Дело №2-413/2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 декабря 2010 года п.Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Козлова В.А.,
при секретаре судебного заседания Орловой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Снитиной ФИО10 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ибресинском районе Чувашской Республики-Чувашии о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и назначении пенсии,
Установил:
Снитина Е.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии» об отмене решения Управления от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в досрочном назначении ей пенсии по старости и включении периода ее работы отделочницей в производственных цехах Урмарской и Ибресинской мебельных фабрик указывая, что ее трудовая деятельность началась на Урмарской мебельной фабрике с 1973 года. С ДД.ММ.ГГГГ работала на этой фабрике отделочницей 2 разряда, с 01 октября 1976 г. по 16 апреля 1979 г. работала в качестве отделочницы 3 разряда.С 05 августа 1988 года по 05 марта 1993 года работала отделочницей 3 разряда Ибресинской мебельной фабрики. Работа отделочницы была связана с отделкой изделий из древесины с применением лакокрасочных материалов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса вредности опасности. Ее общий стаж работы отделочницей составил более 10 лет и она имеет право на получение досрочной пенсии по старости, но указанным решением Управления Пенсионного фонда ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа.
На судебном заседании Снитина Е.К. исковые требования поддержала, пояснив, что в настоящее время Урмарская и Ибресинская мебельные фабрики не работают и всех необходимых документов, которые требует Пенсионный фонд, она представить не может. В указанные в заявлении периоды она работала в отделочном цехе при окраске мебели с применением ацетоновых красок, шпаклевке мебели. В 1988 году с охранницы детского сада Ибресинской мебельной фабрики она перевелась отделочницей. Работали в отделочном цеху полный рабочий день, в маске, так как трудно было дышать из-за красок и растворителей. Из-за работы во вредном цехе им выдавали по ведомостям или по талонам молоко. С 1993 года начали привозить окрашенные детали мебели и их перевели на проходную. ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, которые работали совместно с ней отделочницами, ушли на пенсию досрочно по вредности.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ибресинском районе Чувашской Республики Никифорова Ф.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, пояснив, что в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истице отказано правомерно, поскольку период работы Снитиной Е.К. отделочницей не может быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Списком №1 Утвержденным Постановлением Правительства в 1991 г. предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение по возрасту для отделочников изделий из древесины, при условии занятости в течение полного рабочего дня на работах с применением лакокрасочных материалов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Истицей не предоставлено необходимых письменных документов, что она имела особые условия труда с применением вредных материалов и работала при этом полный рабочий день. Согласно ст.13 Закона РФ «О трудовых пенсиях» стаж работы не может подтверждаться свидетельскими показаниями. Так как необходимой информации для исчисления стажа истицей не представлено, Снитина Е.К. не может пользоваться правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Выслушав истца, представителей истца и ответчика, исследовав материалы гражданского дела и представленных пенсионных дел дела суд приходит к выводу, что требования Снитиной Е.К.обоснованны, законны и подлежат удовлетворению.
Положениями ст.ст.18, 19 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с п/п.2 п.1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
В силу п/п. «б» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года №537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, указанным в п/п п.1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» применяются Списки №1 и №2, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 (далее -Список №2).
В указанном списке №2 в подразделе «Целлюлозно-бумажное и деревообрабатывающее производство» в позиции 22306020-16314 указана должность, работа в которой дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости - «отделочники изделий из древесины, работающие с применением лакокрасочных материалов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности»
Как видно из решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ибресинском районе Чувашской Республики-Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ Снитиной Е.К. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 пункта статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в виду отсутствия требуемого специального стажа. Основанием отказа явилось то, что в ходе документальной проверки факт работы Снитиной Е.К. в ЗАО «Урмарская мебельная фабрика», ЗАО «Ибресинская мебельная фабрика» в качестве отделочницы изделий из древесины с применением лакокрасочных материалов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности не установлен, так как документов, подтверждающих работу Снитиной Е.К. в тяжелых и вредных условиях не имеется.
Как видно из трудовой книжки истца и приказа №к от ДД.ММ.ГГГГ по Урмарской мебельной фабрике Снитина Е.К. была принята на работу в сборочный цех подсобной рабочей по 1 разряду с 26 июля 1973 г. 28 февраля 1974 года ей установлен 2 разряд отделочницы (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); 10 января 1976 г. ей установлен 3 разряд отделочницы. Судом также изучен приказ по Урмарской мебельной фабрике от ДД.ММ.ГГГГ №к о присвоении истцу, работающей в должности отделочницы, третьего разряда. Также в приказе №к от ДД.ММ.ГГГГ об отзыве истца из очередного отпуска указывается занимаемая ею должность - отделочница. Из приказа №к от ДД.ММ.ГГГГ по Урмарской мебельной фабрике видно, что истец уволена с работы с 16 апреля 1979 года с должности отделочницы по собственному желанию.
