2-360/2011г.



Дело № 2-360/2011г.                                                                                 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

06 мая 2011г. Хорольский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи                                                             Жуковой И.П.,

секретаря судебного заседания                                                            Кучиной С.П.,

а также при участии: - представителей Администрации <данные изъяты> поселения в лице главы <данные изъяты> поселения - Чудайкина А.Л., действующего на основании Устава ЯГП, Потапенко В.В., действующего на основании доверенности № 1 от 10.01.2011г.; - ст. помощника прокурора Хорольского района Компаниец О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление главы <данные изъяты> поселения Чудайкина А.Д. об обжаловании действий должностного лица органов прокуратуры,

У С Т А Н О В И Л:

В Хорольский районный суд Приморского края обратился глава администрации <данные изъяты> поселения Чудайкин А.Л. с заявлением о признании незаконными действий заместителя прокурора Хорольского района Полянцевой О.Г., выразившихся в направлении требования от 11.04.2011г. № 31-4 о предоставлении в прокуратуру сведений и документов, согласно которого администрации ЯГП еженедельно в четверг до 16 час. следовало предоставлять информацию по четырем пунктам представленного в требовании перечня. Кроме того, с докладными записками необходимо предоставлять копии действующих планов по противодействию лесным пожарам на 2011 год. В обоснование доводов о незаконности действий прокурора, указал, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечислены в ст.6 ФЗ от 17.01.1992 «О прокуратуре РФ», согласно ст.21 которого, проверки проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурорского реагирования. В оспариваемом же требовании не указывается, на основании какого обращения либо факта нарушения законодательства производиться проверка, и нормы каких законов, при её проведении используются, что является недопустимым. Кроме того, деятельность по проверке соблюдения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности возлагается на должностных лиц органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. В соответствии с ч.2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры как не подменяют иные государственные органы, так не наделены полномочиями по ведению оперативно-розыскной деятельности до совершения правонарушения и получения информации об этих обстоятельствах, в связи с чем, не могут истребовать сведения, указанные в оспариваемом требовании. Таким образом, зам.прокурора Хорольского района при направлении требования были грубейшим образом нарушены нормы действующего законодательства, что повлекло нарушение прав и свободадминистрации ЯГП, кроме того, хотя требование не основано на законе, в случае принятия его к исполнению, администрация ЯГП потенциально становятся субъектом административного правонарушения по ст.17.7 КоАП РФ при его не исполнении.

В судебном заседании представители администрации ЯГП дополнили заявление требованием об отмене незаконного требования зам.прокурора Полянцевой О.Г. При этом Потапенко В.В. пояснил, что обжалуемым требованием на орган местного самоуправления фактически возлагается обязанность по проведению оперативно-розыскных мероприятий, тогда как ни администрация, ни прокуратура согласно Закона об ОРД не наделены полномочиями в указанной сфере. Согласно ст.14 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, тогда как сведения, запрашиваемые прокурором, более развернутые и касаются масштабов района, таким образом, не входят в функции поселения. Представитель Чудайкин А.Л. по всем пунктам требования пояснил, что на территории ЯГП нет лесов, принадлежащих поселению, в функции администрации не входит учет за пожарами на территории района, не имеется плана мероприятий, составление которых является прерогативой ведомств МЧС, администрация всего лишь осуществляет первичные меры пожарной безопасности в пределах границ образования, тогда как требования прокурора отнесены к вопросам государственного значения. Также пояснил, что запрашиваемые сведения должны предоставляться еженедельно, систематически, тогда как ни в одном законе, регламентирующем деятельность и полномочия прокуратуры, не указано, что прокурор ведет системный сбор информации. В требовании не указывается, нарушение какого закона проверятся, чем регламентируется обязанность органов местного самоуправления по ведению учетов пожаров в районе и составлению планов. Действия зам.прокурора Хорольского района не основаны на законе, а направлены на исполнение указания прокуратуры края, подменяют собой функции Госпожарнадзора, которым в адрес администрации 05.04.2011г. уже вынесено предписание от об устранении обязательных требований пожарной безопасности. Указанными действиями на администрацию возлагаются несвойственные дополнительные обязанности, нарушается нормальная работа органа, в результате чего администрация ЯГП ставится в зависимость от незаконных требований прокуратуры, исполнение которых требует отвлечения от насущных повседневных обязанностей по решению вопросов местного значения поселения, тогда как согласно решению межведомственного совещания по проблемам взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления от 22.04.2011г. прокурорам городов и районов Приморского края рекомендовано принять меры по исключению из надзорной практики случаев необоснованного истребования документов, материалов, статистических и иных сведений, а также проверок органами местного самоуправления законодательства без наличия к тому законных оснований; исключить факты направления требований на получение сведений, не относящихся к вопросам местного значения.

