РЕШЕНИЕ
18 апреля 2011г. с. Хороль
Судья Хорольского районного суда Приморского края Ищенко И.А., рассмотрев протест прокурора Хорольского района на постановление мирового судьи судебного участка № 92 Хорольского района Приморского края от 30 марта 2011г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Чудайкина Александра Леонидовича,
УСТАНОВИЛ:
В Хорольский районный суд Приморского края обратился прокурор Хорольского района с протестом на постановление мирового судьи судебного участка № 92 Хорольского района Приморского края от 30 марта 2011г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Чудайкина А.Л., указав, что 30 марта 2011г. мировым судьей судебного участка № 93 Хорольского района Приморского края Сарычевым В.И. по делу административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы администрации Ярославского городского поселения Чудайкина А.Л. вынесено постановление о прекращении производства по делу за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Вынося указанное решение, судья мотивировал тем, что у Чудайкина А.Л. отсутствовал умысел на совершение вменяемого ему административного правонарушения, что здание администрации Ярославского городского поселения не является новым объект строительства, введенным в эксплуатацию в период исполнения Чудайкин А.Л. обязанностей главы Ярославского городского поселения, построено 1973 году, отсутствуют сведения об использовании выделенных бюджетом денежных средств на эти цели не по назначению. Однако, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, мест отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Из этой нормы закона следует, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, к которым относятся и административные здания. Объективную сторону правонарушения составляют действия либо бездействие, выраженные в несоблюдении установленного порядка обеспечения доступности данных объектов в соответствии с техническими регламентами. Субъектом правонарушения выступают должностные лица и физические лица. Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности. Из материалов дела усматривается, что в администрации Ярославского городского поселения не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов. При этом денежные средства в размере 40 000 рублей предусмотрены в бюджете поселения, и планируется в соответствии с соглашением между администрацией Ярославского городского поселения и представителем общества инвалидов п. Ярославский изготовление пандуса для беспрепятственного доступа инвалидов в здание во втором квартале 2011 года. Чудайкиным АЛ. административное правонарушение предусмотренное ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершено по неосторожности. В соответствии с ч. 2 ст. 26 Устава Ярославского городского поселения Хорольского муниципальною района Приморского края глава администрации Ярославского городского поселения руководит администрацией Ярославского городского поселения на принципам единоначалия и осуществляет полномочия, в том числе по владению пользованию и распоряжению муниципальной собственностью Ярославского городского поселения, организует работу по разработке проекта местного бюджета, предоставляет его на рассмотрение муниципального комитета Ярославского городского населения. Неправильное определение обстоятельств административного правонарушения не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При указанных обстоятельствах вывод мирового судьи об отсутствии в действиях главы Ярославского городского поселения Чудайкина АЛ. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не правомерен. Просит постановление мирового судьи судебного участка № 92 Хорольского района Приморского края Сарычева В.И. от 30 марта 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Чудайкина А.Л. отменить и дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье участка № 92 Хорольского района Приморского края в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания.
В судебном заседании помощник прокурора Хорольского района Федоренко О.В. протест поддержала по указанным основаниям. Просит суд отменить постановление мирового судьи судебного участка № 92 Хорольского района Приморского края Сарычева В.И. от 30 марта 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Чудайкина А.Л. и дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье участка № 92 Хорольского района Приморского края в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания.
В судебном заседании апелляционной инстанции Чудайкин А.Л. протест прокурора не признал и пояснил, что с постановлением мирового судьи Сарычева В.И. о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 14 марта 2011г., в отношении него, как главы администрации Ярославского городского поселения согласен, считает его законным, обоснованным и не подлежащим отмене. В протесте заместителем прокурора района Полянцевой О.Г. не представлено ни каких новых доказательств его вины. Все указанные в нем доводы рассматривались в суде первой инстанции и оспаривается данная судом их оценка. Согласно ст. 26.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, верно выяснены обстоятельства подлежащие выяснению по делу: наличие события административного правонарушения; наличие состава административного правонарушения. Заместителем прокурора разрываются требования, предусмотренные ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ, которые устанавливают объективную сторону правонарушения ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Здание администрации Ярославского городского поселения, является капитальным строением и построено в 1973году. До принятия обозначенного закона. Любое внесение изменений в его конструкцию, требует проектных решений и является реконструкцией (Градостроительный кодекс РФ). При проведении плановой реконструкции, которая согласно заключенного соглашения с обществом инвалидов, планируется на второй квартал 2011 года, такие требования были бы исполнены. И это соответствует абзацу 4. ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ, т.к. в зимний период осуществление такой деятельности нецелесообразно и более затратно. Тем более, что в бюджете поселения на эти цели, и это отмечает прокуратура, предусмотрено 40000 рублей. Он утвержден и сформирован еще в декабре 2010г. с учетом абзаца 3 обозначенного закона. В связи с чем не понятно в чем прокуратура района установила правонарушение ст. 9.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть «уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур», ведь еще не наступило: время реконструкции здания; не истек срок исполнения бюджета 2011г.; не истек срок соглашения с обществом
