РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Хоринск 24 сентября 2010 г.
Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Дандаровой Н.Д., единолично, при секретаре Цыдыповой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хоринского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «Хасуртайское» о признании незаконным бездействия администрации МО СП «Хасуртайское» по обеспечению пожарной безопасности в здании администрации и в населенных пунктах МО СП «Хасуртайское», об обязывании устранить выявленные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены следующее:
12.08.2010 г. государственным инспектором ГПН Хоринского района FIO2 выявлены нарушения требований пожарной безопасности в здании администрации МО СП «Хасуртайское» и на территории населенных пунктов МО СП «Хасуртайское».
Так, установлено, что в здании администрации МО СП «Хасуртайское» не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации; не произведен монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей на случай пожара; на оконных проемах установлены металлические глухие решетки; электролампы не закрыты плафонами; территория и помещения не доукомплетованы первичными средствами пожаротушения согласно нормам положенности; не указаны значения номинального напряжения возле штепсельных розеток; не произведен монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей на случай пожара; не произведен замер сопротивления изоляции силового и осветительного оборудования; не произведен замер сопротивления заземляющих устройств; не произведена проверка наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами; не произведена проверка полного сопротивления петли «Фаза-нуль» (измерение токов короткого замыкания) Кроме того, не установлен распорядительным документом противопожарный режим: не определены и оборудованы места для курения; не установлен порядок уборки горючих материалов и пыли, хранения промасленной спецодежды; не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности. Не регламентированы: порядок проведения временных огневых и других противопожарных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, не назначены ответственные за их проведение лица.
Проверкой обеспечения первичных мер пожарной безопасности в населенном пункте муниципального образования - в ..., выявлены следующие нарушения: отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; отсутствует освещение населенных пунктов для быстрого нахождения источников наружного пожарного водоснабжения; отсутствуют пожарные мотопомпы; минерализованные полосы не соответствует требованиям пожарной безопасности - ширина составляет менее 3 метров, полосы захламлены горючими отходами; емкости, установленные в помещениях водокачек, не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.
В связи с выявленными нарушениями прокурор Хоринского района обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «Хасуртайское» о признании незаконным бездействия администрации МО СП «Хасуртайское» по обеспечению безопасности в здании администрации и в населенных пунктах МО СП «Хасуртайское», об обязывании устранить выявленные нарушения.
На судебном заседании заместитель прокурора Орлова Ю.Ю. исковые требования поддерживает в полном объеме, и просит обязать администрацию МО СП «Хасуртайское» устранить выявленные нарушения с учетом сроков, указанных в предписании государственного инспектора ГПН Хоринского района FIO2 за Номер обезличен от Дата обезличена.
Представитель ответчика – Глава МО СП «Хасуртайское» Иванова Л.В. иск признает в полном объеме, при этом пояснила, что часть нарушений в настоящее время устранена, однако доказательства об устранении нарушений в данное время представить не может.
В обоснование доводов истцом представлены распоряжение о проведении мероприятий по надзору Номер обезличен от Дата обезличена, вынесенное государственным инспектором ГПН Хоринского района FIO2, акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности Номер обезличен от Дата обезличена, составленный государственным инспектором ГПН Хоринского района FIO2, предписание государственного инспектора ГПН Хоринского района FIO2 за Номер обезличен Дата обезличена.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему:
Согласно п.п. 3, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
Статьей 37 ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что руководители организации обязаны: разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Статьей 38 ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
- Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности содержатся в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N31:
- пунктом 6 ППБ 01-03 установлено, что на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка в соответствии с приложением №1;
- пунктом 11 ППБ 01-03 установлено, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению;
- пунктом 15 ППБ 01-03 установлено, что в каждой организации
распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их
пожарной опасности противопожарный режим;
- пунктом 27 ППБ 01-03 установлено, территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения;
- пунктом 31 ППБ 01-03 установлено, что сельские населенные пункты, с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу;
- пунктом 40 ППБ 01-03 установлено, что в зданиях, сооружениях организаций запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов;
- пунктом 60 ППБ 01-03 установлено, что при эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- пунктом 95 ППБ 01-03 установлено, водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года;
- пунктом 112 ППБ 01-03 установлено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие);
- пунктом 114 ППБ 01-03 установлено, что на территории сельских населенных пунктов, должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
Ответчиком не представлены какие–либо доказательства, опровергающие доводы истца о бездействии администрации МО СП «Хасуртайскоее» по обеспечению пожарной безопасности в здании администрации и в населенных пунктах МО СП «Хасуртайское».
Таким образом, иск подлежит удовлетворению. При установлении срока устранения недостатков суд берет во внимание срок, указанный в предписании, и также мнение сторон.
В соответствии со ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком.
В данном случае в соответствии 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины освобождены прокуроры и также органы местного самоуправления.
Таким образом, по данному делу госпошлина взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Хоринского района удовлетворить
1. Признать незаконным бездействие администрации МО СП
«Хасуртайское» по обеспечению пожарной безопасности в здании администрации
и в населенных пунктах МО СП «Хасуртайское».
2. Обязать администрацию МО СП «Хасуртайское»:
- в здании администрации МО СП «Хасуртайское» произвести монтаж автоматической пожарной сигнализации; произвести монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей на случай пожара - в срок до 15 марта 2011 года.
- демонтировать на оконных проемах металлические глухие решетки; электролампы закрыть плафонами; укомплектовать территорию и помещения первичными средствами пожаротушения согласно нормам положенности; указать значения номинального напряжения возле штепсельных розеток – в срок до 1 ноября 2010 года.
- произвести замер сопротивления изоляции силового и осветительного оборудования; произвести замер сопротивления заземляющих устройств; произвести проверку наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами; произвести проверку полного сопротивления пели «Фаза-нуль» (измерение токов короткого замыкания). - в срок до 15 марта 2011 года.
-Установить распорядительным документом противопожарный режим: определить и оборудовать места для курения; установить порядок уборки горючих материалов и пыли, хранения промасленной спецодежды; определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности. Принять правовой акт, регламентирующий: порядок проведения временных огневых и других противопожарных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, назначить лиц, ответственных за их проведение – в срок до 1 ноября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток
Судья Н.Д.Дандарова