Дело №2-196/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 мая 2011 года п.Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Козлова В.А.,
при секретаре судебного заседания Орловой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ибресинского районного суда гражданское дело по иску Захаровой ФИО8 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ибресинском районе Чувашской Республики - Чувашии о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода осуществления лечебной деятельности и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
Установил:
Захарова Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ибресинском районе Чувашской Республики указывая, что 10 марта 2011 года обратилась в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением УПФ от 17 марта 2011 г. ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа, в который не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ года в должности заведующей Нижне-Абакасинским фельдшерским пунктом Ибресинского района с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в должности заведующей - медсестры Нижне-Абакасинским фельдшерским пунктом. В 1992 году и 2003 году работодатель допустил неточности при оформлении документов указав, что она переведена «заведующей - медицинская сестра Нижне-Абакасинским фельдшерским пунктом», вместо «заведующей Нижне-Абакасинским фельдшерско-акушерским пунктом- медицинская сестра». Работодатель (Ибресинская ЦРБ) данную ошибку привел в соответствие согласно номенклатуре в апреле 2006 года. Так как она осуществляла лечебную деятельность на указанных должностях, специальный стаж составляет более 25 лет. Ввиду этого просит признать незаконным решение УПФ об отказе в ей назначении пенсии и обязать назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 10 марта 2011 года.
В судебном заседании истец Захарова Л.В. исковые требования поддержала, пояснив, что после окончания Канашского медучилища с 1985 года она работала в Ибресинской ЦРБ. В 1992 году начала работать заведующей фельдшерским пунктом в д.Нижние Абакасы. На пункте кроме нее имелся штат санитарки. В 2003 году ее должность переименовали заведующая пунктом- медсестра, функциональные обязанности остались те же. Обязанности, которые она исполняла, относятся к работе среднего медицинского персонала медицинских учреждений. В 2006 году ее должность приведена в соответствие с номенклатурой должностей и с этого времени стаж ей засчитан. Но характер работы как прежде и так и в настоящее время остался прежний, она осуществляет лечебную деятельность в сельской местности.
Представитель истицы Мандрюков В.А. поддержал требования пояснив, что при оформлении приказа о месте работы истца ее должность указана по ранее действующему Списку должностей и профессий. Она выполняла работу тождественную нынешней профессии и ее обязанности с 2006 года не изменились и поэтому отказ УПФ в назначении досрочной пенсии неправильный.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда в Ибресинском районе Николаева С.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала пояснив, что в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу отказано, так как наименование должностей отсутствует в предусмотренном Законом Списке должностей, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Специальный стаж истицы исчисляется с 2006 года когда указанные пункты начали именоваться «фельдшерско-акушерскими». При этом не оспаривается, что по характеру и виду деятельности истица осуществляла лечебную деятельность. Также в период специального стажа не входит время нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Захаровой Л.В. подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 28 Федерального Закона от 17 декабря 2001 г. №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Как видно из решения Управления Пенсионного фонда по Ибресинскому району от 17 марта 2011 г.№ истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. УПФ было установлено, что на основании документов, представленных истцом, по нормам действующего законодательства подтверждено 8 лет 8 месяца 22 дня. При этом в подсчет специального стажа в связи с лечебной деятельностью Захаровой Л.В. включены периоды работы ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве медсестры, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве заведующей - медицинская сестра, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве заведующей ФАП-медицинская сестра. Не включены в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в должности заведующая фельдшерского пункта, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в должности заведующая-медицинская сестра.
Постановлением Правительства Российской от 29 октября 2002 г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, в соответствии с п.11 ч.1 ст.28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В разделе «Наименование должностей» Списка в подразделе «Средний медицинский персонал» указаны: «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра)»; «заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра)», в подразделе наименование учреждений - «фельдшерско-акушерский пункт».
В силу ч.2 ст.55 Конституции в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работы которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г.№464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. №30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативно-правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов, применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам. Следовательно, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. В подразделе «Лечебно - профилактические учреждения» указаны медицинские кабинеты и пункты, здравпункты, фельдшерские и фельдшерско - акушерские пункты.
