РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Хоринск 15 декабря 2010 г.
Хоринский районный суд в составе судьи Дандаровой Н.Д., единолично, при секретаре Цыдыповой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Хоринского района об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Хоринского района в период времени с 05 по 06 декабря 2010 года проведена проверка деятельности Хоринского районного отдела судебных приставов УФССП РФ по РБ.
В ходе проверки установлено, что решением Хоринского районного суда от 19.04.2010 г. заявление прокурора Хоринского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Крона» удовлетворено - признано незаконным бездействие ООО «Крона» по обеспечению пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, принято решение обязать ООО «Крона» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории пилорамы, расположенной в <адрес> в срок до 1 августа 2010 г.
07.05.2010 г. судебным приставом-исполнителем Хоринского районного отдела судебных приставов УФССП по РБ ФИО1 на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Крона» возбуждено исполнительное производство №.
После истечения срока, предоставленного судом для добровольного исполнения решения, т.е. после 01 августа 2010 года судебным приставом-исполнителем ФИО1 не приняты предусмотренные ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» меры по понуждению должника ООО «Крона» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории пилорамы, расположенной в <адрес>
В момент проверки в материалах исполнительного производства имелись следующие документы: постановление о возбуждении исполнительного производства от 07.05.2010, извещение ООО «Крона» от 07.05.2010 г., копия судебного решения Хоринского районного суда от 19.04.2010 г., сопроводительное письмо от 30.04.2010 г. о направлении исполнительного листа по судебному решению Хоринского районного суда.
В результате бездействия судебного пристава исполнителя в настоящее время нарушены законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и безопасности жизни и здоровья.
Прокурор Хоринского района обратился в суд с заявлением, в котором просит:
1) Признать незаконным бездействие судебного пристава исполнителя ФИО1, выразившееся в не проведении исполнительных действий по исполнительному производству за №.
2) Обязать судебного пристава исполнителя Хоринского районного отдела УФССП РФ по РБ ФИО1 провести исполнительные действия по исполнительному производству за №.
На судебном заседании прокурор Хоринского района Перелыгин П.А. заявление поддерживает полностью.
Судебный пристав-исполнитель Хоринского РОСП УССП РФ по РБ ФИО1 с заявлением прокурора не согласна, при этом пояснила, что после возбуждения исполнительного производства она искала должника, т.е. его директора, также принимала меры по исполнению решения суда, но какие-либо документы в исполнительном производстве не сохранились. В настоящее время, после проведенной проверки, приняты меры по понуждению должника ООО «Крона» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории пилорамы, в частности 06.12.2010 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, генеральному директору ООО «Крона» ФИО5 вручены требование об исполнении решения суда, предупреждение об административной ответственности по ст. 17.15 ч.1, 19.14 ч.1, 19.7 КоАП РФ, часть требований исполнена-
территория ООО «Крона» очищена от хранения горючих материалов под линиями электропередач, издано распоряжение от 10.12.2010 г. о запрете хранения производственных отходов на почве. Директор ООО «Крона» ФИО5 постоянно жил в лесу, его невозможно было найти, кроме того у неё большая нагрузка. Какие-либо действия по отсрочке, приостановлению, отложению исполнительных действий не было, хотя у неё были возможности принять меры по отсрочке, приостановлению, отложению исполнительных действий. Кроме того, считает, что требования прокурора не могут быть удовлетворены, т.к. в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к бездействию должностного лица, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В данном случае её бездействие не повлекло указанные последствия.
В обоснование заявления прокурором представлены:
- сопроводительное письмо от 06.12.2010 г. №21-4309 на 1 л.;
- копия исполнительного производства за №;
- объяснения судебного пристава-исполнителя ФИО1 от 06.12.2010 г.;
- справка о результатах проверки от 06.12.2010 г.
В обоснование доводов ФИО1 представлены:
- постановление о взыскании с должника ООО «Крона» исполнительского сбора от 06.12.2010 года в сумме 5000 рублей за неисполнение решения суда без уважительной причины
- квитанция об уплате ООО «Крона» 5000 рублей от 13.12.2010 г.
- объяснения генерального директора ООО «Крона» ФИО5 от 10.12.2010 г, 13.12.2010 года, в которых им объяснены причины неисполнения судебного решения-отсутствие средств.
- требования судебного пристава ФИО1 от 10.12.2010 г., 13.12.2010 года в адрес должника ООО «Крона» о предоставлении документов
- предупреждения судебного пристава ФИО1 от 10.12.2010 г., 13.12.2010 года в адрес должника ООО «Крона» об уголовной и административной ответственности
- корешок повестки о необходимости явки руководителя ООО «Крона» к судебному приставу на 20.12.2010 г.
