РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Хоринск 21 апреля 2010 г.
Федеральный судья Хоринского районного суда Дандарова Н.Д., единолично, при секретаре Норбоевой Б.Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Хоринского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Хоринский район» о признании бездействия незаконным и обязывании принять меры по регистрации права собственности на гидротехнические сооружения
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Хоринского района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений.
Проверкой установлено, что на территории муниципального образования «Хоринский район» находится 7 гидротехнических сооружений: защитная дамба ..., дамба ..., дамба ..., отводной канал ..., дамба ..., отводной канал ..., водохранилище (пруд) реки .... Указанные объекты являются противопаводковыми объектами.
В соответствии с постановлениями главы муниципального образования «Хоринский район» от 06.05.2005 г. Номер обезличен и Номер обезличен от Дата обезличена г. «О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в собственность МО «Хоринский район», приняты решения о принятии вышеуказанных объектов, а также пруда реки ... и водохранилища реки ... в собственность муниципального образования «Хоринский район».
Решением Совета депутатов МО «Хоринский район» Номер обезличен от Дата обезличена г. пруд реки ... и водохранилище реки ... исключены из объектов противопаводковых сооружений района.
До настоящего времени право собственности на указанные объекты муниципальным образованием «Хоринский район» не зарегистрировано.
В реестре объектов недвижимости (зданий, сооружений, строений), находящихся в собственности муниципального образования «Хоринский район», утвержденном решением Совета депутатов МО «Хоринский район» Номер обезличен от Дата обезличена г., указанные объекты не состоят.
Прокурор Хоринского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации МО «Хоринский район» по непринятию мер по регистрации права собственности на гидротехнические сооружения, расположенные на территории МО «Хоринский район», и обязать муниципальное образование «Хоринский район» принять меры по регистрации права собственности на гидротехнические сооружения защитная дамба ..., дамба ..., дамба ..., отводной канал ..., дамба ..., отводной канал ..., водохранилище (пруд) реки ....
На судебном заседании помощник прокурора Хоринского района Никольский И.В. исковое заявление поддерживает полностью.
На судебном заседании представители МО «Хоринский район» Лхамажапов Б.Б., Цыренов В.В. с заявлением согласны, и пояснили, что отсутствуют денежные средства для проведения мероприятий, направленных на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В обоснование заявления представлены:
- решение Номер обезличен от Дата обезличена г. об утверждении реестра объектов недвижимости МО «Хоринский район» с приложенным реестром. (нет гидротехнических сооружений)
- копия Устава МО «Хоринский район», где указаны в п.п. 4,18 ч.3 ст.40 что в собственности района может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- объяснение Цыренова В.В. ведущего специалиста ... администрации МО «Хоринский район», из которого следует, что мероприятия по оформлению права собственности гидротехнических сооружений не завершены;
- копия письма МО «Хоринский район» по гидротехническим сооружениям;
- копия решения об исключении объектов - пруд ... и водохранилища ... из списка противопаводковых сооружений района;
- копия постановления «О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в собственность муниципального образования Хоринского района с приложением;
Суд выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с п.7,21 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
В соответствии с п.5,19 ч.3 ст.50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных районов могут находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Аналогичные положения установлены в п.п. 4,18 ч.3 ст.40 Устава МО «Хоринский район».
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения – это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
В соответствии со ст. 9 указанного закона собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», действие Федерального закона распространяется на гидротехнические сооружения, указанные в ст. 3 закона, повреждения которых могут привести к чрезвычайным ситуациям.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации,
В данном случае ответчиком не представлены доказательства, что им принимались меры по регистрации в установленном законе порядке права собственности на гидротехнические сооружения, и иск прокурора им не оспаривается.
Таким образом, исковые требования прокурора Хоринского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, и если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии со ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований;
В данном случае в соответствии 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, в случаях предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
Таким образом, по данному делу госпошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Хоринского района - удовлетворить.
Признать незаконными бездействия администрации муниципального образования «Хоринский район» по не регистрации в установленном законе порядке права собственности на гидротехнические сооружения защитная дамба ..., дамба ..., дамба ..., отводной канал ..., дамба ..., отводной канал ..., водохранилище (пруд) реки ....
Обязать МО «Хоринский район» в срок до 1 декабря 2010 года принять меры по регистрации права собственности на гидротехнические сооружения - защитная дамба ..., дамба ..., дамба ..., отводной канал ..., дамба ..., отводной канал ..., водохранилище (пруд) реки ....
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток с момента оглашения.
Судья: