Дело №2-356/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Ибреси 18 октября 2010 года
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Сапожниковой В.П.,
при секретаре Даниловой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитиной <данные изъяты> к Муниципальному образованию «Ибресинское городское поселение» Ибресинского района Чувашской Республики о признании постановления Главы Ибресинского городского поселения незаконным, возложении обязанности включить в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
Никитина З.Н. обратилась в суд с иском к Муниципальному образованию «Ибресинское городское поселение» Ибресинского района Чувашской Республики о признании постановления Главы Ибресинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным и возложении на ответчика обязанности включить ее в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование исковых требований указала, что вышеуказанным постановлением она исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что «площадь выше нормы». Она, являясь вдовой ветерана Великой Отечественной войны, имея право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона «О ветеранах», и право на государственную поддержку в соответствии с вышеназванным законом, в ДД.ММ.ГГГГ года обратилась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Рассмотрев ее заявление, комиссия своим решением от ДД.ММ.ГГГГ исключила ее из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанному выше основанию. Она проживает в жилом <адрес>, принадлежащем ФИО14 членом семьи которых не является и не ведет с ними совместного хозяйства. Какого-либо жилого помещения на праве собственности не имеет. Исключение ее из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий нарушает ее права, предусмотренные ст.ст.19 и 40 Конституции РФ.
В судебном заседании истица Никитина З.Н. поддержала исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в заявлении. Пояснила дополнительно, что на момент продажи ДД.ММ.ГГГГ жилого дома <адрес> еще не было Указа Президента РФ об обеспечении благоустроенным жильем вдов участников Великой Отечественной войны, и она не предполагала, что будет иметь право на это. Имевшийся у нее щитовой дом, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, который начал разваливаться, продала из-за преклонного возраста, т.к. ремонтировать и содержать его не могла. Указанный дом без удобств, и она в силу преклонного возраста не может принести воду для собственных нужд из колодца, приходится просить об этом других лиц. Из-за ветхости щитового дома, который рассчитан всего на 20 лет эксплуатации, зимой очень холодно. Она членом семьи собственников дома, внучки ФИО7, не является, никогда не вела с ними общего хозяйства, в собственности жилья у нее нет, не имеется права пользования другим жильем по договору найма, и она имеет право один раз получить жилье в соответствии с законом «О ветеранах», и поэтому ДД.ММ.ГГГГ подала заявление о постановке в очередь на получение жилья в Администрацию Ибресинского городского поселения, сдала необходимые документы. В течение 4 месяцев из Администрации никаких сообщений не было. После того, как ДД.ММ.ГГГГ отметила <данные изъяты>-летний юбилей, ДД.ММ.ГГГГ получила из Администрации городского поселения копию постановления от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ее из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. Внучатый зять ФИО4, чье жилье ей «приписали», к ней никакого отношения не имеет, членом его семьи она не является.
Представитель истца Тимофеева Л.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, требования доверителя поддержала по основаниям и доводам, изложенным в заявлении и пояснении истицы. Дополнила, что Никитина З.Н. не является членом семьи внучатого зятя ФИО4, не ведет с его семьей общего хозяйства, и никогда не вела, в собственности жилья не имеет и не пользуется жилым помещением по договору социального найма.
Ответчик - Муниципальное образование «Ибресинское городское поселение» Ибресинского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечил. Представил заявление о рассмотрении дела без их участия, указав в нем, что удовлетворение заявленных требований оставляют на усмотрение суда.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, и положений ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело при имеющейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно удостоверению, Никитина З.Н. является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством.
Указанное обстоятельство подтверждается также свидетельством о браке, справками военного комиссариата <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истица, как вдова участника Великой Отечественной войны, имеющая право на государственную поддержку, обратилась в Ибресинское городское поселение с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на социальную поддержку в приобретении жилья в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». При этом Никитиной З.Н. предоставлены сведения о нуждаемости в получении жилого помещения.
Постановлением Главы Ибресинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Никитина З.Н. исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию «площадь выше нормы».
Статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 N5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона один раз независимо от их имущественного положения.
В соответствии с п.3, п.3.1 ст.23.2 названного Федерального закона, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 4, 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, отнесенные к категории малоимущих в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также иные категории граждан, указанные в статье 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по месту своего жительства. К иным категориям граждан в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики относятся граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» было предусмотрено завершить до 1 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Указом Президента РФ от 09 января 2010 года в данный указ внесены изменения, согласно которым, в порядке, определенном Федеральным законом РФ «О ветеранах», предусмотрено обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет и после 01 марта 2005 года, сняты ограничения срока предоставления жилья.
В соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ признание граждан нуждающимися в жилье является условием постановки их на учет для получения жилого помещения по договору социального найма. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Согласно ч.2 данной статьи, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу чч.2,3 ст.49 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны: а) малоимущие граждане, б) иные категории граждан, определенные федеральными законами, указом Президента Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст.57 ЖК РФ случаев.
Согласно ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Согласно ст.56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Разрешая настоящий спор, суд установил, что Администрация Ибресинского городского поселения, являясь органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по результатам рассмотрения заявления Никитиной З.Н. решения о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в порядке, установленном ст.ст.52,54 Жилищного кодекса РФ, не принимал, по истечении тридцати рабочих дней не сообщил ей о результатах рассмотрения заявления. В учетном деле Никитиной З.Н. имеется только выписка из решения жилищно-бытовой комиссии без номера и даты об отказе по ч.2 ст.54 Жилищного кодекса РФ ввиду не представления документов о праве собственности всех членов семьи ФИО4 на все имеющееся у них жилые помещения. Однако данные о праве собственности всех членов указанной семьи были представлены в день подачи Никитиной З.Н. заявления. В учетном деле имеется также выписка из решения жилищно-бытовой комиссии без номера от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Никитиной З.Н. отказано «в связи с имением жилой площади на мужа ФИО8», при этом не приведены основания отказа, предусмотренные ст. 54 Жилищного кодекса РФ. В то же время, ДД.ММ.ГГГГ истице отправлено по почте постановление Главы Ибресинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Никитину Н.З. из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При изложенных обстоятельствах постановление Главы Ибресинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Никитину Н.З. из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не может быть признано законным, поскольку истица не была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и подлежит отмене.
Согласно справкам Ибресинского городского поселения и выписке из домовой книги, Никитина З.Н. на момент обращения с заявлением в администрацию Ибресинского городского поселения о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и в настоящее время проживает в <адрес>. Указанный дом общей площадью 53,96 кв.м., в т.ч. жилой - 32,97 кв.м., принадлежит на праве собственности по 1/3 доле в праве общедолевой собственности на основания договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, ФИО4, ФИО8
В данном доме на регистрационном учете состоят истица Никитина З.Н., ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11
Справкой Ибресинского городского поселения подтверждается, что состав семьи Никитиной З.Н. входит только она сама.
В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственниками и членами его семьи. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети, родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно ст.ст.209, 288 ГК РФ, ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
В судебном заседании установлено, что Никитина З.Н. членом семьи собственников дома ФИО4 не является, не ведет и никогда не вела с данной семьей общего хозяйства. Жилое помещение в <адрес> по <адрес> <адрес> предоставлено ей собственниками в безвозмездное пользование. У нее не имеется какого-либо другого жилого помещения на праве собственности, права пользования иным жилым помещением по договору социального найма она не имеет. На момент рассмотрения настоящего гражданского дела прошло более пяти лет с момента продажи принадлежащего Никитиной З.Н. жилого дома.
Кроме того, на момент заключения истцом договора купли-продажи дома ДД.ММ.ГГГГ действовал Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714 от 7 мая 2008 года в редакции от даты принятия, согласно п.1 которогожильем должны были обеспечиваться ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, вставшие на учет до 1 марта 2005 года.
Из чего суд делает вывод о том, что истица не имела умысла ухудшить свои жилищные условия. Данных о том, что, продав принадлежащий ей жилой дом семье внучки, Никитина З.Н. действовала умышленно и недобросовестно с целью признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, и что при этом истица знала, что в начале 2010 года в названный выше Указ внесут изменения, дающие ей возможность участвовать в программе обеспечения жильем и нуждающихся вдов ветеранов Великой Отечественной войны, в судебном заседании не добыто.
Поскольку жилой дом, в котором в настоящее время проживает истица, не принадлежит ей на праве собственности, членом семьи собственников жилья она не является, какого-либо иного жилья на праве собственности у нее не имеется, также нет права пользования жилым помещением по договору социального найма, Никитина З.Н., как вдова участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года в редакции Указа Президента РФ от 9 января 2010 года №30 имеет право на обеспечение жильем независимо от времени постановки на учет.
При таких обстоятельствах исковые требования Никитиной З.Н. о возложении на ответчика обязанности включить ее в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, также обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать постановление Главы Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении Никитину <данные изъяты> из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным.
Обязать Муниципальное образование «Ибресинское городское поселение» Ибресинского района Чувашской Республики включить Никитину <данные изъяты> в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий В.П.Сапожникова