ОПРЕДЕЛЕНИЕ с. Хоринск 22 мая 2012 г. Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаева П.С., при секретаре судебного заседания Дансарановой А.А., с участием представителя истца Перелыгина П.А., представителей ответчиков Косыгиной Г.В., Лхамажапова Б.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хоринского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному лечебно-профилактическому учреждению «Хоринская центральная районная больница» об обязывании устранить нарушения требований ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», УСТАНОВИЛ: Прокурор Хоринского района РБ обратился в Хоринский районный суд РБ с иском к муниципальному лечебно-профилактическому учреждению «Хоринская центральная районная больница» об обязывании устранить нарушения требований ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». Исковые требования прокурора мотивированы тем, что проведена проверка исполнения МЛПУ «Хоринская ЦРБ» обязанности по информированию населения об осуществляемой медицинской деятельности, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства. Проверкой установлено, что в сети «Интернет» имеется сайт МЛПУ «Хоринская ЦРБ» (www.horcrb.ru), на котором размещена информация о деятельности данного Учреждения. В соответствии с ч.7 ст. 79 ФЗ № 323-ФЗ медицинская организация обязана информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети "Интернет", об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций, об уровне их образования и об их квалификации. В ходе проверки сайта МЛПУ «Хоринская ЦРБ» установлено, что на сайте размещена информация отделениях учреждения: поликлиника, стационарные отделения, фельдшерско-акушерские и фельдшерские пункты, участковые больницы, врачебные амбулатории. При изучении информации о поликлинике, стационарных отделениях на сайте Учреждения установлено, что на сайте имеется лишь фотография и фамилия, имя, отчество руководителя. На сайте отсутствует информация о деятельности фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, участковых больницах, врачебных амбулаториях и медицинском персонале. В данном случае в нарушение требований закона сайт МЛПУ «Хоринская ЦРБ» не содержит сведений обо всех медицинских работников учреждении, уровне их образования и квалификации. Кроме того, содержание размещенной на сайте информации свидетельствует о несвоевременном обновлении сведений: новости не размещались со дня создания сайта; сведения о вакансиях размещены по состоянию на 10.04.2011 г.; размещен план работы учреждения на 2010 г. Также в ходе проверки помещений МЛПУ «Хоринская ЦРБ» на предмет размещения информации обо всех медицинских работниках учреждения, уровне их образования и квалификации установлено, что при входе кабинет враче имеется лишь данные о Ф.И.О. и категории, в холле учреждения размещен стенд с информацией об указании специальности медицинского работника и часов приема. В кабинетах врачей на стенах размещены копии сертификатов медицинских работников о повышении квалификации. Однако принятые меры по информированию граждан о медицинской организации и ее специалистах является недостаточной, поскольку информация, размещенная на бумажных носителях в помещении учреждения (на кабинетах и в коридорах) не содержит сведений об уровне образования, квалификации, предусмотренных законом. Кроме того, сертификат специалиста о повышении квалификации доступен для изучения только при нахождении в кабинете врача и на приеме. Указанные нарушения препятствуют реализации прав граждан на выбор врача, что подтверждается отсутствием заявлений от граждан о выборе врачей, являются недопустимыми, должны быть устранены, поскольку непринятие мер по информированию граждан о медицинской деятельности Учреждения может повлечь нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья. Прокуратурой района проведена проверка соблюдения федерального законодательства при реализации мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». В соответствии с пунктом 2 Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р, развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи является основным направлением реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Согласно статьям 7 и 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан регламентированы Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее -Закон). В соответствии со статьей 4 Закона к основным принципам охраны здоровья относится ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи. Согласно статье 80 Закона в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляются первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации; При