Именем Российской Федерации с.Хоринск 02 июня 2011 года Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе: судьи Мархаев П.С. при секретаре Намсараевой В.Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хоринского района Республики Бурятия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Межрайонному отделу внутренних дел «Хоринский» и третьему лицу на стороне ответчика Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Хоринского района РБ обратился в Хоринский районный суд РБ с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Межрайонному отделу внутренних дел «Хоринский» и третьему лицу на стороне ответчика Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства. Прокуратурой района с участием начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в Хоринском районе ФИО2 проведена проверка соблюдения исполнения законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых в изоляторе временного содержания МОВД «Хоринский». В соответствии со свидетельством о государственной регистрации от 17.03.2011г. межрайонный отдел внутренних дел «Хоринский» внесен в Единый государственный реестр юридических лиц и поставлен на учет в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Бурятия. Согласно свидетельства о государственной регистрации права серии № от 12.09.2006г., выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия административное здание (нежилое здание), 2 этажное, литера А инв. №, находящееся по адресу: <адрес> зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и находится на праве оперативного управления государственного учреждения Отдела внутренних дел Хоринского района Министерства внутренних дел Республики Бурятия. На основании приказа министерства внутренних дел Республики Бурятия № от 01.02.2011г. Отдел внутренних дел по Хоринскому району Министерства внутренних дел по Республике Бурятия переименован в межрайонный отдел внутренних дел «Хоринский» (далее по тексту межрайонный ОВД «Хоринский»). Согласно технического паспорта, выданного Хоринским отделением ГУ «Гостехинвентаризация по Республике Бурятия» от 08.12.2005г. на административное здание (нежилое здание), 2 этажное, литера А инв. №, находящееся по адресу: <адрес> помещение ИВС межрайонного ОВД «Хоринский» расположено на первом этаже и подвальном помещении здания. Проверкой, проведенной прокуратурой района установлено, что ИВС МОВД «Хоринский» расположен на первом этаже и в подвальном помещение здания МОВД «Хоринский». ИВС построен в 1982 г. (не типовой проект), состоящий из 3 камер с лимитом в 6 мест, 1 следственной комнаты, медицинского кабинета, 1 камеры – изолятора для больных с лимитом в 2 места, комнаты для подогрева пищи, 1 прогулочного двора. В соответствии п.18.18 Положения о межрайонном отделе внутренних дел «Хоринский», утвержденном приказом Министерства внутренних дел по Республике Бурятия № 102 от 08.02.2011г. межрайонный ОВД «Хоринский» в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России и в пределах компетенции органом внутренних дел осуществляет содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания, их охрану и конвоирование. Согласно с п.п.21.6, 21.7, 21.8. Положения о межрайонном отделе внутренних дел «Хоринский», утвержденном приказом Министерства внутренних дел по Республике Бурятия № 102 от 08.02.2011г. начальник межрайонный ОВД «Хоринский» в соответствии с законодательством Российской Федерации и в установленном порядке и в пределах предоставленных нормативными правовыми актами МВД России полномочен утверждать приказами положения о структурных подразделениях межрайонного ОВД «Хоринский», создавать при необходимости в пределах утвержденных лимитов штатной численности и категории персонала временные формирования, необходимые для решения возложенных на межрайонный ОВД «Хоринский» задач и функций, обеспечивает соблюдение законности в деятельности межрайонного ОВД «Хоринский» и подчиненных подразделений, организует контроль за выполнением межрайонным ОВД «Хоринский» и подчиненными подразделениями законодательства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел. На основании п.п. 1.1, 1.9, 1.10 Положения «Об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделения группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Межрайонного отдела внутренних дел «Хоринский»» МВД по Республике Бурятия (далее ИВС МОВД «Хоринский»), утвержденного приказом и.о. начальника Межрайонного ОВД «Хоринский» № от 01.03.2011г. ИВС МОВД «Хоринский» является структурным подразделением милиции общественной безопасности Межрайонного ОВД «Хоринский» Министерства внутренних дел по Республике Бурятия. Структура и штат ИВС МОВД «Хоринский» разрабатываются на основе нормативов и лимитов штатной численности, примерных моделей, установленных МВД России, и утверждаются Министром внутренних дел республики. Контроль за соблюдением законности при содержании подозреваемых и обвиняемых, их охране и конвоировании осуществляется начальником МОВД «Хоринский». Проверкой установлено, что в штатном расписание ИВС МОВД «Хоринский» включена должность фельдшера медицинской части ИВС, на которую с 21.02.2011г. назначена ФИО3 Разделом № должностной инструкции фельдшера ИВС МОВД «Хоринский» на фельдшера возложены обязанности: осуществлять ежедневные медицинские осмотры для определения состояния здоровья, в частности, для выявления инфекционных и паразитарных заболеваний; обеспечивать соблюдение в учреждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при размещении, организации питания, водоснабжения, банно-прачечном обслуживании, санитарной обработке лиц, содержащихся в ИВС в том, числе соблюдение противоэпидемиологического режима, правил асептики, хранения, обработки и использования изделий медицинского назначения; своевременно и качественно выполнять медицинские манипуляции; оказывать неотложную доврачебную медицинскую помощь при острых заболеваниях. Согласно п.п. 1, 7 Инструкции «О порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» утвержденной совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации № 1115/475 от 31.12.1999г. (далее по тексту Инструкция «О порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел») медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Основными задачами медицинских работников ИВС являются: организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС и др. В соответствии с п. 8.2. Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел – при оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, в том числе оказания скорой медицинской помощи. Опрошенная в ходе проверки фельдшер ИВС МОВД «Хоринский» Малаханова М.А. пояснила, что приказом и.о. начальника МОВД «Хоринский» Новокрещенных А.С. 21 февраля 2011 г. принята на должность фельдшера ИВС МОВД «Хоринский». Согласно штатному расписанию ИВС МОВД «Хоринский» является медицинским работником ИВС МОВД «Хоринский». В соответствии с должностными инструкциями фельдшера ИВС МОВД «Хоринский» обязана оказывать гражданам, содержащимся в ИВС МОВД «Хоринский» первичную медицинскую помощь их медицинский осмотр. В том числе на фельдшера ИВС МОВД «Хоринский» возложены следующие обязанности: активно выявлять инфекционные заболевания, венерические, кожные, психические, выявлять инфекционные заболевания, венерические, кожные, психические, паразитические и другие опасные заболевания, путем проведения медицинских осмотров, при поступлении подозреваемых и обвиняемых в ИВС МОВД «Хоринский» при проведении по камерных обходов, при обращении за медицинской помощью. Возложены обязанности по оказанию амбулаторной, в том числе неотложной медицинской помощи; организации консультации больных, нуждающихся в специализированной медицинской помощи; выполнение рекомендаций и назначения врачей специалистов и консультантов; составлению расчета потребности в лекарственных препаратах и медицинского оборудования; ведения необходимой медицинской консультации; следить за наличием аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременным пополнением. Ею ведутся журналы осмотров граждан, поступивших в ИВС МОВД «Хоринский», забора крови, проведение флюорографических осмотров, ведение журналов кварцивания и ряда иных журналов. Кроме того, ею проводятся мероприятия по забору крови, ежедневный осмотр, измерение артериального давления, выдача лекарственных средств гражданам, содержащимся в ИВС МОВД «Хоринский».При поступлении обращений от граждан, содержащихся в ИВС МОВД «Хоринский» о болезни либо жалоб на состояние здоровья ею выдаются лекарственные средства, в том числе ставятся при необходимости уколы лекарственных средств. Данные сведения отражаются в ежедневном журнале осмотров. Все необходимые лекарственные средства, медицинские принадлежности приобретаются за счет бюджета МОВД «Хоринский» по ее заявкам и требованиям. У нее в ИВС МОВД «Хоринский» имеется медицинский кабинет. В кабинете хранятся медицинские препараты и медицинские принадлежности), журналы. Лицензия на осуществление медицинской деятельности в МОВД «Хоринский» отсутствует. Проведенной проверкой с участием начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Республики Бурятия в Хоринском районе ФИО2 выявлены существенные нарушения федерального законодательства при осуществлении медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС МОВД «Хоринский». Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» администрация ИВС обязана проводить лечебно-профилактическую в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится медицинскими работниками мест содержания под стражей безотлагательно. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому. В соответствии с п.96 ч.1 ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Проверкой организации лечебно-профилактической работы, медико-санитарного обеспечения установлено отсутствие у МОВД «Хоринский» лицензии на осуществление доврачебной медицинской помощи. Лицензирование медицинской деятельности регламентируется Положением «О лицензировании медицинской деятельности», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 30 от 22.01.2007г. В соответствии с п. 4 указанного Положения медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной медицинской помощи в соответствии с перечней. По Приложению (перечню) к Положению о лицензировании медицинской деятельности доврачебная медицинская помощь включена в перечень работ (услуг) на осуществление которых требуется получение лицензии. Согласно ответа от 13.04.2011г. Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) Управление по Республике Бурятия – МОВД «Хоринский» лицензии на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания не имеет. Таким образом, ИВС МОВД «Хоринский» осуществляет безлицензионную медицинскую деятельность по оказанию доврачебной медицинской помощи. В соответствии с требованиями ст. 51 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»" от 17.11.1995 г. № 168-ФЗ. Согласно ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»" от 17.11.1995 г. № 168-ФЗ предметом надзора является соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу и условий их содержания; В судебном заседании представитель прокурора Хоринского района РБ Орлова Ю.Ю. действующий на основании доверенности исковые требования поддержала в полном объеме. Также показала возможным отсрочить исполнение решения суда до 01 февраля 2012 года. Представитель ответчика МОВД «Хоринский» по доверенности Базаров И.Ж. исковые требования прокурора Хоринского района РБ об обязании получить лицензию на осуществление доврачебной медицинской деятельности признал частично, в своем отзыве на иск указал, что в связи с тем, что для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности необходимо привести в соответствие с санитарными правилами здание МОВД «Хоринский». Однако данное здание не типовое, помещение медицинского кабинета ИВС не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. В связи с тем, что МОВД «Хоринский» финансируется из средств федерального бюджета и отсутствием поступления денежных средств, отсутствием свободной площади ответчик не может в разумный срок получить в Росздравнадзоре указанную лицензию, поскольку для ее получения необходима реконструкция и капитальный ремонт действующего изолятора временного содержания (далее по тексту ИВС). Просил суд предоставить отсрочку исполнения решения суда на длительный срок. Третье лицо на стороне ответчика МВД по Республике Бурятия будучи надлежаще извещенным о дне, времени, месте судебного заседания в суд не явилось, о причинах своей неявки суд не уведомило. Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что согласно п.п. 1.1, 1.9, 1.10 Положения «Об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделения группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Межрайонного отдела внутренних дел «Хоринский»» МВД по Республике Бурятия (далее ИВС МОВД «Хоринский»), утвержденного приказом и.о. начальника Межрайонного ОВД «Хоринский» № от 01.03.2011г. ИВС МОВД «Хоринский» является структурным подразделением милиции общественной безопасности Межрайонного ОВД «Хоринский» Министерства внутренних дел по Республике Бурятия. Структура и штат ИВС МОВД «Хоринский» разрабатываются на основе нормативов и лимитов штатной численности, примерных моделей, установленных МВД России, и утверждаются Министром внутренних дел республики. Контроль за соблюдением законности при содержании подозреваемых и обвиняемых, их охране и конвоировании осуществляется начальником МОВД «Хоринский». В штатное расписание ИВС МОВД «Хоринский» включена должность фельдшера медицинской части ИВС, на которую с 21.02.2011г. назначена Малаханова М.А. Разделом № 3 должностной инструкции фельдшера ИВС МОВД «Хоринский» на фельдшера возложены обязанности: осуществлять ежедневные медицинские осмотры для определения состояния здоровья, в частности, для выявления инфекционных и паразитарных заболеваний; обеспечивать соблюдение в учреждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при размещении, организации питания, водоснабжения, банно-прачечном обслуживании, санитарной обработке лиц, содержащихся в ИВС в том, числе соблюдение противоэпидемиологического режима, правил асептики, хранения, обработки и использования изделий медицинского назначения; своевременно и качественно выполнять медицинские манипуляции; оказывать неотложную доврачебную медицинскую помощь при острых заболеваниях. Согласно п.п. 1, 7 Инструкции «О порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» утвержденной совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации № 1115/475 от 31.12.1999г. (далее по тексту Инструкция «О порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел») медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Основными задачами медицинских работников ИВС являются: организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС и др. В соответствии с п. 8.2. Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел – при оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, в том числе оказания скорой медицинской помощи. Фельдшер ИВС МОВД «Хоринский» ФИО3 в своем объяснении пояснила, что приказом и.о. начальника МОВД «Хоринский» ФИО4 21 февраля 2011 г. принята на должность фельдшера ИВС МОВД «Хоринский». Согласно штатному расписанию ИВС МОВД «Хоринский» является медицинским работником ИВС МОВД «Хоринский». В соответствии с должностными инструкциями фельдшера ИВС МОВД «Хоринский» обязана оказывать гражданам, содержащимся в ИВС МОВД «Хоринский» первичную медицинскую помощь их медицинский осмотр. В том числе на фельдшера ИВС МОВД «Хоринский» возложены следующие обязанности: активно выявлять инфекционные заболевания, венерические, кожные, психические, выявлять инфекционные заболевания, венерические, кожные, психические, паразитические и другие опасные заболевания, путем проведения медицинских осмотров, при поступлении подозреваемых и обвиняемых в ИВС МОВД «Хоринский» при проведении по камерных обходов, при обращении за медицинской помощью. Возложены обязанности по оказанию амбулаторной, в том числе неотложной медицинской помощи; организации консультации больных, нуждающихся в специализированной медицинской помощи; выполнение рекомендаций и назначения врачей специалистов и консультантов; составлению расчета потребности в лекарственных препаратах и медицинского оборудования; ведения необходимой медицинской консультации; следить за наличием аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременным пополнением. Ею ведутся журналы осмотров граждан, поступивших в ИВС МОВД «Хоринский», забора крови, проведение флюорографических осмотров, ведение журналов кварцивания и ряда иных журналов. Кроме того, ею проводятся мероприятия по забору крови, ежедневный осмотр, измерение артериального давления, выдача лекарственных средств гражданам, содержащимся в ИВС МОВД «Хоринский».При поступлении обращений от граждан, содержащихся в ИВС МОВД «Хоринский» о болезни либо жалоб на состояние здоровья ею выдаются лекарственные средства, в том числе ставятся при необходимости уколы лекарственных средств. Данные сведения отражаются в ежедневном журнале осмотров. Все необходимые лекарственные средства, медицинские принадлежности приобретаются за счет бюджета МОВД «Хоринский» по ее заявкам и требованиям. У нее в ИВС МОВД «Хоринский» имеется медицинский кабинет. В кабинете хранятся медицинские препараты и медицинские принадлежности), журналы. Лицензия на осуществление медицинской деятельности в МОВД «Хоринский» отсутствует. Проведенной прокурорской проверкой с участием начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Республики Бурятия в Хоринском районе ФИО2 выявлены существенные нарушения федерального законодательства при осуществлении медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС МОВД «Хоринский». Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» администрация ИВС обязана проводить лечебно-профилактическую в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится медицинскими работниками мест содержания под стражей безотлагательно. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому. В соответствии с п.96 ч.1 ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Лицензирование медицинской деятельности регламентируется Положением «О лицензировании медицинской деятельности», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 30 от 22.01.2007 г. В соответствии с п. 4 указанного Положения медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной медицинской помощи в соответствии с перечней. По Приложению (перечню) к Положению о лицензировании медицинской деятельности доврачебная медицинская помощь включена в перечень работ (услуг) на осуществление которых требуется получение лицензии, в частности в данный перечень включены «медицинские осмотры (предварительные, периодические). Согласно ответа от 13.04.2011г. Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) Управление по Республике Бурятия – МОВД «Хоринский» лицензии на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания не имеет. Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что виды медицинской деятельности, в том числе первичный осмотр подозреваемых, обвиняемых оказываемый медицинским работником ИВС, подпадают под обязательное лицензирование. Из материалов дела видно, что в МОВД «Хоринский» имеется изолятор временного содержания, в штатном расписании ИВС предусмотрена должность фельдшера. При таких данных, суд приходит к выводу о том, что при оказании ответчиком лицам, содержащимся в ИВС медицинских услуг, подлежащих лицензированию, они осуществляются без лицензии, что является нарушением Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». На основании изложенного в интересах неопределенного круга лиц, содержащихся в ИВС, суд возлагает на МОВД «Хоринский» обязанность получить лицензию в федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Бурятия лицензию на осуществление доврачебной медицинской деятельности. Суд считает возможным определить срок для исполнения решения суда до 01.02.2012 г., руководствуясь при этом требованиям ст.206 ГПК РФ, предусматривающей установление в решении такого срока в случае, если действия по устранению нарушений должны быть совершены ответчиком. Указанный срок является разумным, достаточным для решения вопроса о получении указанной лицензии, при этом суд учитывает, требования СанПин 2.13.2630-10 согласно которого «обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности», поэтому для приведения здания МОВД «Хоринский» в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства потребуется значительное время. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Хоринского района РБ удовлетворить. Обязать Межрайонный отдел внутренних дел «Хоринский» в срок до 01 февраля 2012 года получить в федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Бурятия лицензию на осуществление доврачебной медицинской деятельности. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через Хоринский районный суд в течение 10 дней. Судья: