Дело №2-377/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Ибреси ДД.ММ.ГГГГ Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Сапожниковой В.П., с участием прокурора Кудряшова А.Н., представителя истца - Министерства финансов Чувашской Республики Алексеева А.В., представителя ответчика Алимова А.Р., при секретаре Даниловой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и Чувашской Республики к Алимовой <данные изъяты> о взыскании в пользу бюджетов Российской Федерации и Чувашской Республики незаконно полученной субсидии по кредитному договору, установил: И.о. прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и Чувашской Республики обратился в суд с иском к Алимовой Ф.Р., с учетом последующего уточнения, о взыскании незаконно полученной субсидии по кредитному договору в сумме <данные изъяты> рублей, в т.ч., в пользу бюджета Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Чувашской Республике в сумме <данные изъяты> рублей, в пользу бюджета Чувашской Республики в лице Министерства финансов Чувашской Республики в сумме <данные изъяты> рублей. В обоснование исковых требований указывается, что АК Сберегательный банк РФ заключил ДД.ММ.ГГГГ с Алимовой Ф.Р. кредитный договор № о предоставлении кредита на покупку сельскохозяйственной малогабаритной техники, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонн, тракторов мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, сельскохозяйственных животных, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также реконструкции, модернизации и строительства животноводческих помещений, приобретение газового оборудования и подключения к газовым сетям в сумме <данные изъяты> рублей с процентной ставкой <данные изъяты> % годовых. Банк свои обязательства выполнил надлежащим образом и предоставил заемщику кредит в сумме <данные изъяты> рублей. Формально заемщиком представлены документы, подтверждающие целевое использование кредита, но, как установлено в ходе визуального осмотра хозяйства Алимовой Ф.Р., реконструкция животноводческих помещений не проводилась. Ответчик после предоставления подтверждающих документов регулярно получала субсидии из федерального и республиканского бюджетов. По факту нецелевого использования кредитных денежных средств ОМВД РФ по Ибресинскому району в отношении Алимовой Ф.Р. проведена процессуальная проверка, по результатам которой вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Действиями ответчика бюджетам Российской Федерации и Чувашской Республики причинен ущерб на указанную сумму необоснованно полученной субсидии, которая подлежит возврату в полном объеме. В судебном заседании прокурор Кудряшов А.Н. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям и вновь их привел. Представитель Министерства финансов Чувашской Республики Алексеев А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора поддержал. Пояснил, что Алимова Ф.Р. получила деньги в кредит на строительство и реконструкцию животноводческих помещений. Ею приобретены строительные материалы, однако на строительство животноводческих помещений использован только пиломатериал. По заявлению Алимовой Ф.Р. ей производилось субсидирование процентов по кредитному договору. В ДД.ММ.ГГГГ году была проведена проверка, в возбуждении уголовного дела ДД.ММ.ГГГГ в отношении Алимовой Ф.Р. было отказано по тем мотивам, что приобретенный стройматериал хранится на территории ООО «<данные изъяты>». Минсельхозом Чувашии также в ДД.ММ.ГГГГ году была проведена проверка целевого использования денежных средств, полученных по кредитному договору, и было выявлено, что приобретенные строительные материалы, кроме пиломатериалов, не были использованы на строительство животноводческих помещений. После проверки субсидирование процентов по полученному Алимовой Ф.Р. кредитному договору не проводилось, было предложено вернуть часть уже полученной субсидии. Ответчица просила отсрочить строительство на ДД.ММ.ГГГГ годы, однако строительство не было завершено. На следующее предложение представить доказательства строительства и реконструкции Алимова Ф.Р. просила отсрочить строительство на ДД.ММ.ГГГГ годы. Таким образом, ответчица последовательно переносила строительство на более поздние сроки. В соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в российских кредитных организациях в 2006 - 2007 годах на срок до 5 лет, когда кредит получен на реконструкцию, модернизацию и строительство животноводческих помещений, то не только должны быть приобретены строительные материалы, но и осуществлено строительство в разумные сроки. Кредит был предоставлен на <данные изъяты> лет, с момента его получения прошло <данные изъяты> года, однако часть средств не направлена на строительство. Представители Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела без их участия. В отзывах на исковое заявление представители Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике указали, что финансирование расходов за счет средств, поступающих в республиканский бюджет Чувашской Республики из федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», осуществляется в соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в российских кредитных организациях в 2006 - 2007 годах на срок до 5 лет, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 года №827. Перечисление субсидий осуществляется на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. В дальнейшем средства на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам предоставляются непосредственно заемщикам из бюджетов субъекта Российской Федерации. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации являются формой межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Главным распорядителем средств, поступающих из федерального бюджета на возмещение части затрат заемщиков на уплату процентов за пользование кредитами (займами) полученными в российских кредитных организациях в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», определено Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, на которое возложены функции по контролю за правильностью расчета причитающихся сумм субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики. Ответчица Алимова Ф.Р., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. О причинах неявки не сообщила, не просила отложить рассмотрение дела. В представленном в суд отзыве просила в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. Указала, что на полученные в кредит в рамках приоритетного национального проекта денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей она приобрела строительные материалы для реконструкции животноводческих помещений в личном подсобном хозяйстве, представила документы об этом на сумму <данные изъяты> рублей и смету на реконструкцию в банк, также в отдел по ЛПХ Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики. Провести реконструкцию всех животноводческих помещений до настоящего времени не представилось возможным из-за финансовых затруднений. Строительные материалы хранятся на производственной базе ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», что установлено проведенной сотрудниками следственного отделения ОМВД РФ по Ибресинскому району в ДД.ММ.ГГГГ года и в ДД.ММ.ГГГГ года проверкой. Субсидия на сумму <данные изъяты> рублей получена ею законно и обоснованно. Представитель ответчицы Алимов А.Р., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал. Пояснил, что полученные ответчицей кредитные денежные средства были последней направлены в полном объеме на приобретение строительных материалов для реконструкции животноводческих помещений, часть помещений построена, строительные материалы на сегодняшний день в наличии имеются, но, чтобы не портить внешний вид улицы, хранятся частично на территории принадлежащего ему ООО «<данные изъяты>» в <адрес>, частично - на территории его партнера по строительству ООО «<данные изъяты>» в <адрес>. Они с ответчицей намеревались построить животноводческие помещения, содержать скот и получать в своем подворье экологически чистые продукты. Однако то, что планировалось построить, на своем подсобном участке не помещалось. Было решено купить соседний участок. Оформление покупки растянулось на год, т.к. наследница умершего соседа проживала в <адрес>. Потом начался финансовый кризис, у них начались затруднения, товарооборот магазина стройхозтоваров, которым владеет жена, упал, строительный бум также пошел на спад. Если принадлежащим ему ООО «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ году были построены в год две школы и два жилых дома, сейчас они в год строят только один дом, и тот начинают строить после поступления средств из бюджета. У них были благие намерения, но в прошлом году из-за аномальной жары не было кормов, люди распродавали имеющийся у них скот, и решено было строительство пока отложить до лучших времен. В этом году не смогли строить из-за судебного иска, т.к. на приобретенный земельный участок был наложен арест. Органы следствия дважды проверяли обоснованность получения кредита и дважды отказали в возбуждении уголовного дела. В кредитном договоре не сказано, в какой срок они должны построить животноводческие помещения. Они в будущем, если сложатся благоприятные условия, построят помещения для содержания скота. Животные у них есть и содержатся в хозяйстве отца. После проверки Минсельхозом Чувашской Республики субсидия ответчице не перечисляется. В действиях ответчицы нет никакого обмана, она кредит погашает, невыплаченной осталась небольшая сумма. Третье лицо - Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, в отзыве на исковое заявление просило иск и.о. прокурора удовлетворить. Указало, что Алимова Ф.Р. ДД.ММ.ГГГГ по кредитному договору № получила <данные изъяты> рублей. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2006 года №827 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, ведущими личное подсобное хозяйство, в российских кредитных организациях в 2006-2007 годах на срок до 5 лет» Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики на основании заявления Алимовой Ф.Р. субсидировало часть затрат по уплате процентов по кредиту. Данные денежные средства были ей предоставлены из республиканского бюджета Чувашской Республики и являлись целевыми средствами. Актом встречной проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Алимова Ф.Р. не все полученные средства использовала при строительстве животноводческого помещения. К расходам целевого использования на основании товарного чека от ДД.ММ.ГГГГ была признана только стоимость пиломатериалов на сумму <данные изъяты> рублей. Кредитные средства в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> %) рублей использованы не на строительство животноводческого помещения. Строительные материалы: кирпичи в количестве <данные изъяты> штук на сумму <данные изъяты> рублей, ФБС 24.4 в количестве <данные изъяты> штук на сумму <данные изъяты> рублей, ОПГС на сумму <данные изъяты> рублей, керамзит на сумму <данные изъяты> рублей, цемент на сумму <данные изъяты> рублей, были приобретены, но на строительство животноводческого помещения не использованы. Проведенной проверкой обоснованности субсидирования процентных ставок по кредиту выявлена сумма нецелевого использования бюджетных средств в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> %), в том числе из федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей. На предложения Минсельхоза Чувашии о возврате необоснованно полученных сумм субсидий ответчица не ответила, документы о завершении строительства не предоставила. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, и положений ст.167 ГПК РФ суд рассматривает настоящее гражданское дело при имеющейся явке. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст.124 ГК РФ к субъектам гражданского права - Российской Федерации, субъектам Российской Федерации применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. ДД.ММ.ГГГГ Алимовой Ф.Р. заключен с АК Сберегательный банк РФ (ОАО) кредитный договор № на покупку сельскохозяйственной малогабаритной техники, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонн, тракторов мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, сельскохозяйственных животных, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также реконструкции, модернизации и строительства животноводческих помещений, приобретение газового оборудования и подключения к газовым сетям по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей под <данные изъяты> % годовых. Согласно п. 5.3.3 Кредитного договора Заемщик Алимова Ф.Р. обязалась использовать кредит на цели, указанные п. 1.1 Договора и предоставить Кредитору в течение <данные изъяты> дней от даты выдачи кредита документы, подтверждающие его целевое использование. Как установлено судом, кредит ответчицей был получен в дополнительном офисе № Канашского ОСБ № в <адрес> на строительство животноводческих помещений в личном подсобном хозяйстве, расположенном в <адрес>. Алимова Ф.Р. в день получения кредита обратилась в Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики с заявлением о выделении ей субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по вышеуказанному кредитному договору. ДД.ММ.ГГГГ Алимова Ф.Р. представила в банк товарный и кассовый чеки от ДД.ММ.ГГГГ о приобретении строительных материалов: кирпичей в количестве <данные изъяты> штук на сумму <данные изъяты> рублей, ФБС 24.4 в количестве <данные изъяты> штук на сумму <данные изъяты> рублей, пиломатериалов хвойных в количестве <данные изъяты> куб.м. на сумму <данные изъяты> рублей, бруса сухого хвойного в количестве <данные изъяты> куб.м. на сумму <данные изъяты> рублей, ОПГС на сумму <данные изъяты> рублей, керамзита на сумму <данные изъяты> рублей, цемента на сумму <данные изъяты> рублей, всего на <данные изъяты> рублей, а также смету на реконструкцию животноводческих помещений в личном подсобном хозяйстве, расположенном по адресу: <адрес>. На основании заявления Алимовой Ф.Р. Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчице была выплачена субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ за период пользования кредитом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля, в т. ч., за счет федерального бюджета - <данные изъяты> рублей, за счет республиканского бюджета - <данные изъяты> рублей (л. д. 23). ДД.ММ.ГГГГ Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики была проведена проверка целевого использования бюджетных средств, выделенных Алимовой Ф.Р. на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму <данные изъяты> рублей на строительство и реконструкцию животноводческого помещения, в ходе которой установлено, что на указанные кредитные средства были приобретены строительные материалы на общую сумму <данные изъяты> рублей, к осмотру предъявлена одна хозяйственная постройка, полностью выполненная из лесоматериалов. Прочие строительные материалы на сумму <данные изъяты> рублей: кирпичи в количестве <данные изъяты> штук на сумму <данные изъяты> рублей; ФБС 24.4 в количестве <данные изъяты> штук на сумму <данные изъяты> рублей; ОПГС на сумму <данные изъяты> рублей; керамзит на сумму <данные изъяты> рублей; цемент на сумму <данные изъяты> рублей, приобретение которых подтверждено первичными документами, на строительство, реконструкцию животноводческих помещений не использовались и на момент проверки на территории личного подсобного хозяйства отсутствовали. Другие животноводческие помещения, которые планировалось реконструировать, к осмотру не предъявлены. К расходам целевого использования на основании товарного чека от ДД.ММ.ГГГГ была признана только стоимость пиломатериалов, которые были использованы на строительство животноводческого помещения, и работы, всего на сумму <данные изъяты> рублей. Кредитные средства в сумме <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> %) на строительство животноводческого помещения не использованы. Ответчице было предложено представить информацию о выполнении договорных обязательств по целевому использованию полученных кредитных средств, а также документы, подтверждающие завершение строительства и реконструкции животноводческого помещения. Из материалов дела следует, что Алимова Ф.Р. в пояснениях к акту проверки указывала, что планирует завершить строительство животноводческих помещений в ДД.ММ.ГГГГ годах. ДД.ММ.ГГГГ Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики обратилось к Алимовой Ф.Р. с предложением в добровольном порядке возвратить до ДД.ММ.ГГГГ необоснованно полученную сумму субсидии, выявленную в ходе выездной проверки в личном подсобном хозяйстве, в доход бюджета. ДД.ММ.ГГГГ Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики информировало Алимову Ф.Р. о приостановлении дальнейшего субсидирования процентов до подтверждения целевого использования полученных кредитных средств. ДД.ММ.ГГГГ Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики вновь просило Алимову Ф.Р. к ДД.ММ.ГГГГ предоставить информацию о выполнении договорных обязательств по целевому использованию полученных кредитных средств, а также документы, подтверждающие завершение строительства и реконструкции животноводческих помещений. ДД.ММ.ГГГГ Алимова Ф.Р. в ответном письме Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики просила отсрочить предоставление информации и документов, подтверждающих завершение строительства и реконструкции животноводческих помещений в связи с финансовыми затруднениями, указывая, что планирует завершить строительство в ДД.ММ.ГГГГ годы. На день разрешения настоящего спора ответчицей реконструкция и строительство животноводческих помещений не завершены, что представителем ответчика не оспаривается. Следовательно, полученные заемные средства в сумме <данные изъяты> рублей не использованы на реконструкцию и строительство животноводческих помещений. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от 07 июля 2003 года №112-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться, в том числе предоставлением личным подсобным хозяйствам государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Согласно положению п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 года №264-ФЗ, государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, по следующим основным направлениям: в том числе, обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В соответствии с чч. 2, 3, 4 названной статьи указанного закона финансирование мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации. Средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели. Согласно чч. 1, 3, 4 ст. 11 вышеназванного закона государством обеспечиваются поддержка формирования и развития системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, равный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к получению кредитов (займов) на развитие сельского хозяйства в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются на весь срок использования кредитов (займов), полученных в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах сельскохозяйственными товаропроизводителями, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, в размере двух третей, и (или) не менее чем девяносто пять процентов, и (или) полной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более их фактических затрат. Условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, виды кредитов (займов), сроки их предоставления, направления использования, суммы кредитов (займов), по которым из федерального бюджета осуществляется возмещение части затрат на уплату процентов, а также категории хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение субсидий в размере двух третей, и (или) не менее чем девяносто пять процентов, и (или) полной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 827 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в российских кредитных организациях в 2006 - 2007 годах на срок до 5 лет" установлены порядок и условия предоставления в 2007 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве", в российских кредитных организациях в 2006 - 2007 годах на покупку сельскохозяйственной малогабаритной техники, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонны, тракторов мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, сельскохозяйственных животных, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также реконструкция, модернизация и строительство животноводческих помещений, приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям. Общая сумма кредитов, полученных заемщиком, не должна превышать 700 тыс. рублей. В соответствии с пп. 3, 4 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектом Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученными гражданами ведущими личное подсобное хозяйство, в российских кредитных организациях в 2006 - 2007 годах на срок до 5 лет" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.12.2006 N 827, целевые средства предоставляются заемщикам при представлении документов на получение целевых средств в размере 95 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации на дату заключения кредитного договора, но не более 95 процентов фактических затрат на уплату процентов. Целевые средства предоставляются заемщику при условии своевременного погашения кредита и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками. В соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 9 от 17 января 2007 года « Об утверждении перечня направлений и документов, подтверждающих целевое использование кредитов, полученных гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в Российских кредитных организациях на срок до 5 лет» кредитные средства гражданами могут быть направлены на реконструкцию, модернизацию и строительство животноводческих помещений, и при этом должны быть в подтверждение предъявлены: смета (сводка) затрат, подписанная заемщиком, оригиналы, копии кассовых и/или товарных чеков на приобретенные материалы, оформленных