- акт совершения исполнительных действий от 11.12.2010 года, составленный судебным приставом ФИО1 в том, что территория ООО «Крона» очищена от хранения горючих материалов под линиями электропередач.
- распоряжение директора ООО «Крона» от 10.12.2010 г. о запрете хранения производственных отходов на почве.
Суд выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» - задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст.36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Статьей 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает перечень исполнительских действий, которые в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в частности:
- вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, получать от них объяснения, информацию, справки;
- проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
- давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
- входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
- с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
- в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
- в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
- привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
- производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
- запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
- рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
- взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
-обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
- устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
- проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
- совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и в связи с этим имеет право получать при совершении исполнительских действий необходимую информацию, объяснения и справки.
Однако, исходя из представленных в судебное заседание документов, следует, что судебным приставом-исполнителем ФИО1 не выполнены требования ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно его статьи 64.
Так, из представленной копии исполнительного производства следует, что пристав-исполнитель ФИО1 после поступления исполнительного листа № от 19 апреля 2010 года возбудила 07 мая 2010 года исполнительное производство №. После возбуждения исполнительного производства ФИО1 07 мая 2010 года передала извещение о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю и более каких-либо исполнительских действий по указанному выше исполнительному производству она не производила.
Таким образом, установлено, что при исполнении судебного решения о защите законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и безопасности жизни и здоровья в отношении ООО «Крона» судебным приставом-исполнителем Хоринского РОСП УФССП РФ по РБ ФИО1 допущены незаконные бездействия, а именно не полностью проведены исполнительские действия, предусмотренные ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в частности после возбуждения исполнительного производства от 07.05.2010 года и до проведения проверки, т.е. за период времени с 08.05.2010 года по 05.12.2010 года.
Указанными незаконными бездействиями судебного пристава-исполнителя ФИО1 нарушены основные принципы исполнительного производства, не приняты меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, что повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и безопасности жизни и здоровья, справедливое судебное разбирательство и дискредитацию государства в целом, таким образом, заявление прокурора подлежало удовлетворению.
При этом суд считает, что доводы ФИО1 о том, что её бездействие не повлекло никаких последствий – не могут быть взяты во внимание, т.к. возложенные на должника обязанности - освободить территорию пилорамы, расположенной в <адрес> А от хранения горючих материалов (леса) под линиями электропередач, произвести замер сопротивления контуров заземляющего устройства, оборудовать контур заземляющего устройства у электрооборудования, озеленить территорию предприятия, подъезды и пешеходные дороги оборудовать твердым покрытием; разработать проект организации и благоустройства санитарно-защитной зоны; запретить хранение производственных отходов на почве, устроить площадку с твердым покрытием – затрагивают интересы неопределенного круга лиц. Кроме того, в соответствии со ст.ст. 37, 42, 46 КОНСТИТУЦИИ РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Таким образом, неисполненное решение суда нарушает конституционные права граждан, и также нарушает требования ст.37 ФЗ «О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ», которым руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, ст.2 ФЗ «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ» где указано, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; ст.8 ФЗ «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ», где указано, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Суд также считает, что требования прокурора в части возложения обязанности на судебного пристава - исполнителя Хоринского районного отдела судебных приставов УФССП РФ по РБ ФИО1 провести исполнительные действия по исполнительному производству за № также являются законными и обоснованными, т.к. в соответствии со ст. 5 ФЗ «ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 257 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Гражданское дело по заявлению прокурора Хоринского района о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Хоринского РОСП УФССП РФ по РБ ФИО1, о возложении на неё обязанности провести исполнительные действия по исполнительному производству за №- удовлетворить.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Хоринского районного отдела УФССП РФ по РБ ФИО1 при непринятии мер по исполнительному производству №, возбужденного 07.05.2010 года за период времени с 08.05.2010 года по 05.12.2010 года.
Обязать судебного пристава-исполнителя Хоринского районного отдела судебных приставов УФССП РФ по РБ ФИО1 провести исполнительные действия по исполнительному производству за № в соответствии с действующим законодательством.
Исключено решение суда о взыскании с ФИО1 государственной пошлины в доход государства в сумме 200 руб. (Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от 19.01.2011 г.)
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток с момента оглашения.
Судья Хоринского районного суда Н.Д.Дандарова