РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
00/00/0000 года г. Москва
Хорошевский районный суд г.Москвы в составе:
председательствующего судьи Голоуховой Л.Н.,
адвоката Рачкаускас А.Е.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** - *** по жалобе ФИО4, ФИО3 на действия Департамента земельных ресурсов г. Москвы Территориальное Управление в СЗАО г. Москвы по формированию границ земельного участка по адресу: ..., площадью *** га,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4, ФИО3 обратились в суд с жалобой на действия Департамента земельных ресурсов ... ФИО7 ... г. ФИО7 по формированию границ земельного участка по адресу: г. ФИО7, ..., ..., площадью *** га, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Земельный участок площадью *** га, расположенный по адресу: ..., ..., ..., принадлежал отцу заявителей ФИО5 на основании приказа № 86 от 17 мая 1979 года «Об утверждении акта комиссии по установлению размеров приусадебных участков рабочих и служащих птицефабрики и граждан, проживающих в д. ..., расположенной на территории Кунцевской птицефабрики», что подтверждается архивной выпиской о записях в земельной шнуровой книге Кунцевской птицефабрики по селу ....
ФИО5 являлся собственником жилого дома *** площадью - *** кв.м., расположенного на земельном участке по адресу: ..., ....
00/00/0000 года ФИО5 умер.
Наследниками к имуществу ФИО5 (вышеуказанного жилого дома) в равных долях в 1/2 доле каждый являлись дети умершего: сын - ФИО4 и дочь - ФИО3, в настоящее время собственники указанного жилого дома.
Несмотря на то, что они имеют в собственности жилой дом по вышеуказанному адресу, вид права на земельный участок до сих пор не определен. В связи с данными обстоятельствами ФИО4 и ФИО3 неоднократно обращались в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет. Решение данного вопроса постоянно откладывалось.
00/00/0000 г. ФИО4 и ФИО3 вновь обратились в Управление Департамента земельных ресурсов г. Москвы по поводу постановки земельного участка размером *** кв.м., расположенного по адресу: ... ФИО7, ..., ..., на государственный кадастровый учет.
На свое обращение они получили ответ о том, что Управлением подготовлен проект плана границ земельного участка по адресу: г. ФИО7, ..., ..., площадью 0,14 га в соответствии с утвержденным проектом планировки территории ... ... г. ФИО7 и представленной Архивной выпиской о записях в земельной шнуровой книге. Данный проект плана границ земельного участка направлен для согласования в Москомархитектуру и Префектуру СЗАО. После получения вышеуказанных согласований Управлением будет подготовлено в установленном порядке распоряжение Департамента земельных ресурсов г. Москвы «Об утверждении схемы расположения земельного участка с адресными ориентирами: г. ФИО7, ..., ..., на кадастровой карте территории».
Однако, из представленной Архивной выписки о записях в земельной шнуровой книге следует, что земельный участок площадью *** га, расположенный по адресу: г. ФИО7, ..., ..., принадлежал отцу заявителей ФИО5
В связи с данными обстоятельствами заявители обратились в Департамент земельных ресурсов г. Москвы Территориальное управление в СЗАО г. Москвы с заявлением о согласовании границ земельного участка, расположенного по адресу: г. ФИО7, ..., ..., площадью *** га.
00/00/0000 г. ФИО4, ФИО3 получили ответ от 00/00/0000 г., согласно которому проект границ земельного участка по адресу: г. ФИО7, ..., ..., площадью *** га подготовлен в соответствии с утвержденным проектом планировки территории ... ... г. ФИО7. Учитывая отказ от согласования границ земельного участка площадью 0,14 га, Управление возвращает представленный комплект документов в полном объеме.
Отказ в постановке на кадастровый учет влечет за собой отказ в оформлении права собственности на земельный участок, поскольку кадастровый план земельного участка входит в перечень необходимых документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок.
