РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2010 года с.Хоринск
Хоринский районный суд в составе судьи Дандаровой Н.Д., единолично, при секретаре Цыдыповой Т.А., с участием помощника прокурора Хоринского района Раднаева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хоринского района к администрации МО «Хоринский район», муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Хоринская детская школа искусств»
о возложении обязанности установления пандуса,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов организациями, осуществляющими деятельность на территории района.
На территории Хоринского района проживает 30 инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски, в том числе 11 - в с. Хоринск Хоринского района.
Прокуратурой района с привлечением специалиста - заместителя начальника Восточного филиала РГУ «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов и других маломобильных групп населения, организациями, осуществляющими деятельность на территории района.
В ходе проверки установлено, что муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Хоринская детская школа искусств» (далее - МАОУ ДОД «Хоринская детская школа искусств») нарушаются обязательные для исполнения требования проверяемого законодательства.
Установлено, что МАОУ ДОД «Хоринская детская школа искусств» действует на основании Устава, утвержденного постановлением Главы муниципального образования «Хоринский район» Республики Бурятии Номер обезличен от Дата обезличена. и в оперативном управлении имеет:
- нежилое здание, расположенное по адресу: ..., этажность 1 (инвентарный Номер обезличен, кадастровый Номер обезличен), общей площадью 335,7 кв.м.
- нежилое здание, расположенное по адресу: ..., этажность 1 (инвентарный Номер обезличен, кадастровый Номер обезличен), общей площадью 136,1 кв.м.
Согласно уставу МАОУ ДОД «Хоринская детская школа искусств» является муниципальным учреждением, учредителем которого является администрация муниципального образования «Хоринский район». Имущество, в том числе здания и помещения, расположенные по вышеуказанному адресу закреплено за учреждением на праве оперативного управления, его собственником является администрация муниципального образования «Хоринский район». Финансовое обеспечение деятельности МАОУ ДОД «Хоринская детская школа искусств» осуществляется в виде субвенций и субсидий из бюджета муниципального образования «Хоринский район». Пунктом 2.6 устава установлено, что Учреждение организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей)-. Пунктом 3,17 устава установлено, что Учреждение организует концертные программы.
В ходе обследования установлено, что здания МАОУ ДОД «Хоринская детская школа искусств», являющиеся объектом социальной инфраструктуры, вопреки требованиям строительных норм и правил доступности зданий и сооружений для инвалидов и маломобильных групп населения, не имеют входов с наружным пандусом, чем нарушается право на обеспечение инвалидов и других маломобильных групп условиями беспрепятственного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры.
В связи с выявленными нарушениями прокурор Хоринского района обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Хоринский район», МАОУ ДОД «Хоринская детская школа искусств» о возложении обязанности установки наружного пандуса к входам здания в здание.
На судебном заседании помощник прокурора Раднаев В.В. исковые требования поддерживает, с учетом обстоятельств дела просит установить срок до 01 сентября 2011 года.
Представители соответчиков – МО «Хоринский район» Лхамажапов Б.Б., МАОУ ДОД «Хоринская детская школа искусств» Ванзатова С.Ю. иск признают в полном объеме, при этом пояснили, что отсутствуют финансовые средства на установку пандуса, будет рассматриваться вопрос о выделении денег на установку пандуса при планировании бюджета на 2011 год. Также пояснили, что в настоящее время в школе нет учеников – колясочников, также нет учителей – колясочников и родителей – колясочников. Кроме того, директор МАОУ ДОД «Хоринская детская школа искусств» Ванзатова С.Ю. пояснила, что на следующий год планируется реконструкция деревянного крыльца школы, т.е. его замену на бетонный. Просят установить срок до начала следующего учебного года.
Представитель третьего лица Восточного филиала РГУ «Центр социальной поддержки населения» FIO1 поддерживает иск прокурора.
В обоснование иска прокурором представлены:
- Свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления МАОУ ДОД «Хоринская детская школа искусств».
- распоряжение №12 от 05.04.2010 года о закреплении имущества за МАОУ ДОД «Хоринская детская школа искусств».
- акт обследования входов зданий МАОУ ДОД «Хоринская детская школа искусств», составленный 29.09.2010 года, в котором отражено, что при входах нет пандусов.
- Устав МАОУ ДОД «Хоринская детская школа искусств», утвержденный Главой МО «Хоринский район», где в п.5,1 указано, что имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. В п.5.3 указано, что переданное Учреждению имущество является собственностью МО «Хоринский район»
Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему:
Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб. устанавливаются иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно п.3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Статьей 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» регулируются вопросы социального обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ) вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п. З ч. 1 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, В соответствии с ч,2 ст. 18 указанного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Статьей 17 ФЗ № 131-ФЗ установлено, что в целях решений вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов создают муниципальные предприятия и учреждения, финансируют муниципальные учреждения.
Согласно п.2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч.1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «(36 образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 3.13 Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России №73 от 16.07.2001 г. (далее - Строительные нормы), в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.
Пунктом 3.29 Строительных норм определено, что максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м. при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м. и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м.
Пункт 3.14 Строительных норм предусматривает, что поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2 %.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению. Суд считает, что при оперативном управлении имуществом ответчики несут солидарную ответственность при устройстве пандусов. При установлении срока устройства пандусов суд учитывает мнение сторон.
В соответствии со ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В данном случае в соответствии 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и также органы местного самоуправления.
Таким образом, по данному делу госпошлина взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Хоринского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Хоринский
район» и муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Хоринская детская школа искусств»
в срок до 1 сентября 2011 года установить наружный пандус к входам в здания, расположенные по адресу: ..., с углом наклона от 85 до 105, шириной не менее 1 метра, выполненного из твердого материала, не допускающего скольжения при намокании.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 суток с момента оглашения.
Судья Н.Д.Дандарова