Решение об оспаривании нормативного правового акта



Дело № 2-161/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2012 года                             п. Ибреси

Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Николаева О.В.,

с участием помощника прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Кудряшова А.Н.,

при секретаре Аверкиевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Брагина ФИО8 об оспаривании нормативного правового акта,

     установил:

Брагин В.И. обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия и не подлежащим применению пункта 6.8. Положения «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты» (далее - Положение), принятого решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ и опубликованного в районной газете «За победу» ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявления Брагин В.И. указал, что названный нормативный правовой акт органа местного самоуправления нарушает права и свободы муниципальных служащих, вышедших на трудовую пенсию по старости и имеющих право на получении пенсии за выслугу лет, определенными статьями 12, 19, 55, 130, 132 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 14 Конституции Чувашской Республики, нормам Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положениям Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статьям 15, 86, 136, 140 Бюджетного кодекса РФ, нормам Закона Чувашской Республики от 30 мая 2003 года № 16 «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Чувашской Республики», статьям 6, 23 Устава Ибресинского района Чувашской Республики.

Пункт 6.8. Положения предоставляет администрации Ибресинского района Чувашской Республики неограниченные полномочия по произвольному перерасчету размеров пенсий за выслугу лет в сторону уменьшения выплат, вплоть до полной отмены права на получение пенсии.

Заявитель Брагин В.И., своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Глава Ибресинского района Чувашской Республики, председатель Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики Яковлев А.А., своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился.

В соответствии с частью 2 статьи 252 ГПК РФ в зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания. С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц.

В судебном заседании свидетель Петров А.И. показал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся главой Ибресинского района Чувашской Республики.       В настоящее время является главой администрации Ибресинского района Чувашской Республики, а главой Ибресинского района Чувашской Республики является Яковлев А.А.               В соответствии со статьей 35 Устава Ибресинского района Чувашской Республики администрация Ибресинского района Чувашской Республики - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных федеральным законом или законом Чувашской Республики. Структуру администрации Ибресинского района Чувашской Республики составляют глава администрации Ибресинского района Чувашской Республики, его заместители, структурные подразделения администрации Ибресинского района Чувашской Республики. Администрация Ибресинского района Чувашской Республики является юридическим лицом. ДД.ММ.ГГГГ в районной газете «За победу» опубликовано Положение «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты», принятое решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ . Указанное Положение принято в пределах, установленных законодательством. Решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 17 сентября 2009 года в удовлетворении заявления Брагина В.И. о признании действий главы Ибресинского района Чувашской Республики по назначению и выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим незаконными отказано.

Допросив свидетеля, исследовав материалы дела, выслушав заключение помощника прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Кудряшова А.Н.,     полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, а также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

ДД.ММ.ГГГГ в районной газете «За победу» опубликован муниципальный правовой акт Положение «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты», принятое решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ .

Суд утверждения заявителя Брагина В.И. о том, что пункт 6.8. указанного Положения противоречат федеральному законодательству, законодательству Чувашской Республики и Уставу Ибресинского района Чувашской Республики находит не состоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Социальная защита, включая социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии, находится, согласно статье 72 (пункт «ж»     части 1) Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в сферу совместного ведения входит также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (статья 72, пункт «н» части 1); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).

Согласно части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 3 и подпункта «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с принятым федеральным законом в течение трех месяцев.

Статьей 21 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ, утратившего силу с 01 января 2009 года в связи с принятием Федерального закона от       06 октября 2003 года № 131-ФЗ, предусматривалось, что лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе.

Само понятие муниципальной должности определялось статьей 1 названного Закона, как должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Согласно ст. 42 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакции от 06 декабря 2011 года, с изменениями от 07 декабря 2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации (федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации), правовое положение (статус) гражданского служащего установлены в Федеральном законе от 27 июля 2004 года          № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В числе основных государственных гарантий, призванных обеспечивать правовую и социальную защищенность гражданских служащих, повышение мотивации эффективного исполнения ими своих обязанностей, укрепление стабильности профессионального состава кадров гражданской службы, а также компенсировать установленные для гражданских служащих ограничения, данный Федеральный закон называет государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52), в соответствии с которым должен устанавливаться и стаж (общая продолжительность) государственной гражданской службы Российской Федерации, предопределяющий право гражданского служащего на назначение пенсии за выслугу лет и ее размер (часть 3 статьи 54). Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.

В целях обеспечения социальных гарантий государственным гражданским служащим Российской Федерации, в соответствии со статьей 54 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и впредь до принятия соответствующего федерального закона, Президент Российской Федерации издал Указ от 19 ноября 2007 года № 1532, которым утвердил Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года               № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Таким образом, при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, принятие которого предусмотрено Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», субъект Российской Федерации, самостоятельно регулируя пенсионное обеспечение - за счет собственных бюджетных средств - лиц, замещавших должности гражданской службы субъекта Российской Федерации и должности муниципальной службы, в том числе устанавливая порядок исчисления стажа соответствующей службы, дающего право на пенсию за выслугу лет (доплату к пенсии), условия зачета в него тех или иных периодов трудовой деятельности, предшествовавших такой службе, должен осуществлять это регулирование с соблюдением Конституции Российской Федерации и с учетом положений федерального законодательства, закрепляющих принципы государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, правовой статус гражданских служащих, элементом которого является право на государственное пенсионное обеспечение, в равной степени принадлежащее как федеральным гражданским служащим, так и гражданским служащим субъектов Российской Федерации, а также гарантии для муниципальных служащих в области пенсионного обеспечения.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона Чувашской Республики от 30 мая 2003 года № 16 «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным служащим Чувашской Республики» условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим в Чувашской Республике за счет средств местных бюджетов определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 3 ст. 14 Конституции Чувашской Республики в Чувашской Республике не должны издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Согласно ст. 5 Устава Ибресинского района Чувашской Республики муниципальными правовыми актами района в числе других являются и решения Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики.

Муниципальные правовые акты Ибресинского района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального

В силу ст. 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Устава предусмотрено, что к вопросам местного значения Ибресинского района относятся формирование, утверждение, исполнение местного бюджета Ибресинского района, контроль за исполнением данного бюджета.

В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.

Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 6 ст. 8 Устава Ибресинского района Чувашской Республики органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета Ибресинского района (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В силу ст. 18 Устава Ибресинского района Чувашской Республики в структуру органов местного самоуправления Ибресинского района входят: глава Ибресинского района; Собрание депутатов Ибресинского района; администрация Ибресинского района и иные органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 19 Устава Ибресинского района Чувашской Республики глава Ибресинского района Чувашской Республики является высшим должностным лицом Ибресинского района Чувашской Республики и наделяется полномочиями в соответствии с настоящим Уставом.

Глава Ибресинского района Чувашской Республики избирается Собранием депутатов Ибресинского района Чувашской Республики из своего состава в порядке, предусмотренном настоящим Уставом, и исполняет полномочия председателя Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики на непостоянной профессиональной основе.

Глава Ибресинского района Чувашской Республики подконтролен и подотчетен населению и Собранию депутатов Ибресинского района Чувашской Республики.

Глава Ибресинского района Чувашской Республики в пределах своих полномочий:

1) представляет Ибресинский район Чувашской Республики в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Ибресинского района Чувашской Республики;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом Ибресинского района Чувашской Республики, нормативные правовые акты, принятые Собранием депутатов Ибресинского района Чувашской Республики;

3) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления Ибресинского района Чувашской Республики полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Ибресинского района Чувашской Республики федеральными законами и законами Чувашской Республики;

4) осуществляет иные полномочия, в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом.

Статьей 23 Устава Ибресинского района Чувашской Республики предусмотрено, что в исключительной компетенции Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Согласно ст. 24 Устава Ибресинского района Чувашской Республики по вопросам своей компетенции Собрание депутатов Ибресинского района принимает правовые акты в форме решений. Правовые акты Собрания депутатов Ибресинского района принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов (если иное не установлено федеральным законом или настоящим Уставом) и подписываются и обнародуются главой Ибресинского района.

Положение «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты» определяет условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты.

Действие указанного Положения распространяется на лиц, замещавших муниципальные должности муниципальной службы Ибресинского района, в последующем должности муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы Чувашской Республики при наличии условий, дающих право на выплату пенсии за выслугу лет, предусмотренных настоящим Положением.

Анализ вышеназванных норм свидетельствует о наличии у Ибресинского района Чувашской Республики полномочий по регулированию вопросов пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики в пределах, установленных законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней.