Ссылаясь на пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 года № 16-П «По делу о проверке конституционности части второй ст.16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве», Федерального закона от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ», заявители просят суд, признать незаконным подготовленный Управлением Департамента земельных ресурсов г. Москвы проект формирования границ земельного участка по адресу: г. ФИО7, ..., ..., площадью *** га. и обязать Управление Департамента земельных ресурсов г. Москвы сформировать проект границ земельного участка по адресу: г. ФИО7, ..., ..., площадью *** га.
Заявители в судебное заседание явились, доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель заявителей Рачкаускас А.Е. в судебное заседание явилась, доводы жалобы поддержала.
Представитель заинтересованного лица, Департамента земельных ресурсов г. Москвы Территориального Управления в СЗАО г. Москвы, по доверенности ФИО8, в судебное заседание явилась, с доводами жалобы не согласна, указала, что проект плана границ земельного участка по адресу: ... ФИО7, ..., ..., площадью *** га, подготовлен в соответствии с утвержденным проектом планировки территории ... ... г. ФИО7 и представленной Архивной выпиской о записях в земельной шнуровой книге. Возражение представила в материалы дела л.д. 42 - 45).
Представитель заинтересованного лица, Префектуры СЗАО г. Москвы, по доверенности ФИО10, а также представитель заинтересованного лица, Управы района «Строгино», по доверенности ФИО9 в судебное заседание явились, с доводами жалобы не согласны, ссылаясь на те же основания, что и представитель Департамента земельных ресурсов г. Москвы Территориального Управления в СЗАО г. Москвы.
Представитель заинтересованного лица, ФИО19, по доверенности ФИО11 в судебное заседание явилась, принятие решение по данному делу оставила на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал жалобу, подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено следующее:
Земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., ..., был предоставлен отцу заявителей - ФИО5 на основании решения общего собрания колхозников колхоза им. Кирова от 00/00/0000 г. под постройку дома л.д. 12), подтверждается справкой, выданной ФИО5 ФИО12 депутатов трудящихся ... Московской области от 00/00/0000 г. л.д. 14).
Согласно выписке из протокола *** заседания исполкома Кунцевского Совета депутатов трудящихся от 00/00/0000 ... комитет Одинцовского горсовета народных депутатов Московской области разрешил ФИО5 строительство дома размером *** м. на закрепленном за ним участке л.д. 13).
Согласно свидетельствам о рождении ФИО5 являлся отцом ФИО4 и ФИО3 л.д. 9,10).
Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от 00/00/0000 г., выданному нотариусом ФИО13, ФИО5 являлся собственником жилого дома *** площадью - *** кв.м., расположенного на земельном участке по адресу: ... ФИО7, ..., на основании решения Исполкома Краснопресненского райсовета депутатов трудящихся г. Москвы *** от 00/00/0000 г., что подтверждается архивной копией ***К-11292, выданной 00/00/0000 ... муниципальным архивом г. ФИО7; регистрационного удостоверения *** от 00/00/0000 г., выданного Районным Бюро технической инвентаризации при Исполкоме Краснопресненского райсовета г. Москвы л.д. 17).
Земельный участок площадью *** га, расположенный по адресу: г. ФИО7, ..., ..., принадлежал ФИО5 на основании приказа *** от 00/00/0000 года «Об утверждении акта комиссии по установлению размеров приусадебных участков рабочих и служащих птицефабрики и граждан, проживающих в д. Троице-Лыково, расположенной на территории Кунцевской птицефабрики» л.д. 15), что подтверждается архивной выпиской о записях в земельной шнуровой книге Кунцевской птицефабрики по селу ... л.д. 66).
00/00/0000 года ФИО5 умер л.д. 11).
Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от 00/00/0000 года, выданному нотариусом г. ФИО7 ФИО13, наследниками к имуществу ФИО5 (вышеуказанного жилого дома) в равных долях в 1/2 доле каждый являлись дети умершего: сын - ФИО4 и дочь - ФИО3 л.д. 17).
