2-437/2011г.



Дело №2-437/2011                                                                                                                <данные изъяты>                                                                                                      

                                                                     РЕШЕНИЕ

                                                 Именем Российской Федерации        

15 июня 2011г.                                                                                                          с.Хороль

Хорольский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи                                                                           Хвостовой Н.А.

при секретаре                                                                                                    Филипповой М.В.

       Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Штепа Натальи Евгеньевны к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1 имени В.М.Пучковой» с.Хороль Хорольского района Приморского края о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы за период с 01.09.2007г. по 30.04.2011г. и взыскании недоплаченной заработной платы за указанный период с учетом индексации - в размере 41217 руб. 42 коп.,

                                                                 УСТАНОВИЛ:

       В Хорольский районный суд Приморского края обратилась Штепа Н.Е. с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1 имени В.М.Пучковой» с.Хороль Хорольского района Приморского края о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы за период с 01.09.2007г. по 30.042011г. и взыскании недоплаченной заработной платы за указанный период с учетом индексации, указав, что она работает в данной школе в должности учителя истории и обществознания с 18.08.1988г. по настоящее время. До сентября 2007г. оплата ее труда производилась с учетом 25% доплаты тарифной ставки за работу в государственном учреждении в сельской местности. Данная доплата начислялась за фактически отработанное время, т.е. на всю учебную нагрузку. С 01.09.2007г. по 30 апреля 2011г. указанная надбавка выплачивалась только за 18 час. (норму учебной нагрузки), хотя в этот период ее нагрузка была больше 18 час. Все это привело к значительному снижению ее заработной платы и ухудшении материального положения. О том, что начисления ей производились неправильно, она узнала только в апреле 2011г. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, истица просит обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы за период с 01.09.2007г. по 30.04.2011г. в соответствии с установленными законом методиками, взыскать с ответчика невыплаченную ей сумму надбавки с учетом индексации в размере 41217 руб. 42 коп. и судебные расходы, связанные с оплатой справки органа статистики в размере 267 руб. 80 коп.

       В судебном заседании истица Штепа Н.Е. уточнила исковые требования, поддерживая их по указанным в иске доводам, и просила взыскать с ответчика недоплаченную ей за период с 01.09.2007г. по настоящее время надбавку за работу в сельской местности с учетом индекса потребительских цен и денежную компенсацию - в сумме 41217 руб. 42 коп., указанные в иске судебные расходы, а также обязать ответчика производить начисления и выплачивать 25% надбавку за работу в сельской местности - за период июнь-август 2011г.

       Представитель ответчика Панченко Т.М. исковые требования признала частично - в части требований о взыскании доплаты за период с 01.09.2007г. по май 2011г. включительно, в остальной части возражала, ссылаясь на отсутствие финансирования. Пояснила, что с 01 сентября 2011г. предусматривается переход на новую систему оплаты труда в сфере образования, в связи с чем предполагается отмена спорной доплаты за работу в сельской местности.

       Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

       Судом установлено, что истица Штепа Н.Е. с 18.08.1988г. работает у ответчика в должности учителя истории, что подтверждается справкой ответчика от 23.05.2011г. №76, копией трудовой книжки, копией трудового договора от 01.09.2007г., объяснениями истца.

       Судом установлено, что истица в спорный период имела следующую учебную нагрузку:

       в 2007-2008 учебном году - 30 час., что подтверждается выпиской из приказа по школе от 01.09.2007г. №283;

       в 2008-2009 учебном году - 33 час., что подтверждается выпиской из приказа по школе от 01.09.2008г. №368;

       в 2009-2010 учебном году - 27,5 час., что подтверждается выпиской из приказа по школе от 01.09.2009г. №143/3;

       в 2010-2011 учебном году - 23 час, что подтверждается выпиской из приказа по школе от 01.09.2010г. №151/3.

       Согласно справке ответчика, предполагаемая сумма недоплаты сельской надбавки истице, причитающаяся к выплате за минусом налога на доходы физических лиц, за период с 01.09.2007г. по 31 мая 2011г. составляет 31245 руб. 25 коп.

       Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.

       В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) учителям 5-11 (12) классов общеобразовательных учреждений составляет 18 часов в неделю. За преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере в порядке, определяемом Министерством образования и науки Российской Федерации.

       Положениями ст.22 Закона РСФСР от 21.12.1990г. №438-1 «О социальном развитии села» было предусмотрено повышение на 25% оклада и тарифной ставки специалистам народного образования, работающим на селе по сравнению со ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях.

       Данный Закон РСФСР с 01.01.2005г. был признан утратившим силу (п.1 ст.156 ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

       При этом ст.153 ФЗ №122 от 22.08.2004г. был установлен принцип, в соответствии с которым при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего ФЗ нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004г.

       Согласно ст.135 ТК РФ, условия оплаты труда не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

       Законом Приморского края от 29 декабря 2004г. №218-КЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из краевого бюджета» (с последующими изменениями и дополнениями) установлена доплата к тарифной ставке (окладу) за работу в государственном учреждении, расположенном в сельском населенном пункте, работникам государственных учреждений, финансируемых из краевого бюджета, - 25% с 01.01.2007г. Положения данного Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2005г. (ст.10 Закона).

       Решением Думы Хорольского муниципального района Приморского края от 29.12.2004г. (в ред. решения от 14.07.2009г. №25) доплата в размере 25% за работу в бюджетном учреждении, расположенном в сельском населенном пункте, устанавливалась к тарифной ставке (должностному окладу).

       В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ №АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ №96 от 26.10.2004г. «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005г.» повышение ставок заработной платы и должностных окладов на 25% осуществляется специалистам и руководящим работникам за работу в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, с учетом объема учебной нагрузки (педагогической работы).

       Согласно Постановлению администрации Приморского края №354-па от 18.12.2009г. финансирование оплаты труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе и школы-ответчика, осуществляется из краевого бюджета.

       Из материалов дела и объяснений истицы установлено, что в спорный период - с 01.09.2007г. по май 2011г. включительно истица выполняла работу учителя сверх установленных Правительством РФ 18 часов в неделю, однако надбавка в размере 25% за работу в сельской местности начислялась и выплачивалась только на 18 часов отработанного времени, а сверх отработанного времени выплачивалась только тарифная ставка без начисления на нее 25% доплаты.

       Анализ действующего законодательства позволяет суду прийти к выводу о том, что 25% доплата к тарифной ставке должна выплачиваться педагогическим работникам в сельской местности за фактически отработанное время.

       При таких обстоятельствах, поскольку нарушение трудового законодательства, выразившееся в недоплате истцу заработной платы, допущено по вине ответчика-школы, которая является юридическим лицом, исковые требования истца о взыскании недополученной доплаты за период с 01.09.2007г. по 31.05.2011г. согласно представленной справки - в размере 31245 руб. 25 коп. подлежат удовлетворению.

       С учетом изложенных норм закона подлежат удовлетворению и требования истца о возложении на ответчика обязанности по начислению и выплате 25% доплаты за работу в сельской местности - к тарифной ставке за фактически отработанное время - в период июнь-август 2011г.

       Поскольку данный спор возник из трудовых отношений, то в данном случае ответственность работодателя за несвоевременную выплату причитающейся доплаты, наступает в виде возложения обязанности по выплате причитающихся сумм с уплатой процентов (денежной индексации) на основании ст.236 ТК РФ.

       При этом в силу ст.134 ТК РФ индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен определяется не усмотрением сторон, а осуществляется соответствующими организациями за счет средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Оснований для применения ст.134 ТК РФ в спорных отношениях суд не усматривает.

       В силу ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

       С учетом названной нормы закона суд в пользу истца с ответчика взыскивает проценты (денежную компенсацию) с учетом действовавших в спорный период ставок рефинансирования Центрального Банка России, установленных соответствующими указаниями Банка России.

       Согласно п.5.1.3 трудового договора, заключенного между сторонами 01.09.2007г., заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца - 5 и 20 числа каждого месяца.

       Ко взысканию денежной компенсации за спорный период подлежит 23 руб. 52 коп. При этом судом указанная сумма рассчитана исходя из следующего механизма: недоплаченная сумма за соответствующий месяц умножается на действовавшую в спорный период ставку рефинансирования Банка России, умножается на 1/300, делится на среднее количество дней в году, применяемое для исчисления процентов (360), и умножается на количество дней задержки выплаты. При расчете данных сумм суд исходит из того, что срок выплаты заработной платы наступает 05 числа месяца, следующего за истекшим. Денежная компенсация за сентябрь 2007г. рассчитана с учетом изложенного механизма и составляет 1 руб. 06 коп. (846 руб. 60 коп. х 10% (ставка рефинансирования) : 100 : 1/300 : 360 (количество дней в году) х 1348 дней (срок задержки) = 1 руб. 06 коп.). Денежная компенсация за октябрь 2007г. рассчитана с учетом изложенного механизма и составляет 1 руб. 03 коп. (798 руб. 70 коп. х 10% (ставка рефинансирования) : 100 : 1/300 : 360 (количество дней в году) х 1317 дней (срок задержки) = 1 руб. 03 коп.). Аналогичным образом судом рассчитана денежная компенсация за все последующие месяцы - по май 2011г. включительно. Общий размер денежной компенсации, рассчитанный судом согласно указанного механизма, составляет 23 руб. 52 коп.

       В соответствии со ст.333.19 ч.1 п.1 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина пропорционально удовлетворенной сумме иска (исходы из цены иска 31268 руб. 77 коп.) - в размере 1138 руб. 06 коп.

       Что касается требований истца о взыскании расходов по оплате справки органа статистики в размере 267 руб. 80 коп., то учитывая, что судом по требованию истца взыскана денежная компенсация с применением ставки рефинансирования Банка России, а не индексация с учетом индекса потребительских цен, оснований для взыскания с ответчика данных судебных издержек суд не усматривает.

       На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                                 РЕШИЛ:

       Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 имени В.М.Пучковой» с.Хороль Хорольского района Приморского края в пользу Штепа Натальи Евгеньевны невыплаченную доплату за работу в сельской местности за период с 01 сентября 2007г. по 31 мая 2011г. - в размере 31245 руб. 25 коп., денежную компенсацию по состоянию на 15 июня 2011г. - в размере 23 руб. 52 коп., а всего - 31268 руб. 77 коп.

       Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени В.М.Пучковой» с.Хороль Хорольского района Приморского края произвести начисление и выплату 25% доплаты за работу в сельской местности - к тарифной ставке за фактически отработанное время - в период июнь-август 2011г.

       В остальной части иска и взыскании судебных расходов - отказать.

       Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 имени В.М.Пучковой» с.Хороль Хорольского района Приморского края госпошлину в доход местного бюджета в размере 1138 руб. 06 коп.

       Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения суда через Хорольский районный суд.

Судья

Мотивированное решение

изготовлено 20 июня 2011г.