обязано предоставить жилое помещение



Дело №2-15/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Ибреси 12 января 2011 года

Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Сапожниковой В.П.,

с участием прокурора Мадюшкина А.А.,

истца Мышкова О.И.,

представителя ответчика - Администрации Ибресинского района Чувашской Республики Высокова В.Н.,

представителя органа опеки и попечительства Администрации Ибресинского района Чувашской Республики ФИО6,

при секретаре Даниловой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах Мышкова <данные изъяты> к Администрации Ибресинского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,

установил:

Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики в интересах Мышкова О.И. обратился в суд с иском к Администрации Ибресинского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить последнему благоустроенное жилое помещение на состав семьи из одного человека по установленным нормам действующего законодательства. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной проверки исполнения администрацией Ибресинского района Чувашской Республики законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что постановлением главы <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Мышков О.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как лицо, оставшееся без попечения родителей. Мышков О.И. в соответствии с действующим законодательством имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм по месту своего жительства за счет средств республиканского бюджета. Администрацией Ибресинского района Чувашской Республики не принимаются меры по обеспечению жилым помещением Мышкова О.И., нарушаются его жилищные права. Свое право на обращение в суд с данным иском прокурор обосновал нормами ч.1 ст.45 ГПК РФ.

В судебном заседании прокурор Мадюшкин А.А. исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям и вновь привел их суду.

Истец Мышков О.И. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. Пояснил, что родители лишены родительских прав, мать и отец своего жилья не имели. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год проживал в школе-интернате, потом в <адрес> у дедушки, где обучался в средней школе, а затем в общежитии колледжа. В настоящее время проживает в доме, принадлежащем тете - сестре отца.

Представитель ответчика - Администрации Ибресинского района Чувашской Республики Высоков В.Н., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, иск признал и пояснил, что нуждаемость истца в жилье ответчиком не оспаривается. Однако, согласно Закону Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. По поступлению средств из республиканского бюджета жилье Мышкову О.И. будет предоставлено.

Представитель органа опеки и попечительства Администрации Ибресинского района Чувашской Республики ФИО6, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что требования прокурора поддерживает. Мышков О.И. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилья, согласно действующему законодательству имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Администрация <данные изъяты> сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, участие своих представителей в судебном заседании не обеспечили. Администрацией <данные изъяты> сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики представлено заявление о рассмотрении дела без их участия, Министерство финансов Чувашской Республики о причинах неявки не сообщило.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, и положений ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Способы защиты жилищных прав определены в ст.11 Жилищного кодекса РФ, согласно которой защита жилищных прав осуществляется, в т.ч., путем признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Согласно части 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Данный иск подан в защиту жилищных прав истца, что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ.

Решением <данные изъяты> районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ родители истца ФИО7 и ФИО8 лишены родительских прав.

Из сообщения Администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики следует, что ФИО7 и ФИО8 до лишения их родительских прав не состояли на регистрационном учете в <адрес> Чувашской Республики. Мышков О.И. на территории <адрес> Чувашской Республики не имеет закрепленной жилой площади и другого имущества.

Согласно справке отдела образования Администрации Ибресинского района Мышков О.И. на территории Ибресинского района Чувашской Республики не имеет закрепленного жилого помещения.

Справкой РГОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им.<данные изъяты>» подтверждается, что Мышков О.И. являлся воспитанником школы-интерната и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Мышков О.И. в период обучения в <данные изъяты> колледже с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в общежитии указанного колледжа.

Истец зарегистрирован в доме № по <адрес>

Постановлением главы <данные изъяты> сельского поселения Ибресинского района № от ДД.ММ.ГГГГ Мышков О.И., оставшийся без попечения родителей, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на государственную поддержку в форме субсидий на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в соответствии с законодательством РФ, законодательством Чувашской Республики, постановлением Правительства РФ от 05 марта 2008 года №144 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности».

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конкретизируя названное конституционное право, законодатель в нормах жилищного права, регламентирующего отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями из муниципального и государственного жилищного фонда, определяет условия и порядок его предоставления.

Так, в частях 2 и 3 ст.49 Жилищного кодекса РФ закреплено положение о том, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом малоимущими гражданами являются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Право истца на льготное обеспечение жильем предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ч.1 статьи 8 названного Федерального закона (в ред. Федеральных законов от 08 февраля 1998 года №17-ФЗ, от 22 августа 2004 года №122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, регламентирующей порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, также предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма в Чувашской Республике, в том числе и во внеочередном порядке, урегулированы Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», а также нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст. 14 Жилищного кодекса РФ.

Так, согласно п. 2 ч.1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» (с изменениями от 30 августа 2006 года, 19 июля 2007 года, 4 февраля 2008 года, 19 октября 2009 года) к одной из категорий граждан, которым жилое помещение по договорам социального найма предоставляется из государственного жилищного фонда Чувашской Республики, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с названным Законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Как следует из представленных суду материалов, истец подпадает под категорию лиц, указанных в статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и закрепленного жилого помещения на момент помещения его в РГОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им.<данные изъяты>» не имел.

Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. Таким образом, сторона ответчика должна представить суду доказательства, опровергающие доводы истца. Однако таких доказательств суду не представлено. Напротив, наличие статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, и отсутствие на момент направления истца в школу-интернат закрепленного жилого помещения, а также нуждаемость истца в жилом помещении и наличие права на льготное обеспечение жилым помещением на основании норм ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ ответчиком признано в судебном заседании. В силу положений ст.68 ГПК РФ признание данных обстоятельств освобождает другую сторону от дальнейшего их доказывания.

Таким образом, Мышков О.И., как лицо, оставшееся без попечения родителей и состоящее на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, на момент проверки прокурором Ибресинского района исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, не был обеспечен благоустроенным жилым помещением.

Вместе с тем, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Согласно п.3 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1 названного закона, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Согласно ч.3 ст.11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике, в соответствии со ст.17 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.

Согласно п.1 ст.4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» (с изменениями от 4 июня, 25 сентября 2007 г., 5 мая 2008 г., 1 июня 2009 г.) органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Положениями п.5 ст.14 Жилищного кодекса РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Таким образом, требование о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию Ибресинского района Чувашской Республики суд считает обоснованным.

Согласно п.5 ст.57 Жилищного кодекса РФ и п.4 ст.12 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», устанавливающих норму предоставления жилого помещения для иных категорий граждан, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для категорий граждан, указанных в пункте 2 части 1 статьи 11 указанного Закона (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) с 01 января 2009 установлена в размере 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

Обязать Администрацию Ибресинского района Чувашской Республики предоставить Мышкову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по установленным нормам действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий В.П.Сапожникова