Согласно п. 2 ст. 5 Закона Чувашской Республики от 30 мая 2003 года № 16 «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным служащим Чувашской Республики» пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом                «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплачивается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Чувашской Республики.     Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2003 года № 247 «Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан» Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 30 июня 2003 года № 44 утверждены «Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты». Во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от      20 августа 2003 года № 203 «Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Чувашской Республики» постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 января 2004 года № 9 утверждены «Правила обращения за пенсией за выслугу лет государственных гражданских служащих Чувашской Республики, ее назначения и выплаты».            Указанные Правила регулируют процедуру обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих Чувашской Республики, процедуру рассмотрения заявлений о назначении (приостановлении, возобновлении) пенсии за выслугу лет, определяют порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим и государственным гражданским служащим Чувашской Республики. Общие положения, порядок обращения за выслугу лет, порядок рассмотрения заявления и назначение пенсии за выслугу лет, порядок приостановления, возобновления выплаты пенсии за выслугу лет, порядок перерасчета размера пенсии за выслугу лет Положения «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты» дублируют положения Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих Чувашской Республики, ее назначения и выплаты.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 11 Закона Чувашской Республики от 30 мая 2003 года № 16 «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Чувашской Республики» назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органами, определяемыми Правительством Российской Федерации, Кабинетом Министров Чувашской Республики по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Необходимые для назначения и выплаты пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Заявитель может представить необходимые для назначения и выплаты пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц представления документов, необходимых для назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, а также проверять обоснованность их выдачи. Согласно пунктам 22-24 Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих ее назначения и выплаты, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 года № 44, перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится в случаях: изменения размера трудовой пенсии по старости (инвалидности), при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных служащих. Перерасчет размера пенсии за выслугу лет в связи с изменением размера трудовой пенсии по старости (инвалидности) производится органом, осуществляющим выплату трудовой пенсии.           Перерасчет размера пенсии за выслугу лет в соответствии с подпунктом «б» пункта 22 настоящих Правил осуществляется на основании решения Пенсионного фонда Российской Федерации об изменении размера пенсии за выслугу лет, и о принятом решении в письменной форме сообщается федеральному служащему. Соответствующее поручение о выплате пенсии за выслугу лет направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение федерального служащего. Пунктами 27, 29 Правил обращения за пенсией за выслугу лет государственных гражданских служащих Чувашской Республики, ее назначения и выплаты, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 января 2004 года № 9, предусмотрено, что перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в случаях: а) увеличения продолжительности стажа государственной гражданской службы; б) замещения должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом; в) изменения размера страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности; г) централизованного повышения денежного содержания гражданских служащих.

Перерасчет размера пенсии за выслугу лет в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 27 настоящих Правил производится по заявлению лица, и направленному с приложением копии трудовой книжки, копии решения об освобождении от соответствующей должности, справки о размере среднемесячного заработка (в необходимых случаях) в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

Перерасчет размера пенсии за выслугу лет в соответствии с подпунктом «в» пункта 27 настоящих Правил производится на основании справки о новом размере пенсии, выданной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

Перерасчет размера пенсии за выслугу лет в соответствии с подпунктами «а», «б» и «г» пункта 27 настоящих Правил осуществляется на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики об изменении размера пенсии за выслугу лет.         Пунктом 6.8. оспариваемого Положения предусмотрено, что при изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации размер трудовой пенсии по старости (инвалидности), размер пенсии за выслугу лет пересчитывается администрацией Ибресинского района. Перерасчет размера пенсии за выслугу лет в соответствии с абзацем первым настоящего Положения производится на основании справки о новом размере пенсии, выданной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

Поскольку трудовая пенсия складывается из базовой, страховой и накопительной частей, изменение размера базовой и страховой части трудовой пенсии приводит к изменению в целом размера трудовой пенсии.       Следовательно п. 6.8. оспариваемого Положения не противоречит Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закону Чувашской Республики от 30 мая 2003 года № 16 «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Чувашской Республики» и принятым во исполнение этих законов вышеуказанным Правилам.          При указанных обстоятельствах утверждения заявителя о том, что п. 6.8. оспариваемого Положения противоречат статьями 136 и 140 Бюджетного кодекса РФ также являются несостоятельными.         Из материалов дела следует, что решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 17 сентября 2009 года в удовлетворении заявления          Брагина В.И. о признании действий главы Ибресинского района Чувашской Республики по назначению и выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим незаконными отказано. 29 сентября 2009 года указанное решение вступило в законную силу.

В ряде своих решений Конституционный Суд Российской Федерации установил, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств, лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 года № 3-П, от 16 октября 1997 года № 14-П, от 3 ноября 1997 года № 15-П и от       15 декабря 2003 года № 19-П).

Указанная правовая позиция, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к правовому регулированию дополнительных пенсионных выплат, установленных муниципальным служащим.

Таким образом, орган местного самоуправления, самостоятельно регулируя пенсионное обеспечение - за счет собственных бюджетных средств - лиц, замещавших должности муниципальной службы, в том числе устанавливая порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, осуществило это регулирование с соблюдением Конституции Российской Федерации и с учетом положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации, закрепляющих принципы государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, правовой статус гражданских служащих, элементом которого является право на государственное пенсионное обеспечение, в равной степени принадлежащее как федеральным гражданским служащим, так и гражданским служащим субъектов Российской Федерации, а также гарантии для муниципальных служащих в области пенсионного обеспечения.

Что касается уменьшения размера выплат в связи с изменением правового регулирования, суд приходит к выводу, что такое нормативное регулирование не может рассматриваться как снижающая уровень конституционных гарантий в области пенсионного обеспечения, как это утверждается заявителем. Пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, является по своей сути доплатой к трудовой пенсии.          Учитывая, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов относится к компетенции органов местного самоуправления, суд не находит оснований для удовлетворения заявления об оспаривании нормативного правового акта.           На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Брагина ФИО9 о признании недействующим со дня принятия и не подлежащим применению пункта 6.8. Положения «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты», принятого решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ и опубликованного в районной газете «За победу» ДД.ММ.ГГГГ, отказать.         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья      О.В.Николаев