Решение о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения



Дело №2-338/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2011 года                 п. Ибреси

Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Николаева О.В.,

с участием помощника прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Кудряшова А.Н.,                          

при секретаре Аверкиевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению      и. о. прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения,

     установил:

И. о. прокурора Ибресинского района Чувашской Республики обратился в суд с иском к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения. В обоснование заявленных требований и. о. прокурора ссылается на то, что прокуратурой Ибресинского района Чувашской Республики проведена проверка соблюдения администрацией Ибресинского района Чувашской Республики и <данные изъяты> законодательства о безопасности дорожного движения. Проведенной проверкой установлено, что администрацией Ибресинского района Чувашской Республики не соблюдаются требования вышеуказанного законодательства в части поддержания полосы отвода автодороги <данные изъяты> протяженностью <данные изъяты> км, и поддержания полосы отвода автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> км в чистоте и порядке. В непосредственной близости указанных дорог с <данные изъяты> км по <данные изъяты> км прорастают деревья и кустарники, которые представляют угрозу для участников дорожного движения. По указанным основаниям и. о. прокурора просил признать бездействие ответчика по не проведению работ по очистке полос отвода указанных автомобильных дорог незаконным и обязать их провести работы по очистке полос отвода вышеуказанных дорог по всей протяженности (с первого по девятый километр) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Кудряшов А.Н. иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика - администрации Ибресинского района Чувашской Республики Высоков В.Н. и Ишалев А.В. иск признали полностью и пояснили, что нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в части поддержания полосы отвода автодороги <данные изъяты> протяженностью <данные изъяты> км, и поддержания полосы отвода автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> км будут устранены и приведены в соответствие со строительными нормами и правилами в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав заключение помощника прокурора, полагавшего исковое заявление подлежащим удовлетворению, представителей ответчика, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктами 1 и 11 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Согласно ч. 3 ст. 15 указанного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Таким образом, вышеуказанными законами на администрацию Ибресинского района Чувашской Республики возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов.

Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что автодороги <данные изъяты> и <данные изъяты> находятся в собственности Муниципального образования Ибресинский район Чувашской Республики.

Согласно статье 1 Устава Ибресинского района Чувашской Республики Ибресинский район Чувашской Республики (далее - Ибресинский район) - муниципальное образование, наделенное статусом муниципального района в соответствии с законом Чувашской Республики, состоящее из 1 городского и 12 сельских поселений, объединенных общей территорией, границы которой установлены законом Чувашской Республики.

Из статьи 18 указанного Устава в структуру органов местного самоуправления Ибресинского района входят: глава Ибресинского района; Собрание депутатов Ибресинского района; администрация Ибресинского района и иные органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 35 Устава Ибресинского района Чувашской Республики администрация Ибресинского района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных федеральным законом или законом Чувашской Республики.

Структуру администрации Ибресинского района составляют глава администрации Ибресинского района, его заместители, структурные подразделения администрации Ибресинского района.

Администрация Ибресинского района является юридическим лицом.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ибресинского района Чувашской Республики и <данные изъяты> заключен муниципальный контракт на содержание муниципальных дорог в Ибресинском районе Чувашской Республики на 2011 год.

Согласно которому администрация района (заказчик) поручил, а общество (подрядчик) принял на себя обязательство по выполнению комплекса работ по содержанию муниципальных дорог в Ибресинском районе Чувашской Республики на 2011 год, обеспечивающих безопасное и бесперебойное движение транспортных средств (Приложение №1).

Из перечня муниципальных автомобильных дорог в <данные изъяты> на 2011 год, передаваемых на содержание подрядчику (Приложения №1 к указанному контракту) следует, что заказчиком передано подрядчику на содержание автодороги <данные изъяты> и <данные изъяты>.