Присутствующий в судебном заседании ст.помощник прокурора Хорольского района Компаниец О.В. полагает, что заявление администрации ЯГП не подлежит удовлетворению, в обоснование доводов указала, что прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Требование о предоставлении сведений и документов было направлено в адрес администрации ЯГП зам.прокурора Хорольского района Полянцевой О.Г. во исполнение Указания прокуратуры Приморского края от 29.03.2011г. «О предоставлении сведений о состоянии законности в сфере охраны лесов от пожаров» в соответствии с вопросами, обозначенными в Указании, в том числе, по мерам, принятым органами местного самоуправления по защите территорий от лесных пожаров (п. п. «г» п. 1 Указания) и в соответствии с информационным письмом прокуратуры края от 06.04.2011г. о состоянии законности в сфере исполнения законодательства об охране лесов и территорий населенных пунктов от лесных пожаров, согласно которому в 2010 г. прокурорами городов и районов Приморского края выявлялись нарушения действующего законодательства в указанной сфере, допущенные органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Полагает, что ссылка администрации Ярославского городского поселения на то, что в требовании не указано на каких основаниях проводится проверка, что направлением оспариваемого требования прокуратура района нарушен закон, а также, что при этом прокуратура района подменяет иные государственные органы, несостоятельна, поскольку не основана на законе. Форма требования прокурора не установлена ни одним нормативным документом, в том числе ФЗ «О прокуратуре РФ», оспариваемое требование направлено в рамках полномочий прокурора, предусмотренных ст.ст. 22, 26 Федерального закона «О прокуратуре РФ».

<данные изъяты>

Разрешая требования администрации <данные изъяты> поселения по существу, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд не находит заявление об обжаловании действий должностного лица прокуратуры подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Как усматривается из материалов дела, а именно из указания № 31 от 29.03.2011г. Прокуратуры Приморского края, в связи с проведением проверки соблюдения законодательства об охране лесов и территорий населенных пунктов от лесных пожаров, в связи с изменениями, внесенными в отдельные законодательные акты РФ, во исполнение мероприятий по надзору за исполнением Лесного кодекса РФ, ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ФЗ от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ от 03.08.2010г. № 595 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного пожарного контроля в лесах», установлен ряд дополнительных мер по предупреждению и организации тушения лесных пожаров, в связи с чем, зам. прокурора Хорольского района в адрес администрации ЯГП направлено требование от 14.04.2011г. № 31-4,     в котором предложено еженедельно в четверг до 16 час. предоставлять в прокуратуру Хорольского района информацию и документы о наличии (отсутствии) лесных пожаров на территории района; о том, какие меры принимались к тушению лесных пожаров, какие меры были приняты в отношении начинавшихся пожаров, которые были локализованы или ликвидированы; каким образом выполняется осуществление планов противопожарных мероприятий; какие меры приняты по предотвращению перехода сельскохозяйственных палов на территорию лесов, какие меры приняты по защите лесов. Также необходимо предоставить копии действующих планов по противодействию лесным пожарам на 2011 год.

Не согласившись с названными действиями зам.прокурора, считая их незаконными, являющимися вмешательством в деятельность органа местного самоуправления, нарушающими права и свободы администрации ЯГП, возлагающими дополнительные обременительные обязанности, глава администрации обратился в суд, обжалуя требование.

Между тем, согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года N 2202-1, прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями ч.1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.

Полномочия прокурора при осуществлении возложенных на него функций предусмотрены ч.1 ст.22 указанного Федерального закона, перечнем которых установлено, что прокурор вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При этом суд акцентирует внимание на тот факт, что в указанной статье право прокурора требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в п.1 ст. 21 ФЗ, представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений независимо от наличия поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона.

Частью 4 статьи 22 указанного Федерального закона установлено, что должностные лица органов, указанных в п.1 ст. 21 настоящего Федерального закона, к каковым относятся и органы местного самоуправления, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Учитывая, что анализ мер по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации, осуществляемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках своих полномочий в целом свидетельствует о недостаточной координации, необходимой для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров, обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.

Пункт 9 части 1 статьи 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит «обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения» к вопросу местного значения поселения».

Охрану и защиту осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных ст. ст. 81 - 84 Лесного кодекса РФ, а также ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», иными федеральными законами.

Так, в соответствии с п.6 ч.1 ст.84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в собственности, относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах (п. 6 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ). При этом, в судебном заседании, представители администрации ЯГП, изначально указали на отсутствие лесов, расположенных в границах поселения, но впоследствии уточнили, что два лесных участка, относящихся к поселению, все же имеется.

Согласно п.1 Приказа Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 07.12.2007 г. N 195, следует, что основными направлениями надзорной деятельности считается надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений. Применение права прокуратурой, а также ее правоохранительные, правозащитные и другие цели осуществляются и достигаются именно в рамках особой разновидности деятельности - надзорной.

Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, в связи с чем, Правительством РФ 29.12.2007г. издано Постановление от N 972 «О федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года».

При этом, п. 8.2 приказа Генпрокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов.                

Согласно п.9 Приказа следует, что с учетом экологической обстановки в каждом регионе наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов.

Обязательность исполнения требований прокурора предусмотрена ст.6 ФЗ «О прокуратуре РФ», согласно которой требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (ч.1) Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно (часть 2). Неисполнение

<данные изъяты>

требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (ч.3). Таким образом, указанными нормами опровергаются доводы представителя администрации ЯГП в части отсутствия у зам.прокурора законных оснований для запрашивания статистических сведений.

В соответствии со ст. 27 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.02.2011) «О прокуратуре Российской Федерации»в полномочия прокурора при осуществлении возложенных на него функций в числе предусмотренных указанной статьей входит, в том числе, и принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. При этом, при этом, осуществление указанных функций предусматривает использование полномочий, предусмотренные ст.22 Федерального закона.

Довод администрации ЯГП о незаконном вмешательстве прокуратуры Хорольского района в деятельность администрации по основаниям отсутствия полномочий на проведение оперативно-розыскной деятельности до совершения правонарушения и получения информации об этих обстоятельствах, суд также находит надуманным и необоснованным на законе. Так как осуществление надзорной деятельности прокурора не находится во взаимосвязи с задачами ОРД, перечень которых установлен ст.2 ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», кроме того, производство оперативно-розыскных действий регламентируется уголовно-процессуальным законодательством, тогда как требование прокурора о предоставлении сведений и документов указанными нормами не охватывается. Оспаривание оперативно-розыскных действий производится в порядке, предусмотренном главой 16 УПК РФ, но никак не в порядке гражданского судопроизводства.

Не могут быть приняты судом во внимание и доводы администрации в части вмешательства прокуратуры Хорольского района в деятельность органа самоуправления, которая посредством направления требований, аналогичных оспариваемому, парализует деятельность органа при осуществлении целей и задач местного значения, поскольку в настоящем судебном заседании достоверно установлено, что требования зам. прокурора об истребовании сведений и документов было обусловлено необходимостью принятия дополнительных мер в целях проверки соблюдения законодательства об охране лесов и территорий населенных пунктов от лесных пожаров, при этом перечень законов, при соблюдении которых выявлялись нарушения действующего законодательства, допускаемые органами местного самоуправления, имеется в Указании прокуратуры края от 29.03.2011г.

В данной связи суд считает несостоятельным довод представителей администрации ЯГП со ссылкой на рекомендации межведомственного совещания от 22.04.2011г.,     так как меры по исключению из надзорной практики случаев необоснованного истребования документов, материалов, статистических и иных сведений, а также проверок органами местного самоуправления законодательства, рекомендованы прокурорам городов и районов только в том случае, когда отсутствуют законные основания.

В соответствии со ст.4 ФЗ «О прокуратуре РФ» следует, что прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Таким образом, с учетом принципа единоначалия, задание вышестоящего прокурора является обязательным для нижестоящего, нижестоящий прокурор обязан в полном объеме и в установленный срок выполнить задание, поручение вышестоящего прокурора. Вопрос обоснованности проверки - это не его вопрос, а вышестоящего прокурора, направившего задание, в данной связи довод представителя администрации ЯГП, полагающего, что одним из оснований незаконности требования зам.прокурора Полянцевой О.Г. является не проверка нарушения или исполнения закона, а всего лишь слепое исполнение указания вышестоящего прокурора, также не может быть принят судом обоснованным, так как не основан на законе.

В соответствии с ч.2 ст.5 ФЗ «О прокуратуре РФ» следует, что прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством, а, также учитывая, что форма требования прокурора не установлена ни одним нормативным документом, суд находит необоснованным довод представителей администрации ЯГП в части недопустимости отсутствия в оспариваемом требовании указаний на причины проверки и на нормы законодательства как нарушенного, так и регулирующего основания проверки.

Организация постоянного контроля за своевременным исполнением мероприятий, предусмотренных долгосрочной целевой программой «Пожарная безопасность», утвержденной Постановлением Правительства РФ и прокурорский надзор за исполнением законодательствао пожарной безопасностиявляются одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры, поскольку повышает эффективность мероприятий по минимизации риска пожаров, угроз жизни и здоровью людей. Принятие органами прокуратуры превентивных мер, жесткий и принципиальный подход территориальных прокуроров к своевременной реализации поднадзорными органами местного самоуправления предоставленных федеральным законодательством полномочий, приводит к исключению фактов перехода пожаров с лесных территорий на населенные пункты, в противном случае, неосуществление надзорной деятельности может повлечь человеческие жертвы, причинение населению материального ущерба.

Таким образом, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемых действий зам.прокурора Хорольского района Полянцевой О.Г. действующему законодательству, в соответствии с которым прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, в том числе органов местного самоуправления, необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, а поэтому оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать действия заместителя прокурора Хорольского района Полянцевой О.Г., выразившихся в направлении требования о предоставлении в прокуратуру сведений и документов от 11.04.2011г. № 31-4, совершенными в соответствии с законом и в пределах установленных должностных полномочий.

Заявление главы <данные изъяты> поселения Чудайкина А.Л., оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня изготовления в окончательной форме мотивированного решения путем подачи жалобы через Хорольский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2011г.

Председательствующий: (подпись)

<данные изъяты>

<данные изъяты>