в установленном порядке, согласно смете (сводке) затрат; оригиналы, копии договоров на выполнение работ по реконструкции, модернизации и строительству животноводческих помещений, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих оплату выполненных работ при реконструкции, модернизации и строительстве животноводческих помещений. В соответствии с Правилами предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на уплату процентов за пользование кредитами (займами), привлеченными сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса и прочими организациями независимо от организационно-правовой формы, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство (далее - заемщики), утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2006 года №341, финансирование расходов, связанных с возмещением части затрат заемщиков на уплату процентов, осуществляется за счет средств, поступивших в республиканский бюджет Чувашской Республики из федерального бюджета и за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Главным распорядителем средств, поступающих из федерального бюджета на возмещение части затрат заемщиков на уплату процентов за пользование кредитами (займами), полученными в российских кредитных организациях в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", является Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики. Указанные средства федерального бюджета, поступающие на лицевой счет Министерства финансов Чувашской Республики, открытый в Управлении Федерального казначейства по Чувашской Республике, перечисляются на лицевой счет Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, открытый в Управлении казначейства Министерства финансов Чувашской Республики. Финансирование указанных расходов за счет средств, поступающих в республиканский бюджет Чувашской Республики из федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", осуществляется в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации. В порядке долевого финансирования расходов за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики осуществляется возмещение части затрат заемщиков на уплату процентов за пользование кредитами (займами), полученными в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, в размере 5 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита (займа). Финансирование расходов из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат заемщиков на уплату процентов за пользование кредитами (займами), полученными в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", осуществляется с лицевого счета Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, открытого в Управлении казначейства Министерства финансов Чувашской Республики. Согласно п. 2.5 указанных Правил, возмещение части затрат заемщиков на уплату процентов за пользование кредитами (займами) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики производится при условии использования заемщиком кредита на цели, установленные пунктом 2.6 настоящих Правил. В соответствии с п. 2.6. названных Правил, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики осуществляется возмещение части затрат на уплату процентов за пользование кредитами (займами), предоставляемыми в 2006 - 2007 годах гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, в т.ч., по кредитам на покупку сельскохозяйственной малогабаритной техники, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонны, тракторов мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, сельскохозяйственных животных, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, реконструкцию, модернизацию и строительство животноводческих помещений, приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям на срок до пяти лет. Этим же постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2006 года №341 на Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики возложена обязанность осуществления контроля за правильностью расчета причитающихся сумм субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики. В соответствии с приведенными нормативно-правовыми актами обязательным условием возмещения части затрат на уплату процентов за пользование кредитами (займами) гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, является целевое использование кредитных ресурсов, подлежащих в последующем субсидированию. Из них следует, что кредитные ресурсы можно использовать исключительно на цели, указанные в кредитном договоре, в данном случае - на реконструкцию, модернизацию и строительство животноводческих помещений. В названных нормативно-правовых актах не предусмотрено возмещение части затрат на уплату процентов за пользование кредитами (займами) из бюджета гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на приобретение строительных материалов. По смыслу указанных положений законодательства, в случае получения кредита на строительство или реконструкцию животноводческих помещений, они должны быть использованы на указанные цели. Следовательно, ответчица обязана была использовать кредит исключительно на строительство и реконструкцию животноводческих помещений, документально отчитаться перед банком и Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики о постройке указанных помещений, представив в подтверждение в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 9 от 17 января 2007 года, кроме сметы (сводки) затрат, подписанной заемщиком, оригиналов, копий кассовых и/или товарных чеков на приобретенные материалы, оригиналы, копии договоров на выполнение работ по реконструкции, модернизации и строительству животноводческих помещений, акты выполненных работ и платежные документы, подтверждающие оплату выполненных работ при реконструкции, модернизации и строительстве животноводческих помещений, что ею не сделано. На день рассмотрения настоящего спора животноводческие помещения построены Алимовой Ф.