Решение о признании незаконным бездействий МО 'Хоринский район' по отходам



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2010г с.Хоринск

Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Дандаровой Н.Д., единолично, при секретаре Цыдыповой Т.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Хоринский район» о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления муниципального образования «Хоринский район» по исполнению возложенных федеральным законодательством полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, и о возложении обязанности на администрацию МО «Хоринский район» организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Хоринского района

УСТАНОВИЛ;

Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства в части обращения с отходами произвосдтва и потребления на территории Хоринского района Республики Бурятия. По результатам проверки установлено следующее.

В Хоринском районе имеются санкционированные свалки, расположенные на территориях сельских поселений: в сёлах ...

Установлено, что на территории муниципального образования «Хоринский район» полигоны бытовых и промышленных отходов отсутствуют, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов органами местного самоуправления муниципального образования «Хоринский район» не организована. Меры к организации утилизации переработки бытовых и промышленных отходов не приняты, финансовые средства на 2010 год в бюджете муниципального района на указанные цели не предусмотрены.

Для организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в 2009 году при администрации Хоринского района создано муниципальное автономное учреждение «...».

Фактически указанное автономное учреждение не осуществляет утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, поскольку эксплуатация (благоустройство) свалок, находящихся на территории района, утилизацией согласно вышеперечисленным требованиям закона не является.

Таким образом, вопреки перечисленным требованиям федерального законодательства, органами местного самоуправления муниципального образования «Хоринский район» не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, полигоны бытовых и промышленных отходов отсутствуют.

Неисполнение администрацией МО «Хоринский район» обязанности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов также подтверждается решением Хоринского районного суда от 22 января 2009 года. Указанным решением удовлетворено заявление прокурора Хоринского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Хоринский район». Суд решил признать незаконными бездействие администрации МО «Хоринский район» в части организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на свалке территории МО СП «...» Хоринского района.

Суд обязал администрацию МО «Хоринский район» в срок до 01 июня 2009 года организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на свалке по территории МО СП «...» Хоринского района в ... и ..., отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.

Однако, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов на свалке по территории МО СП «...» администрацией МО «Хоринский район» не произведена.

Неисполнение органами местного самоуправления муниципального образования «Хоринский район» возложенных федеральным законодательством полномочий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Хоринского района влечёт образование стихийных несанкционированных свалок бытовых и промышленных отходов.

Согласно справке Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования, по результатам проверки по запросу природоохранной прокуратуры, проведённой в период с марта по июнь 2010 года, на территории Хоринского района выявлено 74 несанкционированных свалок, из них на территории: муниципального образования «сельское поселение «...» - 14 свалок; муниципального образования «сельское поселение «...» -5 свалок; муниципального образования «сельского поселения «...» - 9 свалок; муниципального образования «сельское поселение «...» 2 свалки; муниципального образования «сельское поселение «...» - 11 свалок; муниципального образования «сельское поселение «...» - 3 свалки; муниципального образования «сельское поселение «...» - 3 свалки; муниципального образования «сельское поселение «...» - 15 свалок; муниципального образования «сельское поселение «...» - 7 свалок; муниципального образования «сельское поселение «...» - 5 свалок.

В связи с выявленными нарушениями Восточно – Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Хоринский район» о признании органов местного самоуправления муниципального образования «Хоринский район» по исполнению возложенных федеральным законодательством полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконным, и о возложении обязанности на органы местного самоуправления муниципального образования «Хоринский район» организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Хоринского района в соответствии с требованиями федерального законодательства в срок до 1 января 2012 года.

На судебном заседании заместитель прокурора Хоринского района Орлова Ю.Ю. исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации МО «Хоринский район» Лхамажапов Б.Б. иск признает в полном объеме.

Представитель Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования FIO4 иск поддерживает в полном объеме.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия ФИО12 иск поддерживает в полном объеме.

В обоснование доводов истцом представлены:

- информация И.о. главы муниципального образования «Хоринский район», в Хоринском районе имеются санкционированные свалки, расположенные на территориях сельских поселений: в сёлах ....

- информация И.о. главы администрации муниципального образования «Хоринский район» следует, что для организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в 2009 году при администрации Хоринского района создано муниципальное автономное учреждение «...».

- информации Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия, Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования – из которых следует, что на территории Хоринского района нет полигонов по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

- решение Хоринского районного суда от 22 января 2009 года. Указанным решением удовлетворено заявление прокурора Хоринского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Хоринский район». Суд решил признать незаконными бездействие администрации МО «Хоринский район» в части организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на свалке территории МО СП «... Хоринского района.

- копия Устава МО «Хоринский район»

- копия справки Бурприроднадзора об имеющихся несанкционированных свалках на территории Республики Бурятия

Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее - Закон), хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.

Статьей 7 Закона предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные требования предусмотрены статьей 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Согласно требованиям статьи 51 Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Статьёй 12 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон) запрещено захоронение отходов в границах населённых пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно требованиям статьи 13 Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с требованиями статьи 22 Закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Пунктом 14 части 1 статьи 15 Закона, пунктом 13 части 1 статьи 4 Устава муниципального образования «Хоринский район», к вопросам местного значения муниципального района, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Пунктом 1.2. Санитарных Правил и Норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утверждённых Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

В статье 1 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» даны понятия: отходов производства и потребления, под которыми понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; размещения отходов, включающего в себя хранение и захоронение отходов; захоронения отходов, представляющего собой изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

В соответствии с пунктами З.1., 3.11., 3.12. ГОСТа 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введённого Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 607-ст (далее - ГОСТ), отходы - остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью; отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства; отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.

Согласно пункту 4.9. ГОСТа, под захоронением отходов понимается размещение отходов в назначенном месте для хранения в течение неограниченного срока, исключающее опасное воздействие захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.

Пунктом 5.33. ГОСТа установлено, что переработкой отходов является деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов. При этом цель реализации технологических операций с отходами - превращение их во вторичное сырье, энергию, продукцию с потребительскими свойствами.

В соответствии с пунктом 5.38. ГОСТа, утилизация отходов представляет собой деятельность, связанную с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий. В процессах утилизации перерабатывают отслужившие установленный срок и/или отбракованные изделия, материалы, упаковку, другие твердые отходы, а также жидкие сбросы и газообразные выбросы.

Таким образом, захоронение отходов не является утилизацией и переработкой отходов.

В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

Данное право, в первую очередь, обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства.

Бездействие со стороны органов местного самоуправления муниципального образования «Хоринский район» в части неорганизации в соответствии с требованиями федерального законодательства утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является незаконным и нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьёй 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Ответчиком не представлены какие–либо доказательства, опровергающие доводы истца о бездействии администрации МО «Хоринский район» по исполнению возложенных федеральным законодательством полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, иск подлежит удовлетворению. При установлении срока устранения нарушений суд берет во внимание срок, указанный в исковом заявлении, и также мнение сторон.

В соответствии со ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком.

В данном случае в соответствии 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины освобождены прокуроры и также органы местного самоуправления.

Таким образом, по данному делу госпошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Хоринский район» - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Хоринский район» по исполнению возложенных федеральным законодательством полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Обязать администрацию МО «Хоринский район» организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Хоринского района в соответствии с требованиями федерального законодательства в срок до 1 января 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 суток с момента полного оглашения, т.е. с 24 сентября 2010 года.

Судья Н.Д.Дандарова