ОПРЕДЕЛЕНИЕ 28 сентября 2011 г. с.Хоринск Судья Хоринского районного суда Республики Бурятия Мархаев П.С., при секретаре Дансарановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хоринского района РБ к Обществу с ограниченной ответственностью «Хоринск Агрострой» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере эксплуатации тепловых энергоустановок, УСТАНОВИЛ: Прокурор Хоринского района РБ обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью (далее по тексту ООО) «Хоринск Агрострой» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере эксплуатации тепловых энергоустановок. Иск мотивирован тем, что установлено, что 14.06.2010 г. между МО «Хоринский район» (арендодателем) и ООО «Хоринск Агрострой» (арендатором) заключен договор аренды муниципального имущественного комплекса №, в соответствии с которым арендатор принимает в аренду имущественный комплекс по производству и передаче теплоэнергии, водоснабжения для использования в целях организации производства теплоэнергии и ее передачи потребителям бюджетной сферы и населению. Срок договора: с 31.12.2010 г. по 31.12.2015 г. С 31.12.2010 г. вышеуказанный имущественный комплекс используется ООО «Хоринск Агрострой» на основании договора аренды №, заключенного 14.06.2010 г., Имущество передано арендатору на основании акта приема-передачи 31.12.2010 г., в том числе котельные, расположенные по адресу: <адрес> Прокуратурой района проведена проверка с привлечением государственного инспектора Байкальского отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и сетями Бабанской Л. В. технического состояния и полноты проводимых мероприятий по подготовке к отопительному сезону котельных, находящихся в пользовании ООО «Хоринск Агрострой». Проверкой выявлены следующие нарушения требований законодательства в сфере эксплуатации тепловых энергоустановок. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 20 ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: 1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; 2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; 3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; 4) обеспечивать качество теплоносителей; 5) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; 7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; 8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей. Требования законодательства в сфере технической эксплуатации тепловых энергоустановок содержатся в Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановках, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. №115 (далее - Правила №115): пунктом 2.3.1 Правил №115 установлено, что эксплуатация тепловых энергоустановок осуществляется подготовленным персоналом. Специалисты должны иметь соответствующее их должности образование, а рабочие подготовку в объеме требований квалификационных характеристик; пунктом 2.3.20 Правил №115 установлено, что проверка знаний указанных Правил у ответственных за исправное состояние, безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, их заместителей, а также специалистов по охране труда, в обязанности которых входит контроль за эксплуатацией тепловых энергоустановок, проводится в комиссии органов государственного энергетического надзора; пунктом 2.4.3 Правил №115 установлено, что монтаж, реконструкция тепловых энергоустановок выполняются по проекту, утвержденному и согласованному в установленном порядке; пунктами 2.6.2, 2.6.3 Правил №115 установлено, что все тепловые энергоустановки подвергаются техническому освидетельствованию с целью: оценки их технического состояния; установления сроков и условий их эксплуатации и определения мер, необходимых для обеспечения расчетного ресурса тепловой энергоустановки, - выявления потерь топливно-энергетических ресурсов; - составления тепловых балансов; результаты освидетельствования заносятся в паспорт тепловых энергоустановок и (или) сетей; пунктом 2.8.3 Правил №115 закреплено, что обозначения и номера оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры в схемах, чертежах и инструкциях должны соответствовать обозначениям и номерам, выполненным в натуре; пунктами 3.1.3, 3.3.4 Правил №115 закреплено, что в каждой организации, эксплуатирующей тепловые установки, составляется и постоянно хранится следующая документация: - распорядительные документы по предприятию о распределении ответственности за эксплуатацию и ремонты производственных зданий и сооружений для размещения тепловых энергоустановок между руководителями подразделений организации с четким перечнем закрепленных за ними зданий, сооружений, помещений и участков территории; - копии приказов, распоряжений руководства по вопросам эксплуатации и ремонта производственных зданий и сооружений; приказ или распоряжение о выделении из персонала подразделений организации ответственных за контроль эксплуатации зданий, сооружений и территории, переданных в ведение подразделения, эксплуатирующего тепловые энергоустановки; - журналы технических осмотров строительных конструкций зданий и сооружений; обязательные осмотры зданий и сооружений тепловых энергоустановок проводятся 2 раза в год (весной и осенью) смотровой комиссией, состав и сроки проведения обследования назначаются руководителем организации; пунктом 3.2.1. Правил №115 установлено, что для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарного состояния территории, зданий и сооружений организации для размещения тепловых энергоустановок выполняют и содержат в исправном состоянии - ограждение соответствующей части территории; пунктом 3.3.26 Правил №115 установлено, что окраска помещений и оборудования котельных выполняется в соответствии с требованиями промышленной эстетики; пунктом 5.3.24 Правил №115 предусмотрено, что неплотности топки и газоходов котла должны быть устранены; пунктом 5.3.25 Правил №115 установлено, что предохранительные клапаны должны иметь табличку с указанием: - давления срабатывания клапана; срока