Дело №2-129/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Ибреси 24 марта 2011 года
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Сапожниковой В.П.,
с участием представителя истца Галочкина С.В.,
представителя ответчика Июдина Ю.А.,
при секретаре Даниловой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокиной <данные изъяты> к Администрации <данные изъяты> поселения Ибресинского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления Главы <данные изъяты> поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и возложении обязанности поставить в очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, направлении сведений в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики для оформления единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения,
установил:
Сорокина А.И. обратилась в суд с иском к Администрации <данные изъяты> поселения Ибресинского района Чувашской Республики о признании постановления Главы <данные изъяты> поселения Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и возложении обязанности поставить в очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, направлении сведений в отношении нее в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики для оформления единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения. В обоснование исковых требований указала, что она, являясь вдовой ветерана Великой Отечественной войны, имея право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона «О ветеранах», и право на государственную поддержку в соответствии с вышеназванным законом, в июле 2010 года обратилась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Рассмотрев ее заявление, вышеуказанным постановлением ей отказали в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по тем основаниям, что «площадь выше нормы». Она в действительности нуждается в улучшении жилищных условий, длительное время проживала одна в аварийном доме № по <адрес>. Из-за проблем со здоровьем ДД.ММ.ГГГГ переоформила квартиру № на свою дочь ФИО4 В настоящее время зарегистрирована в двухкомнатной квартире № в доме № по <адрес>, принадлежащей внучке ФИО5, никаких прав на нее не имеет, членом семьи собственника ФИО5 не является. Какого-либо жилого помещения на праве собственности у нее нет.
В судебное заседание истица Сорокина А.И., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, не явилась.
Представитель истицы Галочкин С.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал исковые Сорокиной А.И. требования по основаниям и доводам, изложенным в заявлении. Пояснил дополнительно, что Сорокина А.И. в силу преклонного возраста по состоянию здоровья не может явиться в суд, интересы последней представляет он. На сегодня истица не имеет какого-либо жилья, членом семьи внучки не является. Принадлежавшую ей квартиру в доме № по <адрес> она подарила дочери <данные изъяты> лет назад. Эта квартира в бараке без удобств, дом ветхий. Его доверительница, которой <данные изъяты> год, не может сама себя обслуживать, выходить за удобствами на улицу, за ней нужен посторонний уход. Утверждение представителя ответчика о намеренном ухудшении жилищных условий его доверительницей считает необоснованным, так как на момент дарения принадлежащей ей квартиры истица не знала, что Президентом будут внесены изменения в указ о том, что жильем обеспечат и ветеранов Великой Отечественной войны, ставших на учет после 1 января 2005 года, и не имела умысла ухудшить свои жилищные условия.
Представитель ответчика - Администрации <данные изъяты> поселения Ибресинского района Чувашской Республики Июдин Ю.А., действующий на основании доверенности <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал и пояснил, что Сорокина А.И. обратилась в ДД.ММ.ГГГГ года в Администрацию <данные изъяты> поселения с заявлением о постановке ее в очередь на улучшение жилищных условий как нуждающуюся вдову участника Великой Отечественной войны. Комиссия по жилищным вопросам администрации, рассмотрев заявление, приняла решение об отказе в постановке истицы в очередь, о чем Главой <данные изъяты> поселения было вынесено постановление ДД.ММ.ГГГГ, т.к. она живет с семьей внучки в двухкомнатной квартире, принадлежащей внучке ФИО5 Кроме того, Сорокина А.И. в <данные изъяты> году умышленно ухудшила свои жилищные условия, переоформив принадлежащую ей квартиру на свою дочь.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, и положений ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело при имеющейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно удостоверению Сорокина А.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством.
Указанное обстоятельство подтверждается также свидетельством о браке, справкой отдела военного комиссариата Чувашской Республики по Ибресинскому и Вурнарскому районам, архивными справками.
ДД.ММ.ГГГГ истица, как вдова участника Великой Отечественной войны, имеющая право на государственную поддержку, обратилась в <данные изъяты> поселение с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку в приобретении жилья в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Постановлением Главы Ибресинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Сорокиной А.И. отказано в постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на пункт 2 статьи 54 ЖК РФ в связи с тем, что представленные документы не подтверждают право состоять в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, с указанием, что площадь больше нормы.
Статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 N5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона один раз независимо от их имущественного положения.
В соответствии с п.3, п.3.1 ст.23.2 названного Федерального закона, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в т.ч., членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 4, 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, отнесенные к категории малоимущих в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также иные категории граждан, указанные в статье 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по месту своего жительства. К иным категориям граждан в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики относятся граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» было предусмотрено завершить до 1 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Указом Президента РФ от 09 января 2010 года в данный указ внесены изменения, согласно которым, в порядке, определенном Федеральным законом РФ «О ветеранах», предусмотрено обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет и после 01 марта 2005 года, сняты ограничения срока предоставления жилья.
В соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ признание граждан нуждающимися в жилье является условием постановки их на учет для получения жилого помещения по договору социального найма. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Согласно ч.2 данной статьи, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу чч.2,3 ст.49 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны: а) малоимущие граждане, б) иные категории граждан, определенные федеральными законами, указом Президента Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 ст.57 ЖК РФ случаев.
Согласно ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Согласно справке <данные изъяты> поселения и выписке из домовой книги, Сорокина А.И. на момент обращения с заявлением в администрацию <данные изъяты> поселения о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и в настоящее время проживает в <адрес>. Из материалов дела следует, что указанная квартира площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит на праве собственности ФИО5 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО5 и ФИО8
Справкой <данные изъяты> поселения подтверждается, что состав семьи Сорокиной А.И. входит только она сама.
В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственниками и членами его семьи. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети, родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно ст.ст.209, 288 ГК РФ, ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
В судебном заседании установлено, что Сорокина А.И. членом семьи собственника квартиры ФИО5 не является. Жилье в квартире № дома № по <адрес> предоставлено ей собственником в безвозмездное пользование. У нее не имеется какого-либо другого жилого помещения на праве собственности, права пользования иным жилым помещением по договору социального найма она не имеет.
Доводы представителя ответчика Июдина Ю.А. о том, что ответчица намеренно ухудшила свои жилищные условия, подарив принадлежащую ей на праве собственности квартиру № в доме № по <адрес> дочери ФИО4, после чего не прошел предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок, не могут быть приняты во внимание.
Как следует из материалов дела,по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ Сорокина А.И. принадлежащую ей на праве собственности квартиру № в одноэтажном бревенчатом жилом доме № по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., подарила дочери ФИО4 Переход права собственности зарегистрирован в тот же день.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, данным в определении от 19 апреля 2007 года №258-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд установил, что на момент заключения истцом договора дарения 21 июля 2006 года действовал Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714 от 7 мая 2008 года в редакции от даты принятия, согласно п.1 которогожильем должны были обеспечиваться ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, вставшие на учет до 1 марта 2005 года.
Из чего суд делает вывод о том, что истица не имела умысла ухудшить свои жилищные условия. Данных о том, что, подарив принадлежащую ей квартиру дочери, Сорокина А.И. действовала умышленно и недобросовестно с целью признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, и что при этом истица знала, что в начале 2010 года в названный выше Указ внесут изменения, дающие ей возможность участвовать в программе обеспечения жильем и нуждающихся вдов участников Великой Отечественной войны, в судебном заседании не добыто.
Поскольку квартира, в котором в настоящее время проживает истица, не принадлежит ей на праве собственности, членом семьи собственника жилья она не является, какого-либо иного жилья на праве собственности у нее не имеется, также нет права пользования иным жилым помещением по договору социального найма, Сорокина А.И., как вдова участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года в редакции Указа Президента РФ от 9 января 2010 года №30 имеет право на обеспечение жильем независимо от времени постановки на учет.
При таких данных постановление Главы <данные изъяты> поселения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Сорокиной <данные изъяты> в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не может быть признано законным, и подлежит отмене.
При изложенных обстоятельствах и требования Сорокиной А.И. о возложении на ответчика обязанности включить ее в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и направить сведения в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики для оформления единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения, также обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать постановление Главы <данные изъяты> поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Сорокиной <данные изъяты> в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.
Обязать Администрацию <данные изъяты> поселения Ибресинского района Чувашской Республики поставить Сорокину <данные изъяты> в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и направить сведения в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики для оформления единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий В.П.Сапожникова
Решение в окончательной форме изготовлено 25 марта 2011 года