РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ«22» октября 2010 г. с. Хороль
Хорольский федеральный районный суд Приморского края в составе:
Председательствующий судья : Хлебников В.Т.
при секретаре : Филипповой М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Ромашко Анатолия Григорьевича и Ромашко Таисии Дмитриевны к администрации Лучкинского сельского поселения и СХПК «Лучковский», -- о признании права собственности на квартиру и передаче ее в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы просят суд иск удовлетворить по следующим основаниям:
-- В 1979 г. ФИО3 получил квартиру, принадлежащую совхозу «Лучковский» и находящейся по адресу: <адрес>. В 2002 году он умер и сейчас в квартире проживают они.
В декабре 2009 г. а затем повторно в феврале 2010 года они с матерью направляли заказные письма с уведомлением на имя председателя правления СХПК «Лучковский» в лице ФИО5 а затем ФИО6 с просьбой разрешить приватизацию жилого помещения, но до настоящего времени их просьбы не удовлетворены. Просят обязать СХПК «Лучковский» передать им в порядке приватизации спорную квартиру.
В судебное заседание истец Ромашко Т. Д. не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие в связи с болезнью и решить вопрос о приватизации в пользу ее сына.
В судебном заседании истец Ромашко А. Г. поддержал свои требования и пояснил суду о том, что их квартира непонятно у кого находится на балансе, но приватизировать жилье нельзя так, как СХПК «Лучковский», возможно имея на балансе данное жилое помещение, законным путем не оформило на него право собственности, в связи с чем он не может заключить с ним договор о передаче квартиры в собственность.
Договор социального найма с СХПК «Лучковский» они не заключали.
Представитель ответчика не явился в судебное заседание, будучи извещенный надлежащим образом судебной повесткой лично, о причине неявки суд не известил, о переносе дела не просил, документы, истребованные Определением суда не предоставил, просит в иске отказать и предоставил суду соответствующее заявление.
При этих обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие по материалам, предоставленными истцами, так как ответчик не предоставил суду документы, истребованные Определением суда.
Третье лицо,-- глава Лучкинской сельской администрации Стефанович Н.Е. с иском согласна.
Третье лицо,-- УФРС Титор Д.А. с иском согласна, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
-- Из выписки похозяйственной книги № 6 лицевого счета 268 стр. 34 и справки, выданной администрацией Лучкинского сельского поселения следует, что по адресу: <адрес> зарегистрированы 10 мая 1979 г. Ромашко Т. Д. и Ромашко А. Г.
Из справки отделения № 11 филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Приморскому краю следует, что право собственности на спорное жилое не зарегистрировано.
Согласно справок администрации Хорольского муниципального района Ромашко Т. Д. и Ромашко А. Г. право на приватизацию в Хорольском муниципальном районе не использовали, приватизированного жилья не имеют.
Из справки администрации Лучкинского сельского поселения следует, что Ромашко Т. Д. и Ромашко А. Г. с 14 октября 2008 г. право на приватизацию не использовали.
Из справки администрации Лучкинского сельского поселения следует, что на балансе администрации поселения спорное жилое помещение не числится.
Согласно Ордера № 17, выданного 9 августа 1978 г. Исполкомом Лучковского совета депутатов трудящихся на основании решения жилкомиссии совхоза «Лучковский» ФИО3 и членам ее семьи выделена квартира по адресу <адрес>.
В соответствие со Свидетельством о смерти 1-ВС № 565826, выданным 28 марта 2002 г. ОЗАГС администрации муниципального образования Хорольский район, Приморского края, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3, о чем составлена запись акта о смерти №.
Данных о том, что между истцом и СХПК «Лучковский» заключен Договор социального найма спорного жилого помещения стороны не предоставили.
Из заявления истцов от декабря 2009 г. и февраля 2010 года следует, что они просят председателя СХПК «Лучковский» передать им в собственность квартиру по адресу: <адрес>.
Из письменных ответов следует, что истцам по делу отказали под надуманным предлогом о наличии задолженности по оплате за коммунальные услуги, хотя каких либо доказательств этому суду не предоставили.
Исследовав в совокупности все доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам:
-- На основании ст. 30 ГПК РФ иски о правах на жилые помещения предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов.
В соответствие со ст. 53 ЖК РФ истец, как член семьи нанимателя, проживающий совместно с ним, пользуется наравне с нанимателем всеми правами и несет все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения.
К членам семьи нанимателя относятся в том числе и иные лица, если они проживают
совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Из ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N 1541-1 от 04.07.91 следует, что жилищный фонд совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения приватизации подлежит.
Кроме того, Законом Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в ч. 2 ст. 4 внесены изменения в следующей редакции: "Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир".
В декабре 2009 г. и феврале 2010 г. истцы обращались к руководству СХПК «Лучковский» с заявлениями о приватизации жилого, в связи с чем руководитель предприятия в соответствие с частью первой ст. 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" обязан как собственник жилого помещения по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов решить вопрос о приватизации (отказе в приватизации) жилого помещения.
В соответствие со ст. ст. 2, 8 Закона Российской Федерации N 1541-1 от 4 июля 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на
<данные изъяты>
условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 (с последующими изменениями и дополнениями) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в пункте 8 разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.
Ответчик отказался от исполнения своих обязанностей, что судом расценивается, как желание отказать истцу в приватизации спорного жилого помещения.
При этом не имеет значения то обстоятельство, что на момент выдачи ордера в 1978 г. на спорную квартиру, о которой возник спор, СХПК «Лучковский» не являлось государственным предприятием, поскольку оно является правопреемником СХТОО «Лучковское», созданного на базе реорганизованного государственного предприятия совхоз «Лучковский».
Согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.
Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.).
Таким образом, гражданину может быть отказано в приватизации жилого помещения в доме предприятия, перешедшего из государственного в иную форму собственности только в том случае, если этот дом построен или приобретен на средства правопреемника, изменившего форму собственности государственного предприятия.
Доказательств того, что данный дом построен за счет средств СХПК «Лучковский», либо приобретен на его средства, либо стоит на его балансе и на него зарегистрировано право собственности, ответчиком не представлено.
Поскольку Ромашко Таисия Дмитриевна отказалась от приватизации в пользу своего сына,-- истца по делу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Ромашко Анатолием Григорьевичем право собственности в порядке приватизации на жилое помещение в многоквартирном доме в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Копию Решения в течение пяти суток направить сторонам.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, путем подачи жалобы через Хорольский районный суд.
<данные изъяты>
Федеральный судья:_______________(Хлебников В.Т.)