№ 2-395/2010
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации09 ноября 2010 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Козлова В.А.,
при секретаре судебного заседания Орловой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Уткиной ФИО9 к МО «Ибресинское городское поселение Ибресинского района Чувашской Республики о признании незаконным постановление главы Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и о постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий,
Установил:
Уткина В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с заявлением к МО «Ибресинское городское поселение Ибресинского района Чувашской Республики о признании незаконным постановление главы городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и постановке ее в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий указывая, что она, являясь вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО2, умершего в ДД.ММ.ГГГГ году проживает одна в <адрес>. Дом на праве собственности принадлежит ФИО1. Постановлением главы Ибресинского городского поселения ей отказали в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с мотивировкой, что «площадь больше нормы». Она как вдова участника Великой Отечественной войны имеет право на обеспечение жильем независимо от имущественного положения, какого-либо иного жилого помещения принадлежащего ей на праве собственности не имеется, членом семьи ФИО1 не является, а поэтому указанное постановление главы Ибресинского городского поселения является незаконным и нарушает ее жилищные права.
На судебное заседание заявитель Уткина В.А., надлежаще извещенная о месте и времени судебного заседания, не явилась, представляя свои интересы участием Тимофеевой Л.В. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заявительницы требования поддержала по изложенным основаниям пояснив, что Уткина В.А. лишь прописана в доме <адрес>. Дом полностью принадлежит ее сыну - ФИО1, который проживает в соседнем доме. Заявительница периодически проживает в разных местах у своих детей, собственного жилья не имеет. Решением районного суда ей отказано в выделении доли в доме, где она проживает. При жизни ее супруг, как участник Великой Отечественной войны состоял в льготной очереди на получение жилья, но своевременно жилье не было ему предоставлено. Без уведомления поселковая администрация исключила их с очереди на получение жилища, право на получение благоустроенного жилья не было реализовано. Заявительнице ДД.ММ.ГГГГ и она, как вдова участника войны, нуждается в благоустроенном собственном жилище.
Представитель Ибресинского городского поселения Июдин Ю.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ не признал требований Уткиной В.А. пояснив, что после смерти супруга заявительница отказалась от своей доли в домовладении в пользу сына. Она продолжает проживать в этом доме, права на проживание не потеряла. На площади не менее 54 кв.м. она проживает одна. Дом не признан непригодным для проживания. Даже в случае регистрации по другому адресу право на улучшение жилищных условий у нее возникнет не ранее, чем через 5 лет. Сын Уткиной проживает в соседнем доме, но может мать у себя прописать. Жилищные условия можно благоустроить с учетом строящегося в поселке водопровода.
Выслушав представителя заявителя, представителя Ибресинского городского поселения, свидетеля ФИО1 и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного Кодекса РФ признание граждан нуждающимися в жилье является условием постановки их на учет для получения жилого помещения по договору социального найма. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ст.52 Жилищного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет.
В соответствии со ст. 54 Жилищного Кодекса отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в принятии на учет выдается гражданину и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Согласно ст.56 Жилищного Кодекса граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно п/п.4 п.1 ст.21 Федерального Закона «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей умерших участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей умерших участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения
В соответствии с п.3, п.3.1 ст.23.2 указанного Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.
В соответствии со статьями 4, 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, отнесенные к категории малоимущих в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также иные категории граждан, указанные в статье 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по месту своего жительства. К иным категориям граждан в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики относятся граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» было предусмотрено завершить до 1 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
ФИО1, допрошенный в качестве свидетеля, показал, что он проживает в <адрес>. В <адрес> проживает мать - Уткина В.А., но права собственности на дом не имеет. Дом принадлежит ему и в будущем он намерен туда переселиться со своими членами семьи. Мать фактически в этом доме не живет, проживает у остальных детей. Отец при жизни состоял первым в очереди на получение льготного жилья как ветеран войны. Но после его смерти их с очереди сняли и о праве на получение жилья как вдове участника матери не разъясняли.
Из свидетельства о смерти серии № видно, что ФИО2, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в д.<адрес>, умер в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству серии № в Малокармалинском сельсовете Первомайского района Чувашской АССР ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован брак между ФИО2 и ФИО3, № г.р.
Из копии паспорта серии № № видно, что ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Чувашской Республики и зарегистрирована в <адрес>.
Как видно из удостоверения серии № заявительница ФИО3 является вдовой участника Великой Отечественной войны.
Согласно справке № ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом второй группы бессрочно.
Администрацией Ибресинского городского поселения представлена справка № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Уткина В.А. по адресу <адрес> проживает одна.
Из домовой книги, исследованной судом в подлиннике, усматривается, что в <адрес> <адрес> прописана Уткина ФИО10.
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чувашской Республики от 02 ноября 2010 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Уткиной ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества, отсутствует.
Как видно из постановления Главы Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от 10 сентября 2010 года № Уткиной В.А. отказано в постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что представленные документы Уткиной В.А. не подтверждают права состоять в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как площадь больше нормы.
Решением Ибресинского районного суда от 12 октября 2010 года отказано в удовлетворении исковых требований Уткиной В.А. о признании права на долю в общедолевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенных в <адрес>.
Судом установлено, что администрация Ибресинского городского поселения, являясь органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по результатам рассмотрения заявления Уткиной В.А. от ДД.ММ.ГГГГ приняла постановление об отказе в постановке на очередь на улучшение жилищных условий ссылаясь на то, что жилое помещение в котором она зарегистрирована, имеет площадь 53, 60 кв.м. При этом администрацией городского поселения не учтено, что семья участника Великой Отечественной войны ФИО2 состояла в первым в льготной очереди на получение благоустроенного жилья в п.Ибреси. После его смерти члены его семьи не были уведомлены об исключении с этой очереди, пережившая супруга Уткина В.А. в иных очередях на улучшение жилищных условий не состояла. Неблагоустроенный дом, где она в настоящее время зарегистрирована, принадлежит ее сыну, членом семьи которого она не является, а заявительница проживает фактически в различных местах.
Жилищно-бытовой комиссией при администрации городского поселения не приведены основания отказа в постановке на учет предусмотренные ст.54 Жилищного Кодекса РФ, не учтены положения законодательства о ветеранах, регулирующих предоставление жилья членам умерших участников Великой Отечественной войны.
В ходе судебного рассмотрения не доказано, что заявительница имела умысел на ухудшение своих жилищных условий отказываясь от своей доли в наследстве. Поскольку жилой дом, в котором в настоящее время проживает Уткина В.А., не принадлежит ей на праве собственности, членом семьи собственника жилья она не является, какого-либо иного жилья на праве собственности у нее не имеется, а также нет права пользования жилым помещением по договору социального найма, Уткина В.А., как вдова участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года в редакции Указа Президента РФ от 9 января 2010 года №30 имеет право на обеспечение жильем независимо от времени постановки на учет.
При изложенных обстоятельствах постановление Главы Ибресинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Уткиной В.А. в постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий не может быть признано законным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК Российской Федерации, суд
Решил:
Постановление главы Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» признать незаконным.
Обязать Муниципальное образование «Ибресинское городское поселение» Ибресинского района Чувашской Республики произвести действия по постановке Уткину ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в п.г.т. Ибреси.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его оглашения через районный суд.
Судья