Дело №2-137/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2011г. с.Хороль
Хорольский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Хвостовой Н.А.
при секретаре Кучиной С.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Хорольского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хорольского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края, Сальникову Алексею Владимировичу о признании распоряжения администрации Хорольского сельского поселения о приеме на работу незаконным и недействительным,
УСТАНОВИЛ:
В Хорольский районный суд Приморского края обратился прокурор Хорольского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хорольского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края, Сальникову А.В. о признании распоряжения администрации Хорольского сельского поселения о приеме на работу незаконным и недействительным, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Хорольского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции. Ссылаясь на нормы ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Приморского края от 04.06.2007г. №82-КЗ «О муниципальной службе в Приморском крае», регламентирующими порядок поступления на муниципальную службу, условия и порядок ее прохождения, прокурор указал, что в ходе проверки выявлено нарушение закона и установлено, что Сальников А.В. распоряжением администрации Хорольского сельского поселения от 25.10.2010г. №142-л принят на муниципальную службу и назначен на муниципальную должность заместителя главы администрации Хорольского сельского поселения с 26.10.2010г., не имея требуемого для замещения высшей должности муниципальной службы, которую он замещает, шестилетнего стажа муниципальной (государственной) службы или не менее семи лет стажа работы по специальности. В связи с тем, что Сальников А.В. не соответствует квалификационным требованиям по стажу, назначение его на должность заместителя главы администрации Хорольского сельского поселения является незаконным. В обоснование своих требований прокурор также указал, что обращается в интересах неопределенного круга лиц по тем основаниям, что несоблюдение квалификационных требований к должностям муниципальной службы нарушает права граждан в установленной сфере деятельности и противоречит принципам муниципальной службы. Прокурор просит заявление удовлетворить.
В судебном заседании ст.помощник прокурора Компаниец О.В. заявленные требования поддержала по указанным в заявлении доводам, но уточнила, что Сальников А.В. занимает не высшую, а главную должность муниципальной службы, однако и по указанной категории должностей он не соответствует предъявляемым требованиям по стажу работы, в связи с чем просила удовлетворить заявление прокурора.
В судебном заседании представители администрации Хорольского сельского поселения Жовтяк С.А., Тремасова Е.В., а также Сальников А.В. возражали против удовлетворения требований прокурора, ссылаясь на то, что Сальников А.В. имеет высшее профессиональное образование, опыт работы в жилищно-коммунальной сфере, занимая должность заместителя администрации в сфере ЖКХ, справляется с возложенными на него обязанностями. Кроме того, прокурором района 18 февраля 2011г. было внесено представление в адрес администрации с аналогичными требованиями и предоставлен месячный срок для устранения нарушений законности, однако месячный срок не истек, а администрацией предпринимаются необходимые меры для устранения выявленных в ходе проверки недостатков. Кроме того, перечень оснований для прекращения трудового договора установлен нормами ТК РФ и ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Сальников А.В. также пояснил, что о необходимости наличия определенного стажа работы при назначении на должность заместителя администрации он не знал, при назначении на эту должность оставил прежнее место работы и в настоящее время в случае удовлетворения заявления прокурора останется без работы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что Сальников Алексей Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ рождения, гражданин Российской Федерации, на основании личного заявления от 25.10.2010г., распоряжением администрации Хорольского сельского поселения от 25.10.2010г. №142-л принят на муниципальную службу и назначен на муниципальную должность заместителя главы администрации Хорольского сельского поселения на неопределенный срок, как по основному месту работы, - с 26 октября 2010г. С ним также 26.10.2010г. был заключен соответствующий трудовой договор о том, что он принят на муниципальную службу, на муниципальную должность заместителя главы администрации в администрацию Хорольского сельского поселения, на неопределенный срок.
Судом установлено, что Сальников А.В. имеет высшее профессиональное образование, <данные изъяты>
Из записей в трудовой книжке, а также из представленной администрацией Хорольского сельского поселения справки следует, что по состоянию на день рассмотрения дела в суде Сальников А.В. имеет муниципальный стаж 1 год 07 месяцев 12 дней, стаж работы по специальности - 03 года 03 месяца 20 дней.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.42 ФЗ от 06.03.2010г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст.1 п.1 ФЗ от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» данным законом регулируются, в частности, отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.
В силу ст.9 п.1 ФЗ от 02.03.2007г. №25-ФЗ для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (ст.9 п.2 ФЗ от 02.03.2007г. №25-ФЗ).
Согласно ст.9 п.7 пп.2 Закона Приморского края от 04.06.2007г. №82-КЗ (в редакции, действовавшей на день назначения Сальникова А.В. на должность) в число типовых квалификационных требований к должностям муниципальной службы, в том числе и главной группы должностей муниципальной службы входит наличие высшего профессионального образования.
Согласно ст.9 п.7 пп.2 Закона Приморского края от 04.06.2007г. №82-КЗ (в редакции, действовавшей на день назначения Сальникова А.В. на должность) гражданам, претендующим на замещение главной должности муниципальной службы, необходимо иметь не менее четырех лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее пяти лет стажа работы по специальности.
В соответствии с Законом Приморского края от 04.06.2007г. №83-КЗ «О реестре должностей муниципальной службы в Приморском крае» (в редакции закона, действовавшего на день назначения Сальникова А.В. на должность) должность заместителя главы местной администрации, учрежденная для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность (Приложение №2 к закону), относится к главной группе должностей муниципальной службы.
В силу ст.1 п.2 Устава Хорольского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края Хорольское сельское поселение входит в состав Хорольского муниципального района Приморского края в качестве самостоятельного муниципального образования.
В соответствии со ст.33 п.3 Устава структура администрации Хорольского сельского поселения утверждается муниципальным комитетом Хорольского сельского поселения по представлению главы Хорольской сельской администрации. В структуру администрации Хорольского сельского поселения входит в том числе и заместитель главы администрации Хорольского сельского поселения.
Согласно решения муниципального комитета Хорольского сельского поселения от 27.10.2010г. №7 с 01.01.2010г. утверждена структура администрации Хорольского сельского поселения, в состав которой входит и заместитель главы администрации Хорольского сельского поселения.
Согласно ст.35 п.2 Устава (в ред. решения муниципального комитета от 26.11.2007г. №248) в Хорольском сельском поселении для непосредственного обеспечения исполнения полномочий главы Хорольского сельского поселения устанавливается следующая должность муниципальной службы: заместитель главы администрации Хорольского сельского поселения. Указанная должность муниципальной службы замещается муниципальным служащим путем заключения трудового договора на срок полномочий лица, замещающего муниципальную должность.
Согласно ст.36 п.2 Устава (в ред. решения муниципального комитета от 10.03.2009г. №353) гражданам, претендующим на замещение главной должности муниципальной службы, необходимо иметь не менее 4 лет стажа муниципальной (государственной) службы или не менее 5 лет стажа работы по специальности.
Согласно Положения «О квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Хорольского сельского поселения», утвержденного решением муниципального комитета Хорольского сельского поселения от 12.12.2008г. №328 (в ред. решения муниципального комитета от 19.06.2009г. №374) в число квалификационных требований к должностям муниципальной службы главной группы должностей входит наличие высшего профессионального образования, а также не менее 4 лет стажа муниципальной (государственной) службы или не менее 5 лет стажа работы по специальности.
Согласно п.1.4 должностной инструкции заместителя главы администрации Хорольского сельского поселения, на должность заместителя главы администрации назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет, отвечающий квалификационным требованиям в соответствии с Законом Приморского края «О муниципальной службе в Приморском крае».
Анализ приведенных норм закона и нормативных правовых актов органов местного самоуправления позволяет прийти к выводу о том, что должность заместителя главы местной администрации, учрежденная для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, на которую с 26.10.2010г. был назначен Сальников А.В., относится к главной группе должностей муниципальной службы, для назначения на которую гражданин должен иметь высшее профессиональное образование и не менее четырех лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее пяти лет стажа работы по специальности.
Как установлено судом, требуемого стажа (муниципальной службы (государственной службы) либо стажа работы по специальности) для назначения на должность заместителя главы администрации Хорольского сельского поселения Сальников А.В. на момент назначения на должность не имел, не имеет он требуемого стажа и на день рассмотрения дела в суде, в связи с чем оспариваемое прокурором распоряжение администрации Хорольского сельского поселения не может быть признано законным.
Доводы администрации Хорольского сельского поселения о том, что прокурором было внесено аналогичное представление и не истекли сроки для его рассмотрения, не могут быть приняты во внимание, т.к. законность изданного распоряжения в связи с обращением прокурора в суд проверяется судом. Подача представления прокурором в орган местного самоуправления не является препятствием для разрешения заявления прокурора в суде. Досудебный порядок разрешения данного заявления законом не предусмотрен.
Ходатайство руководителей жилищно-коммунальных предприятий района также не может служить основанием для отказа прокурору в удовлетворении заявления, поскольку оспариваемое прокурором распоряжение органа местного самоуправления является незаконным.
Удовлетворяя требования прокурора, суд также учитывает, что несоблюдение специальных требований для приема на работу муниципальных служащих, установленных законом, нарушает права муниципального образования, неопределенного круга лиц в сфере муниципальной службы и противоречит принципам муниципальной службы, закрепленным в ст.4 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В соответствии с п.28 Постановления №2 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при вынесении решения по делу о защите прав и свобод неопределенного круга лиц суду необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем, чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав. В связи с чем суд полагает необходимым по вступлении решения суда в законную силу опубликовать информацию о принятом судебном решении в газете «Рассвет».
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Хорольского района удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение администрации Хорольского сельского поселения от 25 октября 2010г. №142-л «О приеме на муниципальную службу Сальникова А.В.».
По вступлении решения суда в законную силу опубликовать информацию о принятом судебном решении в газете «Рассвет».
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения суда через Хорольский районный суд.
Судья
Мотивированное решение
изготовлено 05 марта 2011г.