Согласно Списку, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в организациях и должностях, независимо от ведомственной подчиненности организаций. Этим списком устанавливалось только наименование должностей и профессий, но не наименование учреждений. Право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения предоставлялось среднему персоналу, независимо от наименования и должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности
В Списке должностей, работа в которых засчитывается за выслугу, дающую право на пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. №1066 в разделе «Наименование учреждений» включены центральные районные больницы, где в разделе «наименование должностей» в подразделе «Средний медицинский персонал» указано «заведующий фельшерско-акушерским пунктом акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом-фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер)».
Согласно сведениям из трудовой книжки и диплома истица в 1985 году закончила Канашское медицинское училище.
Как видно из выписки из приказа №-пр. от ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Ибресинская ЦРБ» Захарова Л.В. принята на работу в качестве заведующей Н.-Абакасинским фельдшерским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ
Как усматривается из выписки из приказа №-К от ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Ибресинская ЦРБ» ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ переведена заведующей-медицинская сестра Н.-Абакасинским фельдшерским пунктом с установлением 8 разряда.
Все указанные сведения из приказов отражены также в трудовой книжке истца серии №, выданной ДД.ММ.ГГГГ и изученного судом в подлиннике.
Закон "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавший в период работы Захаровой Л.В. в заведующей Нижне-Абакасинским фельдшерским пунктом, заведующей -медсестры Нижне-Абакасинским фельдшерским пунктом, не содержал требований о том, чтобы лечебная деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях. Назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, независимо от их ведомственной подчиненности, а также формы собственности.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
В соответствии с п. 3 Постановления №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464.
Пунктом 1 указанного постановления предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности заведующей Нижне-Абакасинского фельдшерского пункта Ибресинского района Чувашской Республики, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей -медсестры Нижне-Абакасинского фельдшерского пункта.
Местонахождение лечебных учреждений, где работала истица и его юридический статус не влияют на характер деятельности истца в указанный период и не лишают ее права на досрочное получение пенсии в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях»
Несоответствие наименования учреждения, в котором работала истица, наименованиям учреждений, включенным в Списки, само по себе не может служить основанием для отказа во включение спорного периода в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение истца, его прав как человека и гражданина.
Суд учитывает правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 года №320, согласно которой при выполнении соответствующих работ гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренного действующим в этот период законодательством.
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств указывает, что истица, работая в указываемый период в должности заведующей Нижне-Абакасинского фельдшерского пункта Ибресинского района Чувашской Республики, в должности заведующей -медсестры Нижне-Абакасинского фельдшерского пункта осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения на условиях полного рабочего дня.
Учитывая характер, специфику и условия исполняемых функциональных обязанностей истцом по занимаемой должности, суд приходит к выводу, что выполняемая истцом работа, условия и характер деятельности соответствовали должностям « фельдшер, медицинская сестра», включенных в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.
Таким образом, с учетом спорных периодов работы Захаровой Л.В. продолжительность ее специального стажа к 10 марта 2011 года (к моменту обращения за пенсией) составляет более 25 лет, что в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» является основанием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, независимо от возраста.
В связи с этим решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ибресинском районе Чувашской Республики №22 от 17 марта 2011 года необходимо отменить и обязать ответчика включить указанные периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Утверждения представителя ответчика, что в период специального стажа не включается время нахождения истицы в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком суд находит убедительными. Истица указывает на достаточность специального стажа без учета указанных отпусков для назначения ей досрочной пенсии.
В соответствии со ст.99 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Решение ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ибресинском районе Чувашской Республики-Чувашии №22 от 17 марта 2011 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Захаровой ФИО9 отменить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ибресинском районе Чувашской Республики-Чувашии включить Захаровой ФИО10, рождения ДД.ММ.ГГГГ, в стаж работы периоды, дающие право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности
- заведующей Нижне-Абакасинского фельдшерского пункта Ибресинского района Чувашской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- заведующей - медсестры Нижне-Абакасинского фельдшерского пункта Ибресинского района Чувашской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Назначить Захаровой ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в соответствии с п.п. 2 п.1 ст.27 Федерального Закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения за назначением пенсии.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ибресинском районе Чувашской Республики в пользу Захаровой Людмилы Викторовны 200 (двести) рублей в возмещение судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики через районный суд в течение 10-ти дней со дня составления мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение составлено 18 мая 2011 года