Р. только частично из пиломатериала на сумму <данные изъяты> рублей, что ответчицей и ее представителем не оспаривается. Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ. В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти. По смыслу ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным в правовом основании их получения. В качестве одного из последствий нецелевого использования бюджетных средств предусмотрено их изъятие в бесспорном порядке. Доводы представителя ответчика о том, что полученные средства использованы по целевому назначению, на них приобретены строительные материалы и строительство будет в будущем произведено, по настоящее время строительство не производилось по объективным причинам, т.к. невозможно было построить животноводческие помещения в пределах границ имевшегося земельного участка, а приобретение соседнего земельного участка затянулось на целый год; в ДД.ММ.ГГГГ году стояла аномальная жара; а в ДД.ММ.ГГГГ году был наложен арест на земельный участок в связи с имевшимся судебным спором, объективно ничем не подтверждены. Как установлено судом, ответчица получила кредит на реконструкцию, модернизацию и строительство животноводческих помещений в ДД.ММ.ГГГГ года, и по условиям кредитного договора должна была в течение <данные изъяты> дней с даты получения кредита предоставить документы, подтверждающие целевое использование заемных денежных средств. Поскольку речь шла о строительстве, банком и Минсельхозом Чувашии были приняты документы о приобретении строительных материалов и смета на реконструкцию и строительство животноводческих помещений. Проверка целевого использования кредита проведена Минсельхозом Чувашии ДД.ММ.ГГГГ, через <данные изъяты> года после его получения, что, по мнению суда, является разумным сроком для осуществления строительства. Ответчица и ее представитель результаты проверки о том, что денежные средства не полностью использованы на строительство животноводческих помещений, не оспаривают, не отрицают, что реконструкция и строительство животноводческих помещений на сегодняшний день на всю сумму кредита не осуществлены. В течение ДД.ММ.ГГГГ годов ответчица последовательно просила отсрочить строительство животноводческих помещений, указывая на финансовые затруднения, что, с учетом того, что после получения кредита прошло четыре года, свидетельствует о том, что Алимова Ф.Р. исполнить условия кредитного договора не намеревалась. Об этом же свидетельствует и отсутствие строительных материалов в домохозяйстве № по <адрес> и хранение (со слов ответчицы и ее представителя) строительных материалов на территории строительной организации ООО «<данные изъяты>» в <адрес> и принадлежащей представителю ответчика Алимову А.Р. строительной фирмы - ООО «<данные изъяты>» в <адрес>. Кроме того, ответчица является индивидуальным предпринимателем, имеет свой магазин и занимается реализацией строительных материалов, ее доход позволил ей получить кредит в размере <данные изъяты> рублей. Алимов А.Р., ее супруг, является владельцем строительной организации, ежегодно сдающей построенные объекты в эксплуатацию, в связи с чем, ссылка ответчицы на финансовые затруднения несостоятельна. При таких обстоятельствах исковые требования и.о. прокурора Ибресинского района Чувашской Республики о взыскании незаконно полученной субсидии по кредитному договору являются правомерными и подлежат удовлетворению. Алимовой Ф.Р. получены кредитные средства в сумме <данные изъяты> рублей, ей были начислена и выплачена субсидия в размере <данные изъяты> рубля, из которых, <данные изъяты> рублей из федерального бюджета и <данные изъяты> рубля из бюджета Чувашской Республики. По результатам проверки выявлено, что расходами целевого использования является сумма <данные изъяты> рублей, не использованы для строительства животноводческих помещений приобретенные строительные материалы на сумму <данные изъяты> рублей, что составляет <данные изъяты>% от общей суммы кредита. От общей суммы выделенных субсидий подлежит возврату в соответствующий бюджет: <данные изъяты> руб. х <данные изъяты>% = <данные изъяты> рубля, из которых <данные изъяты> рубля в федеральный бюджет и <данные изъяты> рублей в бюджет Чувашской Республики. Прокурор в силу положений ч.2 ст.45 ГПК РФ и п/п.6 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В силу ст.333.19 НК РФ с Алимовой Ф.Р. в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд решил: Взыскать с Алимовой <данные изъяты> сумму неосновательно полученной субсидии на возмещение части затрат на погашение процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, в том числе: в пользу бюджета Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Чувашской Республике <данные изъяты> рубля; в пользу бюджета Чувашской Республики в лице Министерства финансов Чувашской Республики <данные изъяты> рублей. Взысканные суммы перечислить по следующим реквизитам: <данные изъяты> Взыскать с Алимовой <данные изъяты> государственную пошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий В.П. Сапожникова Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.