При указанных обстоятельствах суд считает доказанным, что Снитина Е.К. в период с 28 февраля 1974 года по 16 апреля 1979 года работала на Урмарской мебельной фабрике в должности отделочницы 2,3 разрядов и указанная работа дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Истицей представлен приказ № Ибресинской мебельной фабрики производственного объединения «Чувшмебель» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что она с должности охранницы детского сада переведена на должность отделочницы мебельного цеха с оплатой по 3 разряду с 08 августа 1988 года.
Как видно из трудовой книжки истца, выданной ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Снитина переведена отделочницей 3 разряда, а с 08 февраля 1993 г. когда арендное предприятие «Ибресинская мебельная фабрика» преобразовано в Акционерное общество закрытого типа «Ибресинская мебельная фабрика» продолжила работать отделочницей; с 05 марта 1993 года на основании приказа № переведена станочницей.
В соответствии с п.5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному обеспечению в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного постановлением Минтруда России и ПФ РФ от 27 февраля 2002 года №16/19па, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27, 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» дополнительно должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
Согласно п.23 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР от 12 сентября 1990 года №369/16-52 в тех случаях, когда в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников народного хозяйства, в подтверждение специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий или организаций, в которых указываются периоды работы, засчитываемые в специальный стаж, профессия или должность, характер выполняемой работы, в какой раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номер включается этот период работы, первичные документы, на основании которых выдана данная справка.
Соответственно характер работы гражданина в определенной должности подтверждается работодателем путем оформления справки, уточняющей особый характер труда или условия, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии.
Судом исследованы пенсионные дела граждан, работавших отделочницами совместно с истцом в отделочном цехе Ибресинской мебельной фабрики и находящихся на досрочной пенсии по старости ввиду работы в условиях вредного производства.
В пенсионном деле ФИО5 представлена справка ЗАО «Ибресинская мебельная фабрика» о том, что она действительно работала в Ибресинской мебельной фабрике (ЗАО «Ибресинская мебельная фабрика» в качестве отделочницы изделий из древесины с применением лакокрасочных материалов содержащих вредные вещества не ниже 3 класса вредности (опасности) с полным рабочим днем. Как видно отделочницей мебельного цеха она работала с февраля 1973 г. по 04 июля 2001 года. Фактическая продолжительность работы на льготных условиях составляет 22 года 07 месяцев 22 дня и указанная профессия предусмотрена списком №2 раздел ХХI стр.203 позиция 22306020-16314. Представлена справка от 02 июня 2001 г.по результатам документальной проверки, проведенной с целью уточнения сведений о специальном стаже лиц при назначении пенсии и составленная специалистами Управления Пенсионного фонда с участием инспектора по кадрам ЗАО «Ибресинская мебельная фабрика», из которой следует, что ФИО5 работала на данной фабрике в качестве отделочницы изделий из древесины с применением лакокрасочных материалов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса вредности, предусмотренном Списком №1 с полным рабочим днем в период с ДД.ММ.ГГГГ по день составления справки. Отмечается, что в соответствии с технологическим процессом работы по отделке древесины ведутся с применением эмали НЦ25 и растворителя 646, которые согласно техническим условиям ГОСТ-5406-84 и ГОСЧТ 18188-72 являются летучими и легковоспламеняющимися жидкостями, действующими раздражающе на слизистые глаз, дыхательных путей, кожи.
В пенсионном деле ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года, выданном администрацией Ибресинской мебельной фабрики для назначения пенсии указано, что она работала в качестве отделочницы изделий из древесины с применением лакокрасочных материалов содержащих вредные вещества не ниже 3 класса вредности с полным рабочим днем с февраля 1975 г. по 19 декабря 1994 года. Отмечается, что профессия отделочницы предусмотрена Списком №2 раздел ХХI стр.203 поз.22306020-16314.