проведения испытания; - срока следующего проведения испытания; пунктом 6.2.13 Правил №115 установлено, что в процессе эксплуатации все тепловые сети должны подвергаться испытаниям на прочность и плотность для выявления дефектов не позже, чем через две недели после окончания отопительного сезона; пунктом 6.2.16 Правил №115 установлено, что результаты испытаний считаются удовлетворительными, если во время их проведения не произошло падения давления и не обнаружены признаки разрыва, течи или запотевания в сварных швах, а также течи в основном металле, в корпусах и сальниках арматуры, во фланцевых соединениях и других элементах трубопроводов. О результатах испытаний трубопроводов на прочность и плотность необходимо составить акт установленной формы; пунктом 6.2.23. Правил №115 установлено, что пуск паровых сетей состоит из следующих операций: - прогрева и продувки паропроводов; заполнения и промывки конденсатопроводов; подключения потребителей; пунктом 6.25 Правил №115 предусмотрено, что в организации составляются и постоянно хранятся: план тепловой сети (масштабный); оперативная и эксплуатационная (расчетная) схемы; профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления; - перечень газоопасных камер и проходных каналов. На плане тепловой сети систематически отмечаются места и результаты плановых шурфовок, места аварийных повреждений, затоплений трассы и переложенные участки; пунктом 6.2.34 Правил №115 предусмотрено, что для контроля за состоянием подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций следует периодически производить шурфовки на тепловой сети; пунктом 15.4.3 Правил №115 установлено, что на каждом диспетчерском пункте, щите управления организации находятся: - местная инструкция по предотвращению и ликвидации технологических нарушений, которая Согласно пунктов 2.3.6, 2.3.17 договора №14-10 аренды муниципального имущества от 14.06.2010 г., заключенного между МО «Хоринский район» и ООО «Хоринск Агрострой», арендатор обязуется содержать переданное в аренду имущество в полной исправности и в соответствии с установленными санитарными нормами, нести бремя расходов по содержанию имущества; выполнять в установленные сроки предписания контролирующих органов, в том числе о принятии мер по ликвидации ситуаций, возникших в результате деятельности арендатора, ставящих под угрозу экологическую и санитарную обстановку и сохранность имущества, соблюдать иные технические, санитарные противопожарные и другие требования, предъявляемыми к пользованию помещениями; эксплуатировать имущество в соответствии с принятыми нормами эксплуатации. В соответствии с ч. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Таким образом, ООО «Хоринск Агрострой», как арендатор обязуется содержать переданное в аренду имущество в полной исправности и в соответствии с установленными нормами, нести бремя расходов по содержанию имущества; выполнять в установленные сроки предписания органов контроля, эксплуатировать имущество в соответствии с принятыми нормами эксплуатации. Указанные нарушения в сфере безопасности эксплуатации тепловых энергоустановок свидетельствуют о нарушении ООО «Хоринск Агрострой» условий договора аренды муниципального имущества в части необходимости соблюдения технических требований, предъявляемых к пользователям помещений, чем создается угроза возникновения чрезвычайных ситуаций на территории района, в том числе ненадлежащее обеспечение теплоснабжением потребителей бюджетной сферы населения в предстоящий отопительный период 2011-2012 гг. Прокурор просит обязать ООО «Хоринск Агрострой» в разумные сроки устранить следующие нарушения законодательства в сфере эксплуатации тепловых энергоустановок: назначить лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования котельных и тепловых сетей; составить документацию по эксплуатации зданий и сооружений: приказы, распоряжения руководства по вопросам эксплуатации и ремонта производственных зданий и сооружений; приказ или распоряжение о выделении из персонала подразделений организации ответственных за контроль эксплуатации зданий, сооружений и территории, переданных в ведение подразделения, эксплуатирующего тепловые энергоустановки; журналы технических осмотров строительных конструкций зданий и сооружений; произвести в полном объеме поверку манометров, нанести красную черту на шкалах манометров в соответствии с разрешенным давлением; промаркировать в полном объеме арматуру, установленную на котлах и трубопроводах в соответствии со схемами; провести обучение и аттестацию персонала, допущенного к обслуживанию котлов; провести проверки знаний персонала, назначить постоянно действующую комиссию; представить эксплуатационную схему (план) тепловых сетей; провести для контроля за состоянием подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций шурфовки на тепловой сети; составить инструкции по предотвращению и ликвидации технологических нарушений, утвержденные техническим руководителем организации, с четко разработанными оперативными планами действий при авариях в тепловых сетях, топливном хозяйстве и котельных, применительно к местным условиям и коммуникациям; произвести ремонт тепловых сетей в соответствии с утвержденным графиком; провести испытание тепловых сетей на прочность и плотность для выявления дефектов; завести ремонтные журналы, в которые должны вноситься сведения о выполнении ремонтных работ и об остановках котлов на чистку и промывку; установить таблички на предохранительных клапанах с указанием давления срабатывания клапанов и сроков испытания; провести освидетельствование рабочих котлов (наружный и внутренние осмотры, гидравлическое испытание); записать в паспорта котлов лицом, производящим освидетельствование, результаты освидетельствования и заключение о возможности работы котлов с указанием разрешенных параметров (давления, температуры) и сроков следующего освидетельствования; обеспечить электрическим освещением