В настоящее время собственниками на праве общей долевой собственности жилого дома общей площадью - *** кв.м., жилой площадью - *** кв.м., по адресу: г. ..., согласно свидетельствам о государственной регистрации права являются ФИО4 и ФИО3 л.д. 18,19).
Несмотря на то, что они имеют в собственности жилой дом ***, расположенный на земельном участке по адресу: г. ... вид права на земельный участок до сих пор не определен.
В связи с данными обстоятельствами ФИО4 и ФИО3 00/00/0000 г. обратились в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Согласно ответам начальника Управления Департамента земельных ресурсов г. Москвы ФИО14 от 00/00/0000 г. и 00/00/0000 г. л.д. 65, 21) вопрос о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, рассмотренный на заседании имущественно - земельной комиссии Префектуры СЗАО г. Москвы 00/00/0000 г., согласно выписки из протокола заседания, отложен до утверждения проекта планировки бывшего села Троице-Лыково, который, как усматривается из материалов дела, утвержден 00/00/0000 г.
00/00/0000 г. заявителями также был получен ответ начальника Управления Департамента земельных ресурсов г. Москвы на их обращение от 00/00/0000 г. по вопросу формирования земельного участка и последующей постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, согласно которому им направляется на согласование проект границ земельного участка (схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории) л.д. 22).
От направленного проекта согласования границ земельного участка ФИО4 и ФИО3 отказались, поскольку согласно данному проекту лишаются значительной площади занимаемого земельного участка. Вместе с тем изымаемая площадь земельного участка не указана.
В связи их с отказом начальник Управления Департамента земельных ресурсов г. ФИО7 00/00/0000 г. вернул ФИО4 и ФИО3 представленный комплект документов для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет л.д. 25).
00/00/0000 г. ФИО4 и ФИО3 вновь обратились в Управление Департамента земельных ресурсов г. Москвы по поводу постановки земельного участка размером *** кв.м., расположенного по адресу: г. ФИО7, ..., ..., на государственный кадастровый учет.
На свое обращение они получили ответ от 00/00/0000 г. согласно которому, Управлением подготовлен проект плана границ земельного участка по адресу: г. ФИО7, ..., ..., площадью *** га в соответствии с утвержденным проектом планировки территории ... ... г. ФИО7 и представленной Архивной выпиской о записях в земельной шнуровой книге. Данный проект плана границ земельного участка направлен для согласования в Москомархитектуру и Префектуру СЗАО. После получения вышеуказанных согласований Управлением будет подготовлено в установленном порядке распоряжение Департамента земельных ресурсов г. Москвы «Об утверждении схемы расположения земельного участка с адресными ориентирами: г. ФИО7, ..., вл. ..., на кадастровой карте территории» л.д. 26).
Поскольку ФИО5 предоставлялся земельный участок площадью *** га, заявители обратились в Департамент земельных ресурсов г. Москвы Территориальное управление в СЗАО г. Москвы с заявлением о согласовании границ земельного участка, расположенного по адресу: г. ФИО7, ..., ..., площадью *** га.
00/00/0000 г. ФИО4, ФИО3 получили ответ, согласно которому проект границ земельного участка по адресу: г. ФИО7, ..., вл. ***, площадью *** га подготовлен в соответствии с утвержденным проектом планировки территории ... ... ФИО7. Учитывая отказ от согласования границ земельного участка площадью 0,14 га, Управление возвращает представленный комплект документов в полном объеме л.д. 28).
Из представленной в материалы дела Архивной выписки о записях в земельной шнуровой книге следует, что земельный участок площадью *** га, расположенный по адресу: г. ФИО7, ..., ..., принадлежал отцу заявителей ФИО5 на основании приказа *** от 00/00/0000 года «Об утверждении акта комиссии по установлению размеров приусадебных участков рабочих и служащих птицефабрики и граждан, проживающих в д. Троице-Лыково, расположенной на территории Кунцевской птицефабрики».
