Дело №2-401/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Ибреси 26 декабря 2011 года Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Сапожниковой В.П., с участием истицы Биркович Л.В., представителя ответчика Макаровой В.А., при секретаре Даниловой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Биркович <данные изъяты> к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ибресинском районе Чувашской Республики - Чувашии о признании решений о привлечении к ответственности в виде финансовых санкций, установлении недоимки по страховым взносам, начислении пеней незаконными, о признании требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов недействительными, установил: Биркович Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ибресинском районе Чувашской Республики о признании решений об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов недействительными. В обоснование исковых требований указала, что она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, но предпринимательскую деятельность не осуществляла сначала из-за нехватки первоначального капитала, а с ДД.ММ.ГГГГ года - в связи с рождением ребенка и необходимостью ухода за ним. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2006 года №582 фиксированный платеж в минимальном размере за время ухода за ребенком не производила. Однако, несмотря на это, Управление Пенсионного фонда РФ в Ибресинском районе Чувашской Республики, руководствуясь Федеральным законом от 24 июля 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», требует с нее уплаты страховых взносов, пеней и штрафов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ: недоимки в размере <данные изъяты> рублей, штрафов в размере <данные изъяты> рублей. Управлением Пенсионного фонда в Ибресинском районе Чувашской Республики не учтено, что в соответствии с взаимосвязанными положениями пунктов 1 - 3 ст. 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьи 17 данного закона и статьей 2, 3, 10, 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в Пенсионный Фонд в виде фиксированного платежа за период, в течение которого им предпринимательская деятельность не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения последним возраста полутора лет, не производится. В судебном заседании истица Биркович Л.В. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила исковые требования, просила признать недействительными решения руководителя Управления Пенсионного фонда РФ в Ибресинском районе Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № и №, требования Управления от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, уточненные исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнительно пояснила, что она не была информирована о том, что при прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя должна была представить в Управление расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в двенадцатидневный срок. Когда сдавала расчет, суммы подлежащих уплате страховых взносов ей рассчитала специалист Управления, она подписала расчет, т.к. иначе у нее не приняли бы его. Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ибресинском районе Чувашской Республики - Чувашии Макарова В.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда. Дала пояснения, аналогичные изложенным в отзыве Управления. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Биркович Л.В. ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись <данные изъяты> (л.д.14) и ДД.ММ.ГГГГ прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись <данные изъяты> (л.д.15). В качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию она была зарегистрирована в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации в Ибресинском районе Чувашской Республики. ДД.ММ.ГГГГ Биркович Л.В. представила в Управление Пенсионного фонда РФ в Ибресинском районе Чувашской Республики расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указала сумму подлежащих уплате за ДД.ММ.ГГГГ год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть в сумме <данные изъяты> рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть в сумме <данные изъяты> рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> рублей. Управлением Пенсионного фонда РФ в Ибресинском районе Чувашской Республики проведена камеральная проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования ФИО1, и ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о выявлении недоимки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме <данные изъяты> рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме <данные изъяты> рублей и о нарушении законодательства Российской Федерации, выразившемся в представлении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам с нарушением установленного Федеральным законом №212-ФЗ срока, указано, расчет по форме РСВ-2 ПФР представлен ДД.ММ.ГГГГ при сроке представления не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В тот же день в отношении Биркович Л.В. составлен другой акт о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором указано, что сведения представлены ДД.ММ.ГГГГ при сроке представления ДД.ММ.ГГГГ. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ истица вызвана в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ибресинском районе Чувашской Республики для рассмотрения акта камеральной проверки на ДД.ММ.ГГГГ. Решением руководителя Управления Пенсионного фонда РФ в Ибресинском районе Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ по итогам камеральной проверки от ДД.ММ.ГГГГ Биркович Л.В. привлечена к ответственности на основании п. 1 ст. 46 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Ей начислены пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ год: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть в размере <данные изъяты> рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть в размере <данные изъяты> рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> рублей. Предложено уплатить недоимку: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть в сумме <данные изъяты> рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть в сумме <данные изъяты> рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> рублей, а также указанные в решении пени и штраф. Управлением Пенсионного фонда РФ в Ибресинском районе Чувашской Республики Биркович Л.В. ДД.ММ.ГГГГ направлено требование № с предложением уплатить вышеуказанную недоимку, а также начисленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> рублей; на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> рублей; на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> рублей; на недоимку по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> рублей, а также штрафа в размере <данные изъяты> рублей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решением руководителя Управления Пенсионного фонда РФ в Ибресинском районе Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ Биркович Л.В. привлечена к ответственности на основании ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01 апреля 1994 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за несвоевременное представление плательщиком сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета СЗВ-6-1 за ДД.ММ.ГГГГ год в виде финансовой санкции в размере <данные изъяты> рублей. Управлением Пенсионного фонда РФ в Ибресинском районе Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ Биркович Л.В. направлено требование № об уплате финансовой санкции в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Не согласившись с указанными решениями и требованиями, Биркович Л.В. обжаловала их в суд. В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 названного закона индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ страхователи, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона, в том числе индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Стоимость страхового года определяется в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», вступивший в силу с 01 января 2010 года, регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование. В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов - индивидуальные предприниматели, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Таким образом, исходя из положений ч. 1 ст. 14 Федерального закона №212-ФЗ и ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Данная обязанность возникает с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения его деятельности в таком качестве. Согласно положениям ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в страховой стаж включаются при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Статьей 11 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено, что наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, засчитываются также иные (нестраховые) периоды, в том числе, период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет. На основании Федерального закона от 21 марта 2005 года № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан» на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий, связанных с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, перечисленных в статье 2 Федерального закона от 21 марта 2005 года № 18-ФЗ (в том числе периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет), Пенсионному фонду Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета. Согласно ст. 3 Федерального закона № 18-ФЗ от 21 марта 2005 года сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, исходя из которого ему начисляется страховая часть трудовой пенсии. В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимися в определении от 12 мая 2005 года № 182-О, нормативные положения пп. 1 - 3 ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», предусматривавшие взимание фиксированного платежа, во взаимосвязи с положениями его ст. 17, а также ст. ст. 2, 3, 10 и 11 Федерального закона от 17 декабря 2001года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя страховых взносов в виде фиксированного платежа за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Указанная позиция основана на том, что согласно ст. 11 Федерального закона № 173-ФЗ периоды нахождения лица, уплачивающего страховые взносы, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежат зачету в страховой стаж. При этом в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 167-ФЗ на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет Пенсионному фонду Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета. Согласно ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона. Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ в 2011 году для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента; территориальные фонды обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 2,0 процента, с 1 января 2012 года - 0,0 процента. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. Таким образом, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, обязаны производить исчисление и уплату суммы страховых взносов не исходя из размера полученного дохода, а в определенном законодателем, т.е. в фиксированном размере. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 238 «О стоимости страхового года на 2011 год» утверждена стоимость страхового года на 2011 год в размере 13509 рублей 60 копеек исходя из тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного частью 2 статьи 12 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на 2011 год, и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» на 1 января 2011 года. На 1 января 2011 года сумма минимального размера оплаты труда составляла 4330 рублей в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в редакции Федерального закона от 24.06.2008 г. № 91-ФЗ). Согласно вышеуказанному определению Конституционного Суда Российской Федерации № 182-О, положения ст. 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», предусматривающие взимание с индивидуальных предпринимателей страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа и устанавливающие минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, обязательный для уплаты, не могут истолковываться как ограничивающие право данной категории застрахованных лиц на зачет в страховой стаж периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более трех лет в общей сложности) либо устанавливающие иные, ухудшающие их положение, условия реализации данного права по сравнению с тем, как они определены действующим пенсионным законодательством для лиц, работающих по трудовому договору. Из вышеизложенного следует, что, несмотря на вступление с 01 января 2010 года в силу Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ, правовой принцип освобождения от уплаты страховых взносов предпринимателей, не занимающихся предпринимательской деятельностью в связи с уходом за ребенком в возрасте до полутора лет, не меняется. Как следует из акта камеральной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начислены Биркович Л.