Из пенсионного дела ФИО4 видно, что 20 февраля 2008 года ею представлена архивная справка, содержащая сведения о ее работе отделочницей мебельного цеха Ибресинской мебельной фабрики. Отмечается, что документов описывающих технологический процесс фабрики, на хранение не поступало. Решением Ибресинского районного суда от 08 мая 2008 года включены в специальный стаж периоды работы в должности отделочницы ЗАО «Ибресинская мебельная фабрика» с 13 мая 1976 года по 22 ноября 1981 года, с 18 августа 1987 года по 01 февраля 1988 года, с 19 ноября 1988 года по 07 февраля 1993 года в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.2 п.1 ст.27 ФЗ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ФИО4 назначена досрочная пенсия со дня обращения..
Из пенсионного дела ФИО6 усматривается, что с 07 марта 2009 года ей назначена пенсия по старости за тяжелые условия труда при неполном специальном стаже 06 лет 3 мес.12 дней. Решением Ибресинского районного суда от 06 августа 2010 года в период работы ФИО6 включены периоды работы в должности отделочницы ЗАО «Ибресинская мебельная фабрика» с июня 1985 по 21 сентября 1986 г. и с февраля 1988 г. по 07 февраля 1993 года.
На предыдущих судебных заседаниях при рассмотрении искового заявления Снитиной Е.К. допрошенная в качестве свидетеля ФИО4 подтвердила факт работы Снитиной и других вместе с ней в мебельном цеху фабрики в должности отделочницы при вредных условиях производства.
Истцом и ее представителем на данном судебном рассмотрении представлена справка директора ООО «Ибресинская мебельная фабрика» от 20 декабря 2010 года о том, что Снитина Е.К. с 05 августа 1988 года по 05 марта 1993 г. работала на Ибресинской мебельной фабрике в должности отделочницы 3 разряда с выполнением работ с применением лакокрасочные вещества не ниже 3 класса опасности. Работа относилась к работе с тяжелыми и вредными условиями труда, за вредность выдавалось молоко по ведомости. В ходе реорганизации подтверждающие документы ошибочно были уничтожены.
Согласно ст.67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению.
С учетом, что в исследованных пенсионных делах имеются справки выданные данным руководителем ООО и служившие основанием для досрочного назначения пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, суд критически относится к замечанию представителя ответчика, что данная справка не может служить доказательством, подтверждающим требования истца.
Исследовав в совокупности все имеющиеся доказательства, суд находит установленным, что с 28 февраля 1974 года по 16 апреля 1979 года истица работала на Урмарской мебельной фабрике в условиях вредного производства на должности отделочницы отделочница изделий из древесины с применением лакокрасочных материалов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. С 05 августа 1988 года по 05 марта 1993 года Снитина Е.К. работала на такой же должности в таких же вредных условиях на Ибресинской мебельной фабрике, специализировавшейся на выпуске бытовой и кухонной мебели. На обоих производствах работа производилась в условиях полного рабочего дня, в отделочных цехах с вредными условиям труда.
В трудовой книжке истца имело место неточное указание работодателем наименование должности истца. С учетом выполняемых ею функций, условий и характера деятельности, истец исполняла трудовые обязанности отделочницы изделий из древесины с применением лакокрасочных материалов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, что дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Неправильное указание работодателем должности работника в трудовой книжке не может повлечь за собой нарушение прав работника, в том числе и в области пенсионного обеспечения. Необходимо учесть, что все лица, работавшие в одинаковых условиях с истицей в мебельном цехе Ибресинской мебельной фабрики, реализовали свое право на досрочное получение пенсии по старости на основании документов, представленных Управлению Пенсионного фонда и исследованных в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ибресинском районе Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № необходимо отменить и обязать ответчика включить периоды работы Снитиной Е.К. в должности отделочницы Урмарской мебельной фабрики с 28 февраля 1974 года по 16 апреля 1979 года и работу в должности отделочницы Ибресинской мебельной фабрики в период с 05 августа 1988 года по 05 марта 1993 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца должны быть взысканы расходы по оплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Решение Комиссии по пенсионным вопросам Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ибресинском районе Чувашской Республики-Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Снитиной Елене Константиновне отменить.
Обязать Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Ибресинском районе Чувашской Республики-Чувашии включить Снитиной ФИО11, рождения 09 мая 1957 года, периоды работы в должности отделочницы ЗАО « Урмарская мебельная фабрика» с 28 февраля 1974 г. по 16 апреля 1979 г. и в должности отделочницы ЗАО «Ибресинская мебельная фабрика» с 05 августа 1988 года по 05 марта 1993 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п.1 ст.27 Федерального Закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Назначить Снитиной ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 2 п.1 ст.27 Федерального Закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения за назначением пенсии.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ибресинском районе Чувашской Республики в пользу Снитиной ФИО13 200 ( двести) рублей в возмещение судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вынесения мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2010 года.