оспаривание постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Сапожниковой В.П.,

при секретаре ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО9 к Муниципальному образованию «Ибресинское городское поселение» <адрес> Чувашской Республики о признании постановления Главы Ибресинского городского поселения незаконным, возложении обязанности включить в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установил:

ФИО9 обратилась в суд с иском к Муниципальному образованию «Ибресинское городское поселение» <адрес> Чувашской Республики о признании постановления Главы Ибресинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и возложении на ответчика обязанности включить ее в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование исковых требований указала, что вышеуказанным постановлением ей отказали в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по тем основаниям, что «площадь выше нормы». Она, являясь вдовой ФИО8 войны, имея право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона «О ветеранах», и право на государственную поддержку в соответствии с вышеназванным законом, в ноябре 2010 года обратилась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Рассмотрев ее заявление, комиссия своим решением от ДД.ММ.ГГГГ отказала ей в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по указанному выше основанию. Она проживает одна в жилом <адрес>, где зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащем ФИО11, членом семьи которой не является. Какого-либо жилого помещения на праве собственности не имеет. Отказ в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий нарушает ее права, предусмотренные ст.ст.19 и 40 Конституции РФ.

В судебном заседании истица ФИО9 поддержала исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в заявлении. Пояснила дополнительно, что она находится в возрасте 80 лет, ее муж, ФИО12, за которого она вышла замуж в 1949 году, являлся инвалидом войны и умер в 1998 году. После его смерти ей стало трудно поддерживать дом, построенный вместе с мужем в 1960 году, в порядке, он стал рушиться. Она находится в преклонном возрасте, часто болеет, перенесла несколько операций, дети разъехались, и поэтому дом пять лет назад отписала дочери, проживающей в <адрес>. Сама проживает в том же доме. Дом ветхий, холодный, без удобств, ей трудно в нем жить, от головокружения часто падает, а туалет расположен далеко от дома, боится не дойти. Не может сама принести воды, топить баню, ходить за продуктами, и ей приходится просить соседей. Мечтает на старости пожить в доме со всеми удобствами, чтобы были вода и туалет, а также тепло.

Представитель ответчика - Муниципального образования «Ибресинское городское поселение» <адрес> Чувашской Республики ФИО13, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал и пояснил, что ФИО9 обратилась в ноябре 2010 года в Администрацию Ибресинского городского поселения с заявлением о постановке ее в очередь на улучшение жилищных условий как нуждающуюся вдову инвалида Великой Отечественной войны. Комиссия по жилищным вопросам администрации, рассмотрев заявление, приняла решение об отказе в постановке истицы в очередь, о чем Главой Ибресинского городского поселения было вынесено постановление ДД.ММ.ГГГГ, т.к. она живет одна в доме площадью 65,85 кв.м., принадлежащем ФИО11 Кроме того, ФИО9 в 2007 году умышленно ухудшила свои жилищные условия, переоформив принадлежащий ей дом на свою дочь, и на нее распространяется положение статьи 53 Жилищного кодекса РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно удостоверению ФИО9 является вдовой инвалида Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством.

Указанное обстоятельство подтверждается также свидетельством о браке, справкой отдела военного комиссариата Чувашской Республики по Ибресинскому и <адрес>м.

ДД.ММ.ГГГГ истица, как вдова инвалида Великой Отечественной войны, имеющая право на государственную поддержку, обратилась в Ибресинское городское поселение с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку в приобретении жилья в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Постановлением Главы Ибресинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 отказано в постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на подпункт 2 пункта 1 статьи 54 ЖК РФ с указанием, что «площадь выше нормы».

Статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона один раз независимо от их имущественного положения.

В соответствии с п.3, п.3.1 ст.23.2 названного Федерального закона, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в т.ч., членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 4, 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, отнесенные к категории малоимущих в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также иные категории граждан, указанные в статье 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по месту своего жительства. К иным категориям граждан в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики относятся граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ФИО8 войны 1941-1945 годов» было предусмотрено завершить до ДД.ММ.ГГГГ обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ в данный указ внесены изменения, согласно которым, в порядке, определенном Федеральным законом РФ «О ветеранах», предусмотрено обеспечение жильем ФИО8 войны, вставших на учет и после ДД.ММ.ГГГГ, сняты ограничения срока предоставления жилья.

В соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ признание граждан нуждающимися в жилье является условием постановки их на учет для получения жилого помещения по договору социального найма. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Согласно ч.2 данной статьи, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу чч.2,3 ст.49 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны: а) малоимущие граждане, б) иные категории граждан, определенные федеральными законами, указом Президента Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст.57 ЖК РФ случаев.

Согласно ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Согласно справке Ибресинского городского поселения и выписке из домовой книги, ФИО9 на момент обращения с заявлением в администрацию Ибресинского городского поселения о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и в настоящее время проживает в <адрес>. Из материалов дела следует, что указанный дом площадью 65,85 кв.м. принадлежит на праве собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 Переход права собственности зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.

Справкой Ибресинского городского поселения подтверждается, что состав семьи ФИО9 входит только она сама.

В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственниками и членами его семьи. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети, родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно ст.ст.209, 288 ГК РФ, ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.

Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.

В судебном заседании установлено, что ФИО9 членом семьи собственника дома ФИО11 не является. Жилое помещение в <адрес> по К.Маркса <адрес> предоставлено ей собственником в безвозмездное пользование. У нее не имеется какого-либо другого жилого помещения на праве собственности, права пользования иным жилым помещением по договору социального найма она не имеет.

Доводы представителя ответчика ФИО13 о том, что после намеренного ухудшения истицей жилищных условий не прошел предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок, не могут быть приняты во внимание.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, данным в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд установил, что на момент заключения истцом договора дарения ДД.ММ.ГГГГ действовал Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем ФИО8 войны 1941-1945 годов» № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от даты принятия, согласно п.1 которогожильем должны были обеспечиваться ФИО8 войны 1941-1945 годов, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Из чего суд делает вывод о том, что истица не имела умысла ухудшить свои жилищные условия. Данных о том, что, подарив принадлежащий ей жилой дом дочери, ФИО9 действовала умышленно и недобросовестно с целью признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, и что при этом истица знала, что в начале 2010 года в названный выше Указ внесут изменения, дающие ей возможность участвовать в программе обеспечения жильем и нуждающихся вдов инвалидов Великой Отечественной войны, в судебном заседании не добыто.

Поскольку жилой дом, в котором в настоящее время проживает истица, не принадлежит ей на праве собственности, членом семьи собственника жилья она не является, какого-либо иного жилья на праве собственности у нее не имеется, также нет права пользования иным жилым помещением по договору социального найма, ФИО9, как вдова инвалида Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № имеет право на обеспечение жильем независимо от времени постановки на учет.

При таких данных постановление Главы Ибресинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО9 в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не может быть признано законным, и подлежит отмене.

При изложенных обстоятельствах и исковые требования ФИО9 о возложении на ответчика обязанности включить ее в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, также обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать постановление Главы Ибресинского городского поселения <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО9 в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.

Обязать Муниципальное образование «Ибресинское городское поселение» <адрес> Чувашской Республики включить ФИО9 в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий В.П.Сапожникова