этом ч. 2 ст. 16 указанного закона предусматривается, что отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления. В этом случае оказание медицинской помощи гражданам осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения. Законом Республики Бурятия от 23.12.2011 N 2470-IV "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия наделены отдельными государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи учреждениями здравоохранения, находившимися в муниципальной собственности муниципальных районов и городских округов по состоянию на 25 октября 2011 года, в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на срок до 1 января 2013 года. Согласно статье 35 Закона скорая медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Порядок оказания скорой медицинской помощи утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 №179. В соответствии с пунктом 20 вышеуказанного Порядка основной функциональной единицей станции отделения скорой медицинской помощи является выездная бригада скорой медицинской помощи, в том числе фельдшерская бригада. Пунктом 29 Порядка определено, что для оказания скорой медицинской помощи выездные бригады скорой медицинской помощи должны быть укомплектованы лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения согласно составу медицинской укладки выездной бригады скорой медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 июня 2010 г. N 445н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения укладки выездной бригады скорой медицинской помощи" (далее - Приказ от 11.06.2010г. №445н). Частью 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 регламентировано, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения, медицинской помощи и медицинской реабилитации, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств. Пунктом 5.2.100.90 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ к компетенции данного Министерства отнесено установление требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек, укладок, наборов и комплектов для оказания первой помощи, а также к комплектации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения укладок, наборов, комплектов для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи и специализированной медицинской помощи. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований приложения 13 к приказу Минздрава РФ от 26 марта 1999 г. №100, приказа Минздравсоцразвития РФ от 11.06.2010 №445н отделение скорой медицинской помощи МЛПУ «Хоринская ЦРБ» не укомплектовано в соответствии с действующими нормативами, а именно: № наименование Количество по перечню оснащения выездной бригады СМП Количество по факту Категория 1 Аппарат ингаляционного наркоза типа АН - 9 1 шт. отсутствует Медико- техническое оснащение 2 Пакет гипотермический 1 шт. отсутствует Медико- техническое оснащение 3 Пакет перевязочный медицинский стерильный 1 шт. отсутствует Медико- техническое оснащение 4 Вакуумный матрас 1 шт. отсутствует Медико- техническое оснащение 5 Бинт марлевый медицинский стерильный 7м* 14 см 2 шт. отсутствует Медико -техническое оснащение 6 Бинт марлевый медицинский стерильный 5м* 10 см 2 шт. отсутствует Медико- техническое оснащение 7 Салфетки марлевые медицинские стерильные 16*14, упак. 3 шт. отсутствует Медико- техническое оснащение 8 Салфетка прединъекционная дезинфицирующая с раствором спирта одноразовая 20 шт. отсутствует Медико- техническое оснащение 9 Штатив разборный для вливаний 1 шт. отсутствует Медико- Техническое оснащение 10 Штатив для инфузий 1 шт. отсутствует Медико- техническое оснащение 11 Мебель для размещения медицинской аппаратуры и принадлежностей отсутствует Медико- техническое оснащение 12 Средства связи (радиостанция или радиотелефон) 1 шт. отсутствует Медико- техническое оснащение 13 Фенилэфрин (мезатон) 1% 1мл 3 амп. отсутствует Лекарственные средства 14 Стрептомицин (стрептомицина сульфат) 1фл. отсутствует Лекарственные средства 15 Прометазин (дипразин, пипольфен) 2,5 % - 2 мл. 2 амп. отсутствует Лекарственные средства 16 Иод 5% спиртовый р-р 10 мл. 3 фл. 2 фл. Лекарственные средства 17 Атропин 0,1 % - 1 мл. 10 амп. 3 амп. Лекарственные средства 18 Цианокобаламин 0,01 % - 1 мл. 3 амп. отсутствует Лекарственные средства 19 Натрия хлорид (Рингера -Локка) 0,9 % - 500 мл. 2 фл. 1фл. Лекарственные средства 20 Декстроза (глюкоза) 5% -500мл. 2 фл. 1 фл. Лекарственные средства 21 Декстран 40 (реополиглюкин) - 500 мл. 1 фл. отсутствует Лекарственные средства 22 Инфукол 250 мл. 2 фл. отсутствует Лекарственные средства 23 Дисоль 250 мл. 2 фл. отсутствует Лекарственные средства 24 Трамадол (трамал) 1 мл. 2 амп. отсутствует