В Ярославском городском поселении должность главы администрации Ярославского городского поселения Уставом Ярославского городского поселения не предусмотрена. Эти обстоятельства соответствуют требованиям ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ. Наличие такой должности возможно только по результатам конкурса на замещение указанной должности. С учетом указанной выше статьи и ст. 26 Устава Ярославского городского поселения, он осуществляет полномочия и совмещает должность главы Ярославского городского поселения с должностью главы Ярославского городского поселения - главы администрации Ярославского городского поселения, каждая из которых является самостоятельным субъектом в органах местного самоуправления. Вынесение постановления на должностное лицо, не предусмотренное в структуре администрации муниципалитета Уставом Ярославского городского поселения - является незаконным. Отсутствует субъект, привлекаемый к административной ответственности.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прокурора Хорольского района от 14 марта 2011г., в отношении главы администрации Ярославского городского поселения Чудайкина А.Л. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, за то что 10 марта 2011г., при проведении прокуратурой Хорольского района проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, выявлен факт нарушения администрацией Ярославского городского поселения в лице Чудайкина А.Л., требований законодательства, предусматривающего обеспечение условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры установлено, что администрация Ярославского городского поселения осуществляет прием населения в здании Администрации Ярославского городского поселения, расположенном <адрес>. Вход в администрацию Ярославского городского поселения не оснащен пандусами и другими специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам, использующих кресла-коляски и собак проводников, беспрепятственно проникать и передвигаться внутри здания что существенно затрудняет им доступ к посещению Администрации. Вместе с тем входы в общественные здания для инвалидов должны снабжаться пандусом или иным приспособлением для беспрепятственного доступа во внутренние помещения. Ширина пандуса должна составлять не менее 1 м (Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001 п. 3.29). При этом наружные лестницы при входе в здания должны быть ограждены, если их высота превышает 0,45 м (Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001 п. 3.32;Устройства опорные стационарные реабилитационные ГОСТ Р 51261-99 (п. 5.1-5.3). Согласно данным документам, поверхность преимущественно круглого поручня должна быть непрерывной и гладкой, без зазоров. Горизонтальное завершение и начало поручня делается скругленным и выступает на 30 см от ступеней. Высота поручней составляет 900 и 700 мм для разных возрастных категорий. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организации, независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Главой Администрации Ярославского городского поселения является Чудайкин А.Л., в обязанности которого входит и обеспечение соблюдения действующего законодательства при осуществлении деятельности Администрации Ярославского городского поселения, соблюдение технических норм к помещениям объектов социальной инфраструктуры. При этом главой администрации Чудайкиным А.Л., до настоящего времени не приняты никакие меры по обеспечению равной доступности в здание Администрации всех граждан, включая инвалидов.
Согласно постановления мирового судьи судебного участка № 92 Хорольского района Приморского края от 30 марта 2011г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Чудайкина А.Л. прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Согласно удостоверения, Чудайкин А.Л. избран главой Ярославского городского поселения с 19 октября 2010 года.
В соответствии со ст. 15 Федерального Закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ ( в редакции от 09.12.2010 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»... органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры
Согласно части 2 данной статьи разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и иных комплексов, без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.
Мировым судьей установлено, что здание администрации Ярославского городского поселения не является новым объектом строительства, введенным в эксплуатацию в период исполнения Чудайкиным А.Л. обязанностей главы Ярославского городского поселения, установлено также, что в указанный период здание не подвергалось реконструкции. Здание администрации введено в эксплуатацию в 1973 году.
В материалах административного производства отсутствуют сведения, что на реконструкцию здания администрации городского поселения местным бюджетом, либо бюджетом субъекта РФ выделялись средства в части исполнения требовании ст. 15 Закона РФ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», однако данные средства не были Главой администрации использованы, либо были использованы не по прямому назначения.
Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В суде апелляционной инстанции установлено, что во втором квартале 2011г. администрацией Ярославского городского поселения главой которого является Чудайкин А.Л., выделены денежные средства для установки пандусов в данном учреждении, установка их согласована с обществом инвалидов во втором квартале 2011 г., ранее денежные средства на эти цели не выделялись.
Судом апелляционной инстанции установлено, что до возбуждения дела об административном правонарушении, никаких предписаний о приведении общественного здания и оборудовании его пандусами и другими специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно проникать и передвигаться внутри здания, в отношении главы Ярославского городского поселения не выносилось, срок для устранения нарушений не предоставлялся, денежные средства на эти цели не выделялись, проектно-сметная документация не составлялась, заключение о возможности установки пандусов в здании администрации не выносилось. При возбуждении административного производства не учтено время года, в котором необходимо устранить нарушения, заслуживают внимания доводы Чудайкина А.Л. о том, что в зимний период времени года реконструкция уличной части здания затруднительна и значительно дороже.
Апелляционный суд считает, что законодательство не предусматривает обязательного привлечения к административной ответственности, должностных лиц, не обеспечивших доступ для инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, необходимо предоставить разумный срок для устранения нарушений. Прокурору законом предоставлено право прокурорского реагирования в защиту инвалидов в том числе, и путем предъявления иска в суд в порядке гражданского судопроизводства, данное право прокурором может быть использовано.
В постановлении о возбуждении дела об административном производстве неправильно поименована должность должностного лица в отношении которого возбуждено административное производство, Чудайкин А.Л. согласно Устава, является Главой Ярославского городского поселения -Главой Администрации Ярославского городского поселения.
Судом апелляционной инстанции не установлено каких либо существенных нарушений процессуальных норм, допущенных мировым судьей, при рассмотрении административного дела, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении. Оснований для отмены постановления и возвращении дела на новое рассмотрение мировому судье в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, суд апелляционной инстанции считает нет, прокурор не является потерпевшим по делу.
Суд апелляционной инстанции считает, что постановление мировым судьей мотивировано, содержит ссылку на нормы права, оснований для отмены постановления нет.
Руководствуясь ст. 30. 6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 92 Хорольского района Приморского края от 30 марта 2011г.о прекращении в отношении Чудайкина Александра Леонидовича производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, протест прокурора Хорольского района - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья -