РЕШЕНИЕ о признании бездействия незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Хоринск 21 апреля 2010 г.

Федеральный судья Хоринского районного суда Дандарова Н.Д., единолично, с участием помощника прокурора Хоринского района Никольского И.В., при секретаре Норбоевой Б.Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Хоринского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Хоринский район» о признании незаконным бездействия администрации МО «Хоринский
район» по обеспечению пожарной безопасности объектов по производству и
передаче теплоэнергии, и об обязывании администрации МО «Хоринский район» осуществить монтаж пожарной сигнализации в бытовых помещениях котельных, расположенных в ... по адресам: ... (налоговой инспекции), ... (детского сада наименование1), Больничного городка (ЦРБ), ... (ТУСМ-3); обеспечить наружное пожарное водоснабжение для котельных, расположенных в ... района по адресам: ... (налоговой инспекции), ... (ТУСМ-3),

УСТАНОВИЛ:.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на объектах жилищно-коммунального хозяйства района, в ходе которой выявлены следующее:

10.03.2009 г. между МО «Хоринский район» (собственником) и ЮЛ1 (пользователем) был заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имущественным комплексом - Номер обезличен, в соответствии с которым пользователь принимает в безвозмездное пользование имущественный комплекс по производству и передаче теплоэнергии, водоснабжения для использования в целях организации производства теплоэнергии и ее передачи потребителям бюджетной сферы.

Срок договора: с 01.03.2009 г. по 3 1.12.2009 г.

30.06.2009 г. между МО «Хоринский район» (арендодателем) и ЮЛ1 (арендатором) заключен договор аренды муниципального имущественного комплекса - Номер обезличен, в соответствии с которым арендатор принимает в аренду имущественный комплекс по производству и передаче теплоэнергии, водоснабжения для использования в целях организации производства теплоэнергии и ее передачи потребителям бюджетной сферы и населению.

Срок договора: с 01.07.2009 г. по 31.12.2009 г.

С 01.01.2010 г. вышеуказанный имущественный комплекс используется ЮЛ1 на основании договора аренды Номер обезличен, заключенного Дата обезличена г.

Имущество передано арендатору на основании акта приема-передачи.

Проверкой установлено что по состоянию на 25.02.2010 г. в нарушение требований федерального законодательства не осуществлен монтаж пожарной сигнализации в бытовых помещениях котельных, расположенных по адресам: ... (налоговой инспекции), ... (детского сада наименование1»), Больничного городка ЦРБ), ... (ТУСМ-3).

Стоимость монтажа пожарной сигнализации на одном объекте составляет 20467 руб., всего на устранение нарушений необходимо финансовых средств в размере 81868,12 руб., что подтверждается договором Номер обезличен, заключенным Дата обезличена г. между ЮЛ1 и ЮЛ2». Работы не произведены в связи с отсутствием возможности у арендатора произвести предоплату подрядчику в размере 24560,36 руб.

Также установлено, что не устранены нарушения в части обеспечения наружного пожарного водоснабжения для котельных расположенных по адресам: ... (налоговой инспекции), ... (ТУСМ-3).

Для устройства наружного пожарного водоема для каждой котельной необходимо 140728 руб., всего 281456 руб., что подтверждается локальными сметами, составленными ЮЛ3

Обязанности по устранению недостатков имущества в данном случае несет МО «Хоринский район» как собственник по следующим основаниям.

Установлено, что в настоящее время имущественный комплекс по производству и передаче теплоэнергии, водоснабжения, фактически используемый в целях организации производства теплоэнергии и ее передачи потребителям бюджетной сферы и населению ЮЛ1 в установленном законом порядке не передан пользователю в аренду.

Прокурор Хоринского района предъявляет иск о признании незаконным бездействия администрации МО «Хоринский район» по обеспечению пожарной безопасности объектов по производству и передаче теплоэнергии, и об обязывании администрации МО «Хоринский район» осуществить монтаж пожарной сигнализации в бытовых помещениях котельных, расположенных в ... района по адресам: ... (налоговой инспекции), ... (детского сада наименование1»), Больничного городка (ЦРБ), ... (ТУСМ-3); обеспечить наружное пожарное водоснабжение для котельных, расположенных в ... района по адресам: ... (налоговой инспекции), ... (ТУСМ-3).

На судебном заседании помощник прокурора Хоринского района Никольский И.В. иск поддерживает полностью.

Представитель ответчика администрации МО «Хоринский район» FIO4 иск признает в полном объеме, при этом для полного устранения нарушений просит предоставить срок по 31 декабря 2010 года, при этом им представлена справка о стоимости затрат в сумме 363324,12 рублей.

Представитель 3-го лица ЮЛ1 на стороне истца FIO5 иск поддерживает полностью.

В обоснование иска представлены:

- договора безвозмездного пользования муниципальным имущественным комплексом - Номер обезличен, Номер обезличен заключенные между МО «Хоринский район» (арендодателем) и ЮЛ1 (арендатором) в соответствии с которым пользователь принимает в безвозмездное пользование имущественный комплекс по производству и передаче теплоэнергии, водоснабжения для использования в целях организации производства теплоэнергии и ее передачи потребителям бюджетной сферы.

- акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности на объектах ЖКХ от 12 сентября 2009 года, где отражены все нарушения требований пожарной безопасности.

- справка генерального директора ЮЛ1 FIO6, из которой следует, что по состоянию на 8 апреля 2010 года не устранены предписания госпожнадзора на объектах ЖКХ.

Суд выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст.38 ФЗ «О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества;руководители органов местного самоуправления;лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

Согласно п.7 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Статьей 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) устанавливается, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Частью 1 статьи 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

В данном случае договор аренды муниципального имущественного комплекса Номер обезличен, заключенный Дата обезличена г. не зарегистрирован в установленном законом порядке, и не дает оснований для возложения ответственности за ненадлежащее состояние имущества на арендатора.

Также ранее, в период действия заключенных между сторонами договора безвозмездного пользованиям? Номер обезличен от Дата обезличена г., договора аренды Номер обезличен от Дата обезличена. у арендатора не возникало обязанностей по выполнению работ по обеспечению пожарной безопасности имущества.

В соответствии с ч.1 ст. 693 ГК РФ, ссудодатель отвечает за недостатки вещи, которые он умышленно или по грубой неосторожности не оговорил при заключении договора безвозмездного пользования. При обнаружении таких недостатков ссудополучатель вправе по своему выбору потребовать от ссудодателя безвозмездного устранения недостатков вещи или возмещения своих расходов на устранение недостатков вещи либо досрочного расторжения договора и возмещения понесенного им реального ущерба.

То есть, по смыслу законодательства, передача имущества в безвозмездное пользование не освобождает собственника от обязанности предоставить его в состоянии, соответствующем его назначению, и от ответственности за его недостатки.

В соответствии с ч.1 ст. 612 Гражданского кодекса РФ, арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.

Таким образом, МО «Хоринский район» обязан был предоставить имущество ЮЛ1 в безвозмездное пользование, в аренду в состоянии, соответствующим для использования в целях передачи тепловой энергии. Однако вышеуказанные недостатки имущества - несоответствие требованиям пожарной безопасности, являются основанием для приостановления деятельности предприятия сроком до 90 суток, что свидетельствует о невозможности использования имущества по назначению.

По данному факту прокуратурой района 25.02.2010 г. и.о. главы администрации МО «Хоринский район» FIO7 внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, в удовлетворении которой отказано.

Доводы отказа являются несостоятельными по следующим основаниям.

Довод о том, что в целях поддержки субъектов малого предпринимательства по согласованию с Управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ ЮЛ1 муниципальное имущество коммунальной инфраструктуры было передано в безвозмездное пользование, при этом в тарифы на тепловую энергию включены расходы по арендной плате в размере 1631,5 тыс. руб., и при рациональном использовании средств предприятием могли быть решены вопросы пожарной безопасности, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Так, установлено, что в целях реализации муниципальной помощи, предоставленной ЮЛ1 в размере включенной в тариф арендной платы, составлен план мероприятий, не включающий расходы на выполнение мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности; данный план мероприятий 23.03.2009 г. утвержден главой МО «Хоринский район». Указанное свидетельствует о том, что муниципальным образованием согласовано проведение предприятием - пользователем имущества, конкретных мероприятий по использованию средств муниципальной помощи, не включающей расходы по приведению переданного имущества в соответствие с требованиями пожарной безопасности. Каких-либо доказательств того, что между сторонами имелась договоренность об использовании средств муниципальной помощи на расходы по приведению в надлежащее состояние муниципального имущества, не имеется.

Необеспечение объектов теплоснабжения средствами пожарной безопасности создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории района, являются основанием для приостановления эксплуатации объектов жилищно-коммунальной сферы, чем нарушаются законные права граждан и организаций на защиту от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества.

В данном случае ответчиком не представлены доказательства, что им в момент проведения проверки выполнялись вышеуказанные требования пожарной безопасности, и иск прокурора им не оспаривается.

Таким образом, ответчиком действительно нарушены вышеперечисленные требования законодательства противопожарной безопасности, исковые требования прокурора Хоринского района подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, и если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии со ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований;

В данном случае в соответствии 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и также органы местного самоуправления;

Таким образом, по данному делу госпошлина взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Хоринского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Хоринский район» - удовлетворить.

Признать незаконным бездействия администрации МО «Хоринский
район» по обеспечению пожарной безопасности на объектах ЖКХ по производству и
передаче теплоэнергии.

Обязать администрацию МО «Хоринский район» в срок до 1 января 2011 года

1.Осуществить монтаж пожарной сигнализации в бытовых помещениях котельных, расположенных в ... по адресам:

... (налоговой инспекции),

... (детского сада наименование1»),

Больничного городка (ЦРБ),

... (ТУСМ-3);

2.Обеспечить наружное пожарное водоснабжение для котельных, расположенных в ... района по адресам: ... (налоговой инспекции), ... (ТУСМ-3)

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток с момента оглашения.

Судья