 000 (десять тысяч) рублей 00 копеек, в счет возмещения расходов на представителя.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня провозглашения.

Председательствующий