Дело № 2-352/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 мая 2011г. Хорольский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Ищенко И.А. при секретаре Рябоконь А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края об обжаловании действий должностного лица, заместителя прокурора Хорольского района, УСТАНОВИЛ: В Хорольский районный суд Приморского края обратилась администрация Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края с заявлением об обжаловании действий должностного лица, заместителя прокурора Хорольского района. В обосновании своих требований указали, что 15 апреля 2011 года в адрес администрации Ярославского городского поселения поступило требование заместителя прокурора Хорольского района Полянцевой О.Г. о предоставлении сведений и документов следующего содержания: «На основании ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», требую в срок до 17 часов 15 апреля 2011 г. предоставить в прокуратуру Хорольского района следующую информацию и документы. 1. Каким образом реализуются полномочия, предоставленные п. 9 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2033 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 2. Какие меры приняты по обеспечению населенных пунктов первичными мерами пожарной безопасности. 3. Какие меры приняты по предотвращению переброса огня при лесных пожарах и сельскохозяйственных палах на здания и сооружения населенных пунктов. 4. Какие меры приняты по организации привлечения сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров». Действия заместителя прокурора Хорольского района, выразившееся в направлении указанного требования, считаем незаконными по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 указанного Закона. Статьей 21 Закона определено, что проверки исполнения законов проводяться на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу статьи 22 Закона - прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. В оспариваемом требовании заместителя прокурора Хорольского района не указывается на основании какого поступившего обращения либо факта нарушения законодательства производиться проверка и полномочие каких статей используется, что по нашему мнению является недопустимым. Пункт 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит «обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения» к вопросу местного значения поселения. Частью 1 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 820, установлено что в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности. Частью 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Заместителем прокурора Хорольского района, при направлении оспариваемого требования, были грубейшим образом нарушены нормы вышеуказанного действующего законодательства, что повлекло нарушение прав и свобод администрации Ярославского городского поселения. Просят суд признать незаконными действия заместителя прокурора Хорольского района Полянцевой О.Г., выразившееся в направлении требования о предоставлении информации и документов. В судебном заседании глава Ярославского городского поселения - глава администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края Чудайкин А.Л., представитель заявителя Потапенко В.В. заявление поддержали по указанным основаниям, дополнили, что просят признать незаконными действия заместителя прокурора Хорольского района Полянцевой О.Г. в направлении требования о предоставлении информации и документов и отменить требование прокурора Хорольского района, как незаконное. В судебном заседании представитель прокуратуры Хорольского района, заместитель прокурора Хорольского района Полянцева О.Г. заявление не признала и пояснила суду, что 15 апреля 2011 года заместителем прокурора района в адрес администрации Ярославского городского поселения было направлено требование о представлении информации и документов. Администрацией Ярославского городского поселения в суд подано заявление о признании незаконными действий заместителя прокурора района. Полагает, заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре РФ» организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Статьей 4 Федерального закона «О прокуратуре РФ» установлено, что прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 22, 27, 30 и 33 настоящего закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влекут за собой установленную законом ответственность. Во исполнение указания прокуратуры края от 29 марта 2011 № 31 «О дополнительных мерах по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров», которым прокуратура района обязана еженедельно представлять в прокуратуру края в течение апреля-октября 2011 года информацию в том числе, о мерах принятых органами местного самоуправления по защите территорий от лесных пожаров (п. п. «г» п. 1 Указания), а также информационного письма прокуратуры края о состоянии законности в сфере исполнения законодательства об охране лесов и территорий населенных пунктов от лесных пожаров, согласно которому, в 2010 году прокурорами городов и районов Приморского края выявлялись нарушения органами местного самоуправления действующего законодательства в указанной сфере, прокуратурой района было направлено обжалуемое требование. Ссылка администрации Ярославского городского поселения на то, что в требовании не указано на каких основаниях проводится проверка, что направлением оспариваемого требования прокуратура района нарушен закон, а также, что при этом подменяет иные государственные органы несостоятельна, поскольку не основана на законе. Администрацией Ярославского городского поселения не указано, какие именно права и свободы при получении данного требования были нарушены. Заявитель в порядке главы 25 ГПК РФ обратился в суд с заявление о признании представления заместителя прокурора района недействительным. Вместе с тем, в соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Статьей 255 ГПК РФ установлен исчерпывающий перечень решений, действий указанных органов и должностных лиц, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства. К таким решениям, действиям относятся коллегиальные и единоличные решения и действия, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Обжалуемое требование о предоставлении информации и документов не относится ни к одному из указанных решений и действий, поскольку не нарушает права и свободы гражданина, не создает каких либо препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, не возлагает на гражданина какую-либо обязанность. При таких обстоятельствах, заявление администрации Ярославского городского поселения не может быть удовлетворено, просит в удовлетворении заявления отказать. Выслушав лиц участвующих при рассмотрении заявления, исследовав материалы дела суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит. Заявление об оспаривании действий должностного лица, органов прокуратуры администрацией Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края подано и рассмотрено судом в порядке гражданского судопроизводства, по правилам главы 25 ГПК РФ, так как заместитель прокурора Хорольского района, является должностным лицом органов прокуратуры, решения, действия которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Согласно требования заместителя прокурора Хорольского района № 632 от 13 апреля 2011г. администрация Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края,в лице главы администрации, на основании ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязана в срок до 17 часов 15 апреля 2011 г. предоставить в прокуратуру Хорольского района следующую информацию и документы: 1. Каким образом реализуются полномочия, предоставленные п. 9 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2033 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; 2. Какие меры приняты по обеспечению населенных пунктов первичными мерами пожарной безопасности; 3. Какие меры приняты по предотвращению переброса огня при лесных пожарах и сельскохозяйственных палах на здания и сооружения населенных пунктов; 4. Какие меры приняты по организации привлечения сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров». Согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» N 2202-1, прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения координации деятельности прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия (статья 8 названного Федерального закона). В соответствии с положениями части I статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Согласно ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Согласно ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Суд считает, что требование заместителя прокурора Хорольского района о предоставлении сведений и документов от 13 апреля 2011г. № 632 главой Ярославского городского поселения- главой администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края вынесено в пределах полномочий, в рамках закона «О прокуратуре Российской Федерации», данное требование состыкуется и не противоречит решению межведомственного совещания по проблемам взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления Приморского края от 22 апреля 2011г. Затребованные сведения и документы, относятся к вопросам местного значения муниципального образования. Требование заместителя прокурора Хорольского района суд считает обосновано, сведения и документы истребованы в соответствии с указанием первого заместителя прокурора Приморского края № 31 от 29 марта 2011г. «Об дополнительных мерах по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров», о состоянии законности в сфере охраны лесов от пожаров, в том числе и меры принятые органами местного самоуправления по защите территорий от лесных пожаров. Данное требование заместителя прокурора Хорольского района не противоречит,так же информационному письму заместителя прокурора Приморского края о состоянии законности в сфере исполнения законодательства об охране лесов и территорий населенных пунктов от лесных пожаров. Суд считает, что сведения и документы у администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края заместителем прокурора Хорольского района истребованы в рамках прокурорского надзора с целью выявления и устранения нарушений закона, заявлений и обращений от граждан в прокуратуру по фактам нарушений в данном случае суд считает, не требуется, требование прокурора не является мерой прокурорского реагирования, истребованием сведений и документов по пожарной безопасности заместителем прокурора Хорольского района, суд считает не подменяются иные государственные органы, в полномочия которых входит контроль по проверке соблюдения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности. Доводы заявителя, администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края о том, что запрашиваемые в требовании сведения о лесных пожарах не распространяются на муниципальное образование и являются сбором оперативной информации которые должны проводиться в рамках закона» Об оперативно-розыскной деятельности», суд считает не основаны на законе. Требование заместителя прокурора Хорольского района суд считает не противоречит ФЗ № 131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», требование прокурора заявлено в рамках прокурорского надзора, сведения запрошены по пожарной безопасности в рамках деятельности муниципального образования. Суд считает, что оснований для признания незаконными действия заместителя прокурора Хорольского района в направлении требования главе Ярославского городского поселения - главе администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края о предоставлении сведений и документов и отмене указанного требования нет. Вместе с тем, суд отмечает несоразмерность сроков предоставления сведений и документов в требовании заместителя прокурора, не разборчивое написание даты направления требования. В судебном заседании установлено, что требование заместителя прокурора Хорольского района направлено по факсимильной связи и почтовым отправлением 13 апреля 2011г., срок предоставления сведений и документов 15 апреля 2011г., администрацией Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края требование получено 15 апреля 2011г. в конце рабочего дня, в последний рабочий день недели. Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края о признании незаконными действия заместителя прокурора Хорольского района Полянцевой О.Г. в направлении требования № 632 от 13 апреля 2011г. о предоставлении сведений и документов и отмены требования заместителя прокурора Хорольского района № 632 от 13 апреля 2011г. - отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения суда через Хорольский районный суд. Судья - /подпись/ <данные изъяты> <данные изъяты>