Пунктом 1.2. указанного муниципального контракта предусмотрено, что конкретные виды и объемы работ по содержанию муниципальных автомобильных дорог, сроки их выполнения, а также требуемый уровень содержания определяются Техническим заданием (Приложение №2) с учетом объема финансирования.

Из п. 2.1. и 2.2. данного контракта следует, что общая стоимость работ и услуг по содержанию муниципальных автомобильных дорог составляет <данные изъяты> рублей с НДС. Цена контракта фиксированная.

Основанием для оплаты работ является, оформленный в установленном порядке, акт приемки выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ, составленные в соответствии с Техническим заданием. Оплата производится в течение 10 дней после подписания указанных документов.

Пунктом 2.3. муниципального контракта предусмотрено, что дополнительные работы по содержанию муниципальных автомобильных дорог, предусмотренные Техническим заданием выполняются по письменному поручению заказчика с изменением Технического задания в пределах установленных контрактом объемов финансирования. Уточнение объема финансирования и выполняемых работ оформляется дополнительным соглашением к настоящему контракту.

ГОСТ Р 50597-93, утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года №221.

Согласно п. 3.3.1. указанного государственного стандарта РФ на пересечениях автомобильных дорог в одном уровне при отсутствии застройки должно быть обеспечено расстояние видимости в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года №417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.

Согласно п. 25 указанных Правил полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.

В соответствии с п. 4.1. Строительных норм и правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85 расчетной скоростью считается возможная (по условиям устойчивости и безопасности) скорость движения одиночных автомобилей при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части, которой на наиболее неблагоприятных участках трассы соответствуют предельно допустимые значения элементов дороги.

Нормальное условие сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части обеспечивается на чистой сухой или увлажненной поверхности, имеющей коэффициент продольного сцепления при скорости 60 км/ч для сухого состояния 0,6, а для увлажненного - в соответствии с таблицей 46 - в летнее время года при температуре воздуха 20 oС, относительной влажности 50%, метеорологической дальности видимости более 500 м, отсутствии ветра и атмосферного давления 1013 МПа (760 мм рт ст.).

Расчетные скорости движения для проектирования элементов плана, продольного и поперечного профилей, а также других элементов, зависящих от скорости движения, следует принимать по таблице 3. Расчетные скорости на дорогах местного значения основные составляет 80 км/ч, допускаемые на трудных участках местности пересеченной составляет 60 км/ч.

Из справки ОГИБДД отдела МВД РФ по Ибресинскому району Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на полосе отвода автодороги <данные изъяты> протяженностью <данные изъяты> км, и на полосе отвода автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> км, в непосредственной их близости прорастают деревья и кустарники, которые представляют угрозу для участников дорожного движения.

Из акта проверки прокуратуры Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на полосе отвода автодороги <данные изъяты> протяженностью <данные изъяты> км, и на полосе отвода автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> км, в непосредственной их близости прорастают деревья и кустарники, которые представляют угрозу для участников дорожного движения.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, исковое заявление и. о. прокурора Ибресинского района Чувашской Республики подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (лиц, пользующихся указанными автомобильными дорогами), поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению. С учетом мнения представителя администрации района и обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения могут быть устранены в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность администрации Ибресинского района Чувашской Республики и правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы органов местного самоуправления, а направлены на понуждение вышеуказанной администрации в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    решил:

Бездействие администрации Ибресинского района Чувашской Республики по обеспечению требований законодательства о безопасности дорожного движения в части поддержания полосы отвода автодороги <данные изъяты> протяженностью <данные изъяты> км, и поддержания полосы отвода автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> км признать незаконным.

Обязать администрацию Ибресинского района Чувашской Республики в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по обеспечению требований законодательства о безопасности дорожного движения в части поддержания полосы отвода автодороги <данные изъяты> протяженностью <данные изъяты> км, и поддержания полосы отвода автодороги <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> км. в соответствии с п. 25 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года №417 и в соответствии с п. 4.1. СНиП 2.05.02-85.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья      О.В.Николаев