решение о признани бездействия незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июля 2010 г. с.Хоринск

Судья Хоринского районного суда РБ Мархаев П.С.

при секретаре Намсараевой В.Ж.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Хоринского района РБ в защиту интересов неопределенного круга лиц к

Администрации МО «Хоринский район» о признании бездействия по непринятию мер к постановке на учет как бесхозяйного имущества гидротехнических сооружений, расположенных на его территории незаконным, об обязании обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Хоринского района РБ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Хоринский район» о признании бездействия по непринятию мер к постановке на учет как бесхозяйного имущества гидротехнических сооружений, расположенных на его территории незаконным, об обязании обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений.

В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки установлено, что на территории ... расположено 7 гидротехнических сооружений (далее ГТС): защитные дамбы ..., отводные каналы ..., водохранилище (пруда) реки ....

Согласно информации Администрации МО «Хоринский район» вышеуказанные ГТС не являются собственностью района, на их балансе не состоят. Поскольку вышеуказанные ГТС являются бесхозяйными просил в соответствии с положениями ст.225 ГК РФ, ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» признать бездействие ответчика МО «Хоринский район» по непринятию мер к постановке на учет как бесхозяйного имущества гидротехнических сооружений, расположенных на его территории, об обязании ответчика МО «Хоринский район» обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений.

Определением суда от Дата обезличена г. в качестве соответчиков привлечены Администрации МО СП «Удинское», «Вернекурбинское», «Хоринское», «Верхнеталецкое», «Кульское».

В судебном заседании и.о. прокурора района Васильева А.Н. исковые требования изменила, просила признать незаконным бездействие МО «Хоринский район» по непринятию мер к постановке на учет как бесхозяйного имущества гидротехнических сооружений, расположенных на его территории, обязать МО «Хоринский район» обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений, поскольку бесхозяйные ГТС расположены на территории МО «Хоринский район».

В ходе настоящего судебного заседания представитель истца помощник прокурора Никольский И.В. просил признать бездействие Администрации МО СП «Удинское», «Вернекурбинское», «Хоринское», «Верхнеталецкое», «Кульское», Администрации МО «Хоринский район» по непринятию мер к постановке на учет как бесхозяйного имущества гидротехнических сооружений, расположенных на его территории незаконным, обязать ответчиков обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений, поскольку бесхозяйные ГТС расположены на территории ответчиков. В соответствии п.8 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Учитывая данное положение, а также положения ст.ст.3, 9 ФЗ «О безопасности гидротехничских сооружений», полагает, что наличие бесхозяйных ГТС создает реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, в связи с чем и в соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ ответчики обязаны обратиться в органы УФРС с соответствующим заявлением.

Представители Администраций МО СП «Удинское», «Вернекурбинское», «Хоринское», «Верхнеталецкое», «Кульское» в судебное заседании исковые требования прокурора признали в полном объеме. Также пояснили, что действительно все вышеуказанные объекты ГТС находятся в границах их сельских поселений. Также пояснили, что данные объекты ГТС находятся в непригодном для их эксплуатации состоянии, у них нет финансовых средств для приведения данных объектов ГТС в пригодное состояние, им необходимо будет обращаться за выделением необходимых финансовых средств для ремонта данных объектом ГТС в органы исполнительной власти Республики Бурятия. Поскольку в настоящее время бюджет Республики Бурятия утвержден, они не смогут в течение этого года исполнить решение суда.

Кроме того, необходимо произвести значительный объем работ по ремонту данных ГТС,

после чего определенное время займет регистрации данных объектов ГТС в УФРС по РБ

просили рассрочить исполнение решения суда на долгий срок.

Представитель Администрации МО «Хоринский район» Лхамажапов Б.Б. исковые требования не признал, пояснил, что в соответствии п.8 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Поэтому считает, что Администрация МО «Хоринский район» не обязана обращаться в УФРС по РБ с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных вышеуказанных ГТС, поскольку данные ГТС находятся в границах сельских поселений «Удинское», «Вернекурбинское», «Хоринское», «Верхнеталецкое», «Кульское».

Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что защитные дамбы ..., отводные каналы ..., ..., водохранилище (пруда) реки ..., расположены в административных границах МО СП «Удинское», «Вернекурбинское», «Хоринское», «Верхнеталецкое», «Кульское», что не отрицали и представители вышеуказанных сельских поселений.