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ у истицы родился ребенок, что подтверждается свидетельством о рождении ребенка <данные изъяты>, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС по <адрес> Распоряжением Главы <данные изъяты> сельсовета <адрес> Биркович Л.В., <данные изъяты> предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Из акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составленной ИФНС № по Чувашской Республике и предпринимателем Биркович Л.В., следует, что последняя за указанный период предпринимательскую деятельность не осуществляла. ДД.ММ.ГГГГ Биркович Л.В. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, суд приходит к выводу, что страховые взносы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истице начислены неправомерно, т.к. Биркович Л.В. в указанный период фактически не осуществляла предпринимательскую деятельность. При таких обстоятельствах решение руководителя Управления Пенсионного фонда РФ в Ибресинском районе от ДД.ММ.ГГГГ № в части установления Биркович Л.В. недоимки по страховым взносам является незаконным, и требование от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате недомики по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть в сумме <данные изъяты> рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть в сумме <данные изъяты> рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> рублей - недействительным. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, т.е. денежной суммой, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В связи с незаконностью установления недоимки и предложения уплатить сумму недоимки по страховым взносам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемые решение от ДД.ММ.ГГГГ № и в части начисления соответствующих пеней на указанную недоимку подлежит признанию незаконным. Соответственно, требование от ДД.ММ.ГГГГ № Управления Пенсионного фонда РФ по Ибресинскому району Чувашской Республики в части уплаты пеней является также недействительным. Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ № Биркович Л.В. привлечена к ответственности на основании п. 1 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный данным Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей и требованием от ДД.ММ.ГГГГ № ей предложено уплатить штраф в размере <данные изъяты> рублей. В соответствии со чч. 1, 6, 8 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Физические лица, прекратившие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода, обязаны в двенадцатидневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно. Уплата страховых взносов, исчисленных на основании представляемых в соответствии с частью 6 настоящей статьи расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета. В случае непредставления плательщиком страховых взносов в сроки, установленные частью 6 настоящей статьи, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам срок уплаты страховых взносов считается наступившим по истечении 30 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Поскольку Биркович Л.В. прекратила деятельность в качестве предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, она обязана была в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ представить в Управление Пенсионного фонда РФ по Ибресинскому району расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-2 ПФР в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Биркович Л.В. представила указанный расчет ДД.ММ.ГГГГ при сроке представления ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с нарушением срока. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. Таким образом, действия Биркович Л.В. правомерно квалифицированы Управлением Пенсионного фонда РФ по Ибресинскому району Чувашской Республики как правонарушение, за которое предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ. В соответствии со ст. 38 Федерального закона № 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Статьей 39 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (пункт 1). В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом. Из решения о привлечении Биркович Л.В. к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах от ДД.ММ.ГГГГ № не усматривается, что при его вынесении устанавливались обстоятельства, смягчающие ответственность истицы за совершенное правонарушение. Согласно ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности. Частью 1 указанной статьи установлен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, который не является исчерпывающим. Принимая во внимание отсутствие задолженности по страховым взносам, прекращение истицей деятельности в качестве предпринимателя, нахождение ее в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до <данные изъяты> лет, суд считает возможным уменьшить размер штрафа, установленного решением руководителя Управления Пенсионного фонда РФ в Ибресинском районе от ДД.ММ.ГГГГ № по п. 1 ст. 46 Федерального закона РФ №212-ФЗ и предложенного уплатить по требованию от ДД.ММ.ГГГГ №, до <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. При таких обстоятельствах решение руководителя Управления Пенсионного фонда РФ в Ибресинском районе от ДД.ММ.ГГГГ № и требование от ДД.ММ.ГГГГ № подлежат признанию недействительными и в части предложения уплатить штраф по п. 1. ст. 46 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в размере <данные изъяты> рублей. Решением руководителя Управления Пенсионного фонда РФ в Ибресинском районе Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ Биркович Л.В. привлечена к ответственности на основании ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01 апреля 1994 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за несвоевременное представление плательщиком сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета СЗВ-6-1 за ДД.ММ.ГГГГ год в виде финансовой санкции в размере <данные изъяты> рублей, и ей ДД.ММ.ГГГГ направлено требование № об уплате финансовой санкции в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно абзацу 5 статьи 1 Федерального закона № 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Федеральный закон № 27-ФЗ в подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 устанавливает: физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи этих документов; гражданство. Согласно абзацу 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 27-ФЗ физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Пункт 1 статьи 10 Федерального закона № 27-ФЗ определяет, что указанные сведения представляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона № 27-ФЗ; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Федерального закона № 27-ФЗ, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете. В соответствии с абзацем 1 ч. 5 ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ от 01.04.1996 года с 01 января 2011 года физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, обязаны представлять в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета один раз в год, но не позднее 01 марта года, следующего за истекшим календарным годом. Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона №27-ФЗ от 01.04.1996 года физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, при снятии с учета в качестве страхователя представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, вместе с документами для снятия с учета. В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ от 01.04.1996 года за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Из решения руководителя Управления Пенсионного фонда РФ в Ибресинском районе Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что Биркович Л.В. в нарушение ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ несвоевременно представила в Управление Пенсионного фонда РФ в Ибресинском районе Чувашской Республики сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета СЗВ-6-1 за ДД.ММ.ГГГГ год. Частью второй статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ установлен порядок предоставления сведений в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации страхователями. Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы. Однако названные обстоятельства материалами дела не подтверждены. В связи с этим Биркович Л.В. к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Федеральным законом № 27-ФЗ, не относилась. Биркович Л.В., будучи индивидуальным предпринимателем, являлась физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, обязана была представлять в Управление Пенсионного фонда РФ в Ибресинском районе Чувашской Республики вышеуказанные сведения в силу требований ч.2 ст. 10 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 года вместе с документами о снятии с учета в качестве страхователя. Однако Федеральный закон №27-ФЗ не содержит конкретного срока предоставления таких сведений. Следовательно, в рассматриваемом случае у Биркович Л.В. отсутствовала обязанность представлять в Управление Пенсионного фонда РФ в Ибресинском районе Чувашской Республики при прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя сведения индивидуального (персонифицированного) учета к определенному сроку, в действиях истицы нет состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ, и решение руководителя Управления Пенсионного фонда РФ по Ибресинскому району от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении Биркович Л.В. к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в размере <данные изъяты> рублей является незаконным. Поскольку решение от ДД.ММ.ГГГГ № судом признается незаконным, требование Управления Пенсионного фонда РФ в Ибресинском районе Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате суммы финансовой санкции в размере <данные изъяты> рублей является недействительным. В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истицы расходы на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Биркович <данные изъяты> к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ибресинском районе Чувашской Республики удовлетворить частично. Признать незаконным решение руководителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ибресинском районе Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении Биркович <данные изъяты> к ответственности на основании ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01 апреля 1994 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Признать недействительным требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ибресинском районе Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате суммы финансовой санкции в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Признать незаконным решение руководителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ибресинском районе Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении Биркович <данные изъяты> к ответственности на основании п. 1 ст. 46 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в части установления финансовой санкции в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, установления недоимки, начисления пени, предложения уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть в сумме <данные изъяты> рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть в сумме <данные изъяты> рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> рублей, предложения уплатить пени в размере <данные изъяты> рублей, штраф в размере <данные изъяты> рублей. Признать недействительным требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ибресинском районе Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в части предложения уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть в сумме <данные изъяты> рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть в сумме <данные изъяты> рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> рублей, предложения уплатить начисленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> рублей; на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> рублей; на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> рублей; на недоимку по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> рублей, штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ибресинском районе Чувашской Республики - Чувашии в пользу Биркович <данные изъяты> <данные изъяты> рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня его принятия. Председательствующий В.П.Сапожникова