Лекарственные средства 25 Морадол 1 мл. 2 амп. отсутствует Лекарственные средства 26 Коргликон 0,06 % 1мл. 4 амп. отсутствует Лекарственные средства 27 Каптоприл отсутствует Лекарственные средства 28 Морфин отсутствует Лекарственные средства 29 Тримеперидин отсутствует Лекарственные средства 30 Фентанил отсутствует Лекарственные средства 31 Кеторолак отсутствует Лекарственные средства 32 Кетопрофен отсутствует Лекарственные средства 33 Мидазолам отсутствует Лекарственные средства 34 Налоксон отсутствует Лекарственные средства 35 Диазепам отсутствует Лекарственные средства 36 Клопидогрел отсутствует Лекарственные средства 37 Цитиколин отсутствует Лекарственные средства 38 Хлорамфеникол отсутствует Лекарственные средства 39 Ципрофлоксацин отсутствует Лекарственные средства 40 Вазелиновое масло 30, 0 мл. 1 фл. отсутствует Лекарственные средства 41 Бинты стерильные различных размеров 6 шт. отсутствует Лекарственные средства 42 Салфетки (или губки) гемостатические 2 шт. отсутствует Лекарственные средства 43 Пупочники 5 шт. 1 шт. Лекарственные средства 44 Лигатура 1 шт. отсутствует Лекарственные средства В соответствии со статей 18 Закона граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. При этом руководствуясь, статьей 5 Закона государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Статьей 82 Закона определено, что источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники. Отсутствие необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения в укладке выездной бригады скорой медицинской помощи МЛПУ «Хоринская ЦРБ» нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья. Определить точное количество граждан, потенциально нуждающихся в скорой медицинской помощи, не представляется возможным, так как процесс миграции граждан, рождения граждан является постоянным и не подлежит количественной оценке. Кроме того, настоящее исковое заявление направлено не только на устранение нарушений закона, уже допущенных ответчиком, но также и на защиту интересов лиц, в отношении которых в будущем могут быть допущены вышеуказанные действия. В связи с чем настоящее заявление подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц. На судебном заседании представитель истца Перелыгин П.А. уменьшил объем заявленных требований в части требования об обязании МЛПУ «Хоринская ЦРБ» своевременно осуществлять обновление сведений, размещенных на официальном сайте МЛПУ «Хоринская ЦРБ». В остальной части заявленных требований заявил отказ от иска, в связи с этим просил прекратить производство по делу. Отказ от иска мотивирован тем, что ответчик МЛПУ «Хоринская ЦРБ» принял все меры по размещению информации на официальном сайте, доукомплектована медицинская укладка выездной бригады скорой медицинской помощи необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, администрацией МО «Хоринский район» выделены необходимые денежные средства МЛПУ «Хоринская ЦРБ» на приобретение необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Уменьшение исковых требований истцом судом было принято. В судебном заседании представители ответчиков Косыгина Г.В., Лхамажапов Б.Б. не возражали против уменьшения исковых требований истца и отказа от иска прокурора. Также представитель ответчика МЛПУ «Хоринская ЦРБ» Косыгина Г.В. суду пояснила, что в настоящее время медицинская укладка выездной бригады скорой медицинской помощи доукомплектована необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Суд, выслушав стороны, находит возможным принять отказ от иска, поскольку отказ от иска заявлен добровольно, без какого-либо принуждения со стороны. Последствия отказа истца от иска истцу разъяснены. Права и интересы других лиц отказ от иска не затрагивает. Оснований для непринятия отказа от иска у суда не имеется. Кроме того суд учитывает, что отказ от иска мотивирован тем, что в настоящее время обстоятельства послужившие основанием для подачи иска отсутствуют, поскольку все нарушения допущенные ответчиками до рассмотрения дела судом были устранены. На основании изложенного и руководствуясь ст. 220 абзац 3 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Прекратить производство по делу по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Хоринского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному лечебно-профилактическому учреждению «Хоринская центральная районная больница», Администрации МО «Хоринский район» об обязывании устранить нарушения требований ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», в связи с отказом от иска. Определение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 15 дней со дня вынесения определения. Судья: Мархаев П.С.