Согласно Конституции СССР (ст. 8) земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование, т.е. навечно.
В ст. 27 Основ земельного законодательства СССР и союзных республик, принятых 13 декабря 1968 года указывалось, что приусадебные участки рабочим, служащим, инвалидам, проживающим в сельской местности могут предоставляться соответственно по решениям общего собрания членов колхоза во вторичное землепользование.
Это же положение было отражено и в ст. 8 Постановления Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 13 ноября 1961 г. № 1408.
В статьях 25, 51, 64 ЗК РСФСР, регулирующих землепользование колхозов указано, что колхоз по решению общего собрания членов колхоза предоставляет во вторичное пользование приусадебные участки лицам, работающим и проживающим в сельской местности.
Колхозы не только предоставляли землю, но и вели учет земельных участков, что соответствовало действовавшему в то время законодательству.
Таким образом, участок был предоставлен в соответствии с действовавшим в то время законодательством.
В п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 года № 16-П «По делу о проверке конституционности части второй ст. 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской указано, что до 1990 года в условиях существования исключительно государственной собственности на землю основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование, что имело целью гарантировать им устойчивость прав на землю и находящуюся на ней другую недвижимость. Признание за домовладельцем - пользователем земельного участка, на котором расположено домовладение, права постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком как своим имуществом исключало произвольное распоряжение им со стороны каких-либо иных субъектов права. В дальнейшем, в ходе проведения земельной реформы - как до, так и после принятия Конституции РФ, закрепившей право частной собственности на землю (статья 9, часть 2; статья 36, части 1 и 2), - законодатель, параллельно с процессом возрождения этой формы собственности, обеспечивал гражданам, по их выбору, возможность продолжать пользоваться земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды или временного пользования либо переоформить имеющийся правовой титул на любой иной. При этом во всяком случае исключалось как автоматическое изменение титулов прав на землю (переоформление осуществлялось по инициативе самих граждан), так и какое-либо ограничение права пользования земельным участком в связи в непереоформлением имеющегося правового титула.
Принятые в результате земельной реформы акты и Земельный Кодекс РФ 2001 года были направлены на закрепление полученных до их принятия земельных участков за гражданами.
Федеральный закон «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», принятый Государственной Думой 28 сентября 2001 года в ст. 3 п. 9 установил, что: «государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального Закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, Земельный Кодекс Российской Федерации 2001 года сохраняет права граждан на полученные до его принятия земельные участки в соответствии с действовавшим тогда законодательством и правилами.
В силу п.п. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов.
Согласно п. 5 ст. 20 ЗК РФ граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок.
Отказ в постановке на кадастровый учет влечет за собой отказ в оформлении права собственности на земельный участок, поскольку кадастровый план земельного участка входит в перечень необходимых документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, согласно п. 5 ст. 36 Земельного Кодекса РФ и Приказу Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. № 370.
Согласно п. 2.2.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 г. № 949-ПП, Департамент утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории г. Москвы, формирует земельные участки и принимает решение об объединении и разделении земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также согласовывает решения об объединении и разделении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно п. 2 ст. 19 ФЗ «О государственном земельном кадастре», для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть надлежащим образом оформлены.
Согласно п. 8 ст. 19 ФЗ «О государственном земельном кадастре», в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков.
Таким образом, суд, оценив все в совокупности, полагает, что подготовленный Управлением Департамента земельных ресурсов г. Москвы проект формирования границ земельного участка по адресу: г. ФИО7, ..., ..., площадью *** га, является незаконным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным подготовленный Управлением Департамента земельных ресурсов г. Москвы проект формирования границ земельного участка по адресу: г. ФИО7, ..., ..., площадью *** га. от 00/00/0000 г.
Обязать Управление Департамента земельных ресурсов г. Москвы сформировать проект границ земельного участка по адресу: г. ФИО7, ..., ..., площадью *** га.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.
Судья Л.Н. Голоухова