Согласно информации Администрации МО «Хоринский район» вышеуказанные ГТС не являются собственностью района, на его балансе не состоят, право собственности на них не оформлено. Из сообщения Ростехнадзора Забайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вышеуказанные объекты ГТС в Российском регистре ГТС не значатся, ГТС являются бесхозяйными, согласно сообщения Федерального агентства водных ресурсов в 2010 году Администрацией Хоринского района РБ представлены сведения для включения в государственный водный реестр по следующим ГТС дамбы ..., ..., ..., ..., водохранилище на .... В представленных сведениях перечисленные ГТС числятся бесзхозяйными.

Согласно письма 1 заместителя главы Администрации Хоринского района РБ Илькова В.Д. на территории района числятся 7 ГТС а именно: защитные дамбы ..., ..., ..., ..., отводные каналы ..., ..., водохранилище (пруда) реки ....

Согласно ответов из УФРС по РБ от Дата обезличена года в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на следующие объекты отсутствуют, а именно на защитные дамбы ..., ..., ..., ..., отводные каналы ..., ..., водохранилище (пруда) реки ....

Согласно ответа из АУ РБ «Гостехинвентаризация Республиканское БТИ» от Дата обезличена г. в архиве Хоринского БТИ данные о регистрации права собственности на защитные дамбы ..., ..., ..., ..., отводные каналы ..., ..., водохранилище (пруда) реки ... отсутствуют и инвентаризация не проводилась.

Согласно информации МО «Хоринский район» защитная дамба ... находится на территории МО СП «Верхнеталецкое», дамба ..., отводной канал ... и водохранилище (пруд) реки ... находятся на территории МО СП «Удинское», дамба ... находится на территории МО СП «Хоринское», дамба ... находится на территории МО СП «Кульское», отводной канал ... находится на территории М СП «Верхнекурбинское».

Таким образом, из всего вышеперечисленного суд приходит к выводу, что защитные дамбы ..., ..., ..., ..., отводные каналы ..., ..., водохранилище (пруда) реки ... являются в настоящее время бесхозяйными.

Согласно п.8 ч.1 ст.14 ФЗ от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно Уставов сельских поселений к вопросам местного значения, в том числе, отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В соответствии со стст.ст.3, 9 ФЗ от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнических сооружений, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Частью 3 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Поскольку такого рода объекты расположены в административных границах МО СП «Удинское», «Вернекурбинское», «Хоринское», «Верхнеталецкое», «Кульское» суд приходит к выводу, что бездействие вышеуказанных ответчиков по непринятию мер к постановке на учет как бесхозяйного имущества гидротехнических сооружений, расположенных на их территориях является незаконным

Не обращение МО СП в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч.3 ст.225 ГК РФ, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Учитывая изложенное, суд считает возможным возложить на ответчиков МО СП «Удинское», «Вернекурбинское», «Хоринское», «Верхнеталецкое», «Кульское» обязанность обратиться в Управление федеральной регистрационной службы с заявлением о постановке гидротехнических сооружений на учет в качестве бесхозяйных.

Суд считает возможным определить срок для исполнения решения суда до Дата обезличена г., руководствуясь при этом требованиям ст.206 ГПК РФ, предусматривающей установление в решении такого срока в случае, если действия по устранению нарушений должны быть совершены ответчиком. Указанный срок является разумным, достаточным для решения всех вопросов, связанных с устранением имеющихся нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Хоринского района РБ удовлетворить частично.

Признать бездействие МО СП «Удинское», МО СП «Верхнекурбинское», МО СП «Хоринское», МО СП «Верхнеталецкое, МО СП «Кульское» по непринятию мер к постановке на учет как бесхозяйного имущества гидротехнических сооружений, расположенных на его территории незаконным.

Обязать Муниципальное образование сельское поселение «Удинское» обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы РБ с заявлением о принятии гидротехнического сооружения - защитная дамба ..., отводной канал ..., водохранилище (пруд) реки ... на учет в качестве бесхозяйной в срок до Дата обезличена г.

Обязать Муниципальное образование сельское поселение «Верхнекурбинское» обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы РБ с заявлением о принятии гидротехнического сооружения – отводной канал ... на учет в качестве бесхозяйной в срок до Дата обезличена г.

Обязать Муниципальное образование сельское поселение «Хоринское» обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы РБ с заявлением о принятии гидротехнического сооружения – дамба ... на учет в качестве бесхозяйной в срок до Дата обезличена г.

Обязать Муниципальное образование сельское поселение «Верхнеталецкое» обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы РБ с заявлением о принятии гидротехнического сооружения – дамба ... на учет в качестве бесхозяйной в срок до Дата обезличена г.

Обязать Муниципальное образование сельское поселение «Кульское» - обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы РБ с заявлением о принятии гидротехнического сооружения - дамба ... на учет в качестве бесхозяйной в срок до Дата обезличена г.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы в Хоринский районный суд Республики Бурятия.

Судья: