Решение от 29.04.2011 г. о признании незаконным бездействия администрации сельсовета



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Хомутовка

29 апреля 2011 г.

Хомутовский районный суд Курской области

в составе председательствующего судьи Стрельцова А.Н.

при секретаре Витковой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Хомутовского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования « ***сельсовет» по надлежащему оборудованию автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта с.А. *** сельсовета и о возложении обязанности устранить нарушения путем установки дорожных знаков «Дети»,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Хомутовского района Курской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «*** сельсовет» по надлежащему оборудованию автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта с.А *** сельсовета и возложении на администрацию муниципального образования «*** сельсовет» обязанности устранить нарушения путем установки дорожных знаков «Дети», п.1.23 приложения №1 к Правилам дорожного движения, на участке дороги по ул.Я с.А. проходящей перед территорией МОУ «***».

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал и в их обоснование указал, что согласно ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и п.5 ст.3 Устава муниципального образования «*** сельсовет», к вопросам местного значения отнесены вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, содержание автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов поселения.

В ходе проведенной проверки было установлено, что дорожная деятельность по установке и содержанию дорожных знаков муниципального образования «*** сельсовет» ведется не на должном уровне.

Пунктом 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004, утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 г. №120-ст «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» установлено, что знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.

Однако на ул.Я с.А, проходящей перед территорией МОУ «***», знаки «Дети» не установлены.

Бездействие администрации муниципального образования «*** сельсовет» нарушает права неопределенного круга лиц, т.к. не приняты меры для предупреждения дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием детей, снижения тяжести их последствий.

Просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «*** сельсовет» по невыполнению своих полномочий, предусмотренных п.5 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и обязать администрацию муниципального образования «*** сельсовет» устранить нарушения путем установки дорожных знаков «Дети», в соответствии с указанными выше требованиями.

Представитель администрации муниципального образования «*** сельсовет» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещен, о причинах неявки не сообщил.

Выслушав заявителя, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ч.9 ст.5 и ч.8 ст.6 Федерального Закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу п.п.6 ст.13, ч.3 ст.15 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе, относится осуществление уполномоченными органами местного самоуправления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог.

Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поседения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Указанные выше положения федерального законодательства, в части отнесения к вопросам местного значения обеспечения дорожной деятельности в границах населенных пунктов поселений, закреплены и п.5 ст.3 Устава муниципального образования «*** сельсовет».

В силу статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «дорожная деятельность - деятельность по содержанию автомобильных дорог (п. 6), а содержание автомобильных дорог - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12)».

В соответствии со ст.17 указанного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами РФ, нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Согласно п.15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 г. №160, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки.

Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность содержания автомобильных дорог в границах поселения, в том числе организация дорожного движения, схем дислокации, дорожных знаков и разметки.

Федеральный закон от 10.12.1995 г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусматривает, что единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (п.4 ст.22).

Во исполнение этого предписания Совет Министров - Правительство Российской Федерации Постановлением от 23.10.1993 г. №1090 утвердило Правила дорожного движения.

В соответствии с Приложением №1 к Правилам дорожного движения РФ, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090 предупреждающий знак «Дети» (1.23) устанавливается на участке дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 г. №120-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". Данный стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.

В соответствии с п.5.2.25 ГОСТа Р 52289-2004 знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.

В судебном заседании установлено, что в непосредственной близи к территории муниципального общеобразовательного учреждения «*** средняя общеобразовательная школа» по ул.Я. с.А. проходит автомобильная дорога, прилегающая к образовательному учреждению, на проезжей части которой возможно появление детей, однако дорожные знаки «Дети» на данной автомобильной дороге отсутствуют.

Данные обстоятельства, помимо показаний заявителя, подтверждаются исследованным в судебном заседании актом проверки от 03.03.2011 г.

Учитывая вышеуказанное, суд приходит к выводу, что администрация муниципального образования «*** сельсовет» не исполняет свои полномочия в области безопасности дорожного движения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, а потому находит требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что действия по установке дорожных знаков могут быть совершены только администрацией муниципального образования «*** сельсовет», суд считает возможным установить срок исполнения решения до 17.06.2011 г.

Государственная пошлина, от уплаты которой при подаче заявления прокурор был освобожден в силу п.п. 9 п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, взысканию с ответчика не подлежит на основании п.п.19 п.1. 333.36 Налогового Кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Хомутовского района Курской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «*** сельсовет» по невыполнению своих полномочий в области организации и обеспечения безопасности дорожного движения в части не установки дорожных знаков «Дети» на участке дороги по ул.Я. с.А. перед территорией МОУ «***».

Обязать администрацию муниципального образования «*** сельсовет» установить дорожные знаки «Дети», предусмотренные п. 1.23 приложения №1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, на участке дороги по ул.Я. с.А. перед территорией МОУ «***» в соответствии с требованиями п.5.2.25 ГОСТа Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Хомутовский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Председательствующий

А.Н.Стрельцов

На момент размещения решение не вступило в законную силу.