Дело Номер обезличен РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2010 года Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе:
судьи Мархаева П.С.
при секретаре Намсараевой В.Ж.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хоринского района РБ к Администрации Муниципального образования сельское поселение «Удинское» о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывозов бытовых отходов и мусора и обязании ликвидировать свалку бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования сельское поселение «Удинское» в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации муниципального образования сельское поселение «Удинское» о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывозов бытовых отходов и мусора и обязании ликвидировать свалку бытовых отходов. Требование мотивировано тем, что в соответствии с Федеральными законами: "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования. Ответчиком в нарушении данных требований не организована работа по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора от населения у...., не ликвидируется несанкционированная свалка бытовых отходов на выезде из у...., что установлено по результатам проведенной проверки с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосаниторному надзору в лице Заиграевского межрайонного отдела.
Предъявление данного иска, как считает прокурор, направлено на защиту конституционных прав населения на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. Просил суд удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель истца Никольский И.В. по доверенности заявленные требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании глава администрации МО СП «Удинское» Хабитуев В.Н требования признал частично пояснив суду, что он не оспаривает результаты прокурорской проверки, и проверок Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосаниторному надзору в лице Заиграевского межрайонного отдела. Согласен, что бездействие администрации МО СП «Удинское» по организации сбора и вывоза мусора имело место. Вместе с тем, считает, что требования прокурора в части ликвидации свалки на выезде из у.... необоснованны, так как, администрацией МО СП «Удинское» принимаются меры к «буртованию» данной свалки, в частности заключен договор на выполнение работ по буртованию ТБО на несанкционированной свалке у.... бульдозером ДТ-75. Также пояснил, что согласен с тем, что действительно «буртование» - это технологический процесс который заключается в сборе бытового мусора и отходов в кучи, для дальнейшего их перегнивания.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований – Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосаниторному надзору в лице Заиграевского межрайонного отдела – Воробьев А.В. не возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая, что иск предъявлен прокурором обоснованно, законно, поскольку ответчик не в надлежащей мере исполняет требования действующего законодательства об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах, в связи с чем образовалась несанкционированная свалка на территории,
указанной прокурором. Они проводили собственные проверки а также принимали участие в проведении проверки, организованной прокурором Хоринского района РБ и выявили нарушения, которые являются предметом судебного разбирательства. Также пояснил, что «буртование» - это технологический процесс, который заключается в сборе бытового мусора и отходов в кучи, для дальнейшего их перегнивания. Ликвидация свалки заключается в вывозе мусора для целей очистки плодородной почвы, в свою очередь буртование, это лишь сбор данного мусора в кучи, «буртование» не сопровождается вывозом бытового мусора и отходов со свалки.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора Хоринского района РБ, действующего в защиту неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Проведенной проверкой в декабре 2009 года на территории МО СП «Удинское» Хоринского района РБ выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов на выезде из у.... площадью 1,2 га.
Согласно акта Номер обезличен от Дата обезличена г., в ходе проверки Управлением Россельхознадзора по РБ деятельности МО СП «Удинское» выявлены следующие нарушения: захламление земель сельскохозяйственного назначения, в частности на выезде из у.... свалка бытовых отходов площадью, 1,2 га, на двух участках западнее у.... обнаружен свежий мусор производственных отходов площадью 1,5 га и 1 га.
Согласно акта Номер обезличен от Дата обезличена г. в ходе проверки Управлением Россельхознадзора по РБ деятельности МО СП «Удинское» выявлены следующие нарушения: на выезде из у.... свалка бытовых отходов площадью, 1,2 га.
Согласно акта от Дата обезличена г. в ходе проверки Управлением Россельхознадзора по РБ деятельности МО СП «Удинское» выявлены следующие нарушения: несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора на землях сельскохозяйственного назначения находящегося в ведении МОСП «Удинское» на выезде из у.... не сбуртована.
Результаты проверки прокуратуры района и проверок Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосаниторному надзору в лице Заиграевского межрайонного отдела в ходе рассмотрения дела ответчиком не оспаривались.
Право граждан на охрану здоровья закреплено в ст.41 Конституции РФ, право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 ФЗ РФ от 10.01 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.8 ФЗ РФ от 30.031999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно постановления Администрации МО СП «Удинское» № 16 от 04.12.2009 г. утвержден порядок сбора бытовых отходов на территории МО СП «Удинское», согласно Главы 2, п.2.1 работу по организации сбора твердых бытовых отходов на территории МО СП «Удинское» осуществляет администрация МО СП «Удинское».
Согласно устава МО СП «Удинское» к вопросам местного значение поселения относится в частности организация сбора и вывоза отходов и мусора.
В соответствии с п.18 ч.1 ст. 14, п.14 ч.1 ст. 15 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 21 вышеназванного закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст. 22 этого же закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и
способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1998года N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 13 вышеназванного федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно требований санитарных правил содержания территории населенных мест ( СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 5 августа 1988 г. N 4690-88 объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно - бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Кроме того, в материалах дела имеется заявление главы МО СП «Удинское» Хабитуева В.Н. от Дата обезличена г. на имя начальника Заиграевского межрайонного отдела Россельхознадзора по РБ Воробьева А.В. с просьбой о продлении срока предписания по буртованию несанкционированной свалки на землях сельскохозяйственного назначения на выезде из у.... плоащью 1,2 га до Дата обезличена года
Таким образом, с учетом результатов проведенной прокурором проверки а также проверок Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосаниторному надзору в лице Заиграевского межрайонного отдела и согласия ответчика с результатами проверок, суд приходит к выводу, что требования прокурора обоснованы.
Доводы ответчика о том, что администрацией МО СП «Удинское» ведется работа по «буртованию» данной свалки, в частности, заключен договор о «буртовании» несанкционированной свалки в у.... РБ не свидетельствуют о том, что данное нарушение не имело место, также данные доводы не свидетельствуют, что администрацией МО СП «Удинское» принимаются меры по ликвидации данной свалки, поскольку как установлено судом «буртование» - это технологический процесс, который заключается в сборе бытового мусора и отходов в кучи, для дальнейшего их перегнивания, а ликвидация свалки заключается в вывозе мусора для целей очистки плодородной почвы.
Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей МО СП «Удинское» на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
В связи с установленными выше обстоятельствами, суд удовлетворяет требования прокурора.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Хоринского района РБ удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО СП «Удинское» по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения.
Обязать администрацию МО СП «Удинское» ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, площадью 1,2 га на выезде из у.....
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы в Хоринский районный суд Республики Бурятия.
Судья: Мархаев П.С.