помещения котельных; побелить помещения котельных, произвести окраску помещений в соответствии с требованиями промышленной эстетики; обеспечить плотность топочных дверц, составить схемы котельных сел <адрес> с обозначениями и номерами оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры (схемы вывесить на видном месте в помещении котельной); устранить разрушения фундаментов дымовых труб котельных <адрес>, устранить завалы крепления вантовых оттяжек дымовой трубы котельной <адрес>; произвести в полном объеме ограждение соответствующей части территории котельных <адрес> для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарного состояния территории, установить ограждение котельной <адрес>, установить надпись о запрещении входа в котельную посторонним лицам на входных дверях помещений котельных с наружной стороны; произвести монтаж второго котла на котельной <адрес> взамен демонтированных. В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Хоринского района РБ Гонгоровой Е.Б. заявила отказ от иска, в связи с этим просила прекратить производство по делу. Отказ от иска мотивирован тем, что устранил все нарушения законодательства в сфере эксплуатации тепловых энергоустановок заявленные в иске, что подтверждается справкой Государственного инспектора Байкальского отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установкам и сетями Бабанской Л.В. В судебном заседании представитель ответчика Брыкин В.А. не возражал против отказа истца от иска и прекращения производству по делу. Суд, выслушав стороны, находит возможным принять отказ от иска, поскольку отказ от иска является выражением доброй воли истца, без какого-либо принуждения со стороны. Последствия отказа истца от иска представителю истца разъяснены. Права и интересы других лиц отказ от иска не затрагивает. Оснований для непринятия отказа от иска у суда не имеется. Кроме того суд учитывает, что отказ от иска мотивирован тем, что в настоящее время обстоятельства послужившие основанием для подачи иска отсутствуют, поскольку ответчик устранил все нарушения законодательства в сфере эксплуатации тепловых энергоустановок, данное обстоятельство подтверждается справкой Государственного инспектора Байкальского отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установкам и сетями Бабанской Л.В. На основании изложенного и руководствуясь ст. 220 абзац 3 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Прекратить производство по делу по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Хоринского района РБ к Обществу с ограниченной ответственностью «Хоринск Агрострой» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере эксплуатации тепловых энергоустановок, в связи с отказом от иска. Определение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней. Судья
составляется в соответствии с типовой инструкцией и инструкцией вышестоящего органа оперативно-диспетчерского управления, и планы ликвидации технологических нарушений в тепловых сетях, топливном хозяйстве и котельных; планы ликвидации технологических нарушений в тепловых сетях городов и крупных населенных пунктов должны быть согласованы в установленном порядке. Требования к конструкции, изготовлению, монтажу, ремонту, наладке и эксплуатации паровых и водогрейных котлов, водоподогревателей (бойлеров) содержатся в Правилах устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0.07 Мпа (0,7 кгс/см), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 338 К( 115°С), утвержденных Минстроем РФ от 28.08.1992 г. №205 (далее-Правила №205): пунктом 4.7 Правил №205 установлено, что на каждой входной двери помещения котельной с наружной стороны должна быть надпись о запрещении входа в котельную посторонним лицам; пунктом 4.9 Правил №205 установлено, что помещения котельной должны быть обеспечены достаточным естественным светом, а в ночное время-электрическим освещением. Места, которые по техническим причинам нельзя обеспечить естественным светом, должны иметь электрическое освещение. Освещенность должна соответствовать СНиП П-4-79 "Естественное и искусственное освещение": пунктами 5.4.3, 5.4.8 Правил №205 установлено, что на шкалу манометра наносят красную черту по делению, соответствующему разрешенному давлению в котле с учетом добавочного давления от веса столба жидкости; манометры не допускаются к применению в случае, когда на манометре отсутствует пломба или клеймо о проведении поверки; пунктом 5.6.1 Правил №205 закреплено, что арматура, установленная на котлах и трубопроводах, должна иметь маркировку, в которой надлежит указывать: а) диаметр условного прохода; б) условное или рабочее давление и температуру среды; в) направление потока среды; пунктом 8.12 Правил №205 установлено, что помещение котельной, котлы и все оборудование следует содержать в исправном состоянии и чистоте; проходы в котельном помещении и выходы из него должны быть всегда свободными; пунктом 8.15 Правил №205 установлено, что проверку исправности действия предохранительных клапанов их кратковременным "подрывом" производят при каждом пуске котла в работу, а в период работы - не реже одного раза в смену на котлах с рабочим давлением до 1,4 МПа (14 кгс/см2) включительно и не реже одного раза в сутки на котлах с рабочим давлением свыше 1,4 МПа (14 кгс/см2); пунктом 8.2 Правил №205 установлено, что для осуществления технического освидетельствования, обеспечения исправного состояния и постоянного контроля за безопасной эксплуатацией котлов и водоподогревателей администрацией предприятия должно быть назначено лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию; пунктом 8.23 Правил №205 установлено, что в котельной должен вестись ремонтный журнал, в который вносятся сведения о выполнении ремонтных работ и об остановках котлов на чистку и промывку; пунктом 8.6 Правил №205 установлено, что к обслуживанию котлов и водоподогревателей могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные и аттестованные.