Дело 2-699/2010 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации21 октября 2010 г. Хорольский районный суд Приморского края в составе:председательствующий судья: Жукова И.П.,при участии секретаря судебного заседания Кучиной С.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Бубырь Валентины Дмитриевны к ответчикам СХПК «Лучковский», администрации Лучкинского сельского поселения о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
В Хорольский районный суд с заявлением обратилась истец Бубырь Валентина Дмитриевна, в котором просит признать за ней право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, указав, что в 1975 году её семья получила квартиру, принадлежащую совхозу «Лучковский», расположенную по вышеуказанному адресу, в которой она проживает в настоящее время. Однако, данное жилое помещение не находится ни в муниципальной собственности, ни в государственном реестре на учете его нет, в связи с чем иным путем, кроме как посредством обращения в суд, она не может реализовать свое право на приватизацию жилья, просит удовлетворить ее требования, признав за ней право собственности на квартиру.
В судебном заседании истец Бубырь В.Д. исковые требования поддержала в полном объеме, при этом пояснила, что, учитывая, что срок приватизации жилья ограничен, а квартира, в которой она проживает, ни в реестре муниципальной собственности Лучкинского сельского поселения, ни в реестре муниципальной собственности Хорольского муниципального района не значится, руководство СХПК «Лучковский» не имеет правоустанавливающих документов на бывший жилой фонд совхоза, у нее, по независящим обстоятельствам нет иной возможности, кроме как судебной, признать право собственности на квартиру. Также в судебном заседании пояснила, что в руководство СХПК «Лучковский» на предмет приватизации жилого помещения она не обращалась, от жителей села наслышана, что даже в случае, если правление СХПК «Лучковский» не будет возражать на приватизации жилого помещения, в регистрационных органах не представляется возможным зарегистрировать право собственности, так как у СХПК нет документов, подтверждающих право собственности на жилой фонд. Кроме того ей известно, что прежде чем дать разрешение на приватизацию, в СХПК «Лучковский» требуют вернуть деньги, которые наниматели якобы должны за найм жилья и коммунальные услуги, тогда как фактически никто из СХПК на протяжении более десятка лет поддержкой и ремонтом жилого фонда не занимался, никого из нового руководства она ни разу не видела. На двери конторы всегда замок.
Представитель ответчика Администрации Лучкинского сельского поселения - глава администрации Стефанович Н.Е. исковые требования Бубырь В.Д. признала полностью, при этом пояснила, что ответчик СХПК «Лучковский» нарушает интересы жителей села, проживающих в бывшем совхозном жилищном фонде, при этом, руководство СХПК «Лучковский» преподносят себя согласными на заключение договоров приватизации, однако на письменные обращения граждан о передаче жилья в собственность, направляет заявителям отписки и типовые заявления для заполнения, при этом требуют внести деньги якобы для погашения задолженности по коммунальными услугам. Приватизация продлена всего на три года, и, учитывая те препоны, которые претерпевают жители села от правления СХПК «Лучковский», учитывая, что отстаивать свое право на приватизацию людям приходится через судебные инстанции длительное время, они уже сейчас массово обращаются в судебные органы как в последнюю инстанцию, поскольку иным путем признать право собственности не представляется возможным. Также отметила, что дом, в котором проживает истец Бубырь В.Д. был введен в эксплуатацию еще в бытность и существование совхоза «Лучковский», на протяжении постперестроечных лет правление СХПК не интересовалось состоянием дома, никакой помощи проживающим в нем гражданам не оказывалось, Бубырь Валентина Дмиртриевна с супругом сами, своими силами и за собственные средства как могли устраняли все неполадки и содержали квартиру в пригодном для проживания состояния. По степени эксплуатации указанное жилое помещение уже давно списано прежним руководством СХПК, в данной связи на балансе стоять не может, а потому притязания председателя СХПК в части принадлежности указанного спорного помещения СХПК необоснованно.
В адрес ответчика СХПК «Лучковский», надлежащим образом уведомленного о месте и времени судебного заседания, было направлено определение от 11.10.2010г., в котором было разъяснено право на ведение дел через представителя и указано, что неявка стороны либо ее представителя в судебное заседание, не является основанием для отложения рассмотрения дела по существу и суд вправе, признав причину неявки неуважительной, рассмотреть дело по представленным материалам.
Председателем СХПК «Лучковский» в адрес суда было направлено возражение, в котором он просит отказать истцу Бубырь В.Д. в иске, так как истец в установленном законом порядке не обращалась в правление СХПК с заявлением о приватизации. Кроме того, установлено, что за Бубырь В.Д. имеется задолженность по уплате коммунальных платежей, погашение которой является одним из условий добровольной приватизации жилого помещения. Учитывая, что правом на обращение в суд обладают лишь те граждане, которым отказано в приватизации жилья в установленные законом сроки, при этом Бубырь В.Д. в СХПК «Лучковский» не обращалась с заявлением на приватизацию, у последней отсутствует право на обращение в суд.
В связи с неявкой представителя СХПК «Лучковский» в судебное заседание, отсутствием ходатайства об отложении судебного заседания и при наличии письменного возражения, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика СХПК «Лучковский».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Управление Федеральной Регистрационной службы РФ по Приморскому краю Титор Д.В. на удовлетворении исковых требований не возражает, при этом пояснила, что в соответствии со ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, поскольку у СХПК «Лучковский» не имеется документов, в установленном законом порядке подтверждающим зарегистрированные права на объекты недвижимости, являющиеся предметом договора приватизации, тогда как подготовка указанных договоров без предоставления в регистрирующие органы правоустанавливающих документов и регистрированного права СХПК «Лучковский» не имеет для граждан никакой юридической силы и, соответственно, никаких, правополагающих последствий.
Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно выписке из лицевого счета № 129 похозяйственной книги №4, выданной администрацией Лучкинского сельского поселения, следует, что истец по делу Бубырь Валентина Дмитриевна, ДД.ММ.ГГГГ г.рожд. действительно постоянно проживает и прописана с 01.10.1975 года по адресу: <адрес>.
Согласно справке № 3776, выданной 21.09.2010г. Администрацией Хорольского муниципального района следует, что Бубырь В.Д. в Хорольском муниципальном районе Приморского края право на приватизацию не использовала, приватизированного жилья не имеет.
Согласно справке № 562, выданной 04.10.2010г. Администрацией Лучкинского сельского поселения следует, что квартира по адресу: <адрес> в <адрес> по реестру муниципальной собственности Лучкинского сельского поселения не числится.
Согласно справке №563, выданной 04.10.2010г. Администрацией Лучкинского сельского поселения следует, что Бубырь В.Д., ДД.ММ.ГГГГ рожд. в Лучкинском сельском поселении Хорольского муниципального района Приморского края с 14.10.2008г. по настоящее время право на приватизацию не использовала, приватизированного жилья не имеет.
Согласно справке №515, выданной 04.10.2010г. Администрацией Лучкинского сельского поселения следует, что Бубырь В.Д. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> 01.10.1975г. по настоящее время.
Согласно справке № 3063 от 06.10.2010г., выданной Отделением №11 Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Приморскому краю на имя Бубырь В.Д., следует, что по учетным данным Отделения №11 ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Приморскому краю, по адресу: <адрес> право собственности не зарегистрировано.
Согласно кадастрового паспорта помещения, расположенного по <адрес> (кадастровый паспорт от 06.10. 2010г.), следует, видом вышеуказанного жилого помещения указана - квартира.
Согласно Уведомлению, выданному Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии №13/009/2010-273 от 13.10.2010г. следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объект недвижимого имущества: квартиру, расположенную по адресу: <адрес> отсутствуют.
В соответствие со ст. ст. 2, 8 Закона Российской Федерации N 1541-1 от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
В соответствии со ст. 4 3акона о приватизации следует, что жилой фонд совхозов и других сельскохозяйственных предприятий подлежит приватизации, следовательно, учитывая, что СХПК «Лучковский» до реорганизации являлся государственным предприятием, при переходе в иную собственность либо при ликвидации жилищный фонд в соответствии со ст. 18 3акона жилой фонд подлежит приватизации.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в пункте 8 разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен был быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений, однако, СХПК «Лучковский» не только не передало жилой фонд в ведение органа местного самоуправления, в связи с чем, жилые дома с. Лучки не содержатся на балансе администрации сельского поселения, но и, осуществляя фактически функции собственника жилья, в установленном законом порядке не зарегистрировало право собственности на жилой фонд, таким образом, не имеет документов, подтверждающих право собственности на жилые помещения.
В данной связи суд не может согласиться с доводами представителя ответчика СХПК «Лучковский», полагающего, что истцу надлежит отказать в иске в связи с отсутствием права на обращение в суд.
В частях 2 и 3 статьи 1 ЖК РФ указывается на то, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе и путем признания права.
В судебном заседании достоверно установлено, что спорную квартиру по <адрес> истец Бубырь В.Д. в 1975 году получила от совхоза «Лучковский» для проживания. В дальнейшем совхоз «Лучковский» был преобразован в СХПК «Лучковский». Истцом соблюдены предусмотренные законодательством о приватизации условия: квартира по <адрес> используется истцом Бубырь В.Д. на условиях социального найма и ее право как гражданина на приватизацию не использовано. Спорная квартира в доме по <адрес> была построена и введена в эксплуатацию совхозом «Лучковский», который являлся государственным предприятием, а потому, к спорному жилому помещению подлежит применению правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, следовательно, граждане, занимающие такое жилое помещение, приобретают все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, фактически, квартира, в которой проживает истец, исходя из анализа законодательства, отнесена к жилищному фонду социального использования, то есть к жилым помещениям, предоставляемым гражданам органами местного самоуправления, государственными или муниципальными организациями либо уполномоченными на то органами для проживания по договору социального использования. Спорное жилое помещение не относится ни к индивидуальному, ни к коммерческому, ни к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с ч. 4 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету. При этом такой учет независимо от принадлежности жилых помещений осуществляется по единой для России системе и в порядке, установленном Правительством РФ.
Законодательство именно с моментом государственной регистрации связывает возникновение и прекращение тех или иных прав на жилое помещение, таким образом, государственная регистрация имеет юридическое (правообразующее) значение. Права на жилье, приобретаемые различными лицами, возникают на основании юридического состава, включающего в себя два юридических факта: соглашение и акт регистрации права. Только после государственной регистрации покупатели, меняющиеся, одаряемые приобретают право собственности и, следовательно, получают возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью, а арендаторы - право владеть и пользоваться арендованным имуществом и т.д.
Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям), тогда как ответчик СХПК «Лучковский» не предоставил в судебное заседание каких-либо убедительных доказательств, указывающих на факт принадлежности жилищного фонда с.Лучки и в частности квартиры по спорному адресу, к собственности ответчика. Кроме того, что ответчик не может доказать в суде право собственности, он также и не обладает и технической документацией на спорные объекты.
В данной ситуации, учитывая, что собственник имущества, в частности жилищного фонда с.Лучки Хорольского района, не определен в связи с отсутствием правоустанавливающих документов и регистрированных прав на объекты недвижимости, суд находит, что судебный порядок признания права собственности на квартиру для истца Бубырь В.Д. является единственно возможным, поскольку право гражданина на получение жилого помещения в собственность в рамках приватизации не может быть поставлено в зависимость от того, кто заявляет себя собственником имущества. Указанные обстоятельства, по мнению суда, не должны влиять на возможность реализации истцом по делу прав на спорное жилое помещение путем обращения в суд.
Статьей 1 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрена бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации на основании Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность.
Судебное признание права собственности, поскольку субъективное право истца на приватизацию было исследовано судом, является достаточным основанием для регистрации этого права в органах Федеральной регистрационной службы путем обращения к законодательству о приватизации.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Бубырь Валентиной Дмитриевной, ДД.ММ.ГГГГ г.рожд. право собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней через Хорольский районный суд.
Председательствующий: (подпись)
<данные изъяты>
<данные изъяты>