Решение от 11.11.2010 г. о признании бездействия администрации сельсовета незаконным



Дело №2-121/2010 г.РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Хомутовка

11 ноября 2010 г.

Хомутовский районный суд Курской области в составе

председательствующего судьи Стрельцова А.Н.

при секретаре Витковой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Хомутовского района Курской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Старшенский сельсовет Хомутовского района Курской области» (далее администрации Старшенского сельсовета), выразившееся в не постановке на учет объекта недвижимости как бесхозяйного, и обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Хомутовского района Курской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Старшенского сельсовета, выразившееся в не постановке на учет объекта недвижимости как бесхозяйного, и обязать администрацию Старшенского сельсовета обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, насыпной плотины, расположенной на территории муниципального образования «Старшенский сельсовет» Хомутовского района Курской области, в центре с.Деменино Хомутовского района Курской области на балке без названия ( далее ГТС).

В судебном заседании заместитель прокурора Селиверстов К.В. заявленные требования поддержал и пояснил, что проведенной прокуратурой Хомутовского района проверкой было установлено, что указанная выше насыпная плотина, относящаяся согласно статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям, является бесхозяйным объектом. Документы, подтверждающие право собственности каких-либо лиц на указанный объект отсутствуют.

В соответствии с требованиями ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Статус гидротехнического сооружения в с.Деменино Хомутовского района, являющегося объектом создающего повышенную опасность для населения Старшенского сельсовета, требует незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и гибели людей.

В соответствии со ст.14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Однако мер, со стороны органов местного самоуправления, по принятию ГТС в муниципальную собственность и обеспечения безопасности указанного гидротехнического сооружения до настоящего времени не принято.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая, что органом местного самоуправления не принимается участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории Старшенского сельсовета, которые могут повлечь стихийные бедствия и разрушения, гибель людей, тем самым не обеспечиваются права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, принадлежащего им имущества, прокурор обращается в защиту неопределенного круга лиц и интересов государства.

На основании изложенного просил признать бездействие администрации Старшенского сельского совета незаконным, и обязать администрацию Старшенского сельсовета обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - указанного выше гидротехнического сооружения.

Представитель администрации ранее действовавшего Старшенского сельсовета Хомутовского района Курской области Захарова З.П. в судебном заседании заявленные требования признала и пояснила, что действительно на территории сельсовета, в центре с.Деменино находится гидротехническое сооружение - насыпная плотина на балке без названия, собственника нет, за ее эксплуатацию также никто не отвечает. Ненадлежащая эксплуатация ГТС может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации, создает угрозу жизни и здоровью людей, а потому не возражал против удовлетворения заявленных прокурором требований.

Представитель вновь образованного муниципального образования «Ольховский сельсовет Хомутовского района Курской области» П. в судебном заседании показал, что на территории муниципального образования, в центре с.Деменино действительно имеется гидротехническое сооружение - насыпная плотина с водоспуском на балке без названия.

Поскольку структура вновь образованного Романовского сельсовета до настоящего времени не сформирована, то в соответствии со ст.5 Закона Курской области от 26.04.2010 г. №26-ЗКО «О преобразовании некоторых муниципальных образований и внесении изменений в отдельные законодательные акты Курской области полномочия по решению вопросов местного значения осуществляет администрация ранее действующего Старшенского сельсовета.

Представитель Управления Ростехнадзора по Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещен, о причине неявки не сообщил.

Заслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действием (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Статьей ст.45 ГПК РФ предопределено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, вытекающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявления и проверяет дело в полном объеме.

Статья 249 ГПК РФ предусматривает, что бремя доказывания законности оспариваемых действий (бездействий) возлагается на орган, совершивший оспариваемые действия (бездействие).

На основании закона Курской области от 26 апреля 2010 г. №26-ЗКО «О преобразовании некоторых муниципальных образований и внесении изменений в отдельные законодательные акты Курской области» муниципальные образования на территории Хомутовского района Курской области преобразовали путем объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, граничащих между собой муниципальных образований.

В частности, муниципальное образование Романовский сельсовет Хомутовского района Курской области создано путем объединения граничащих между собой муниципальных образований Романовский сельсовет и Старшенский сельсовет Хомутовского района Курской области.

В соответствии со ст.5 вышеуказанного закона Курской области до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

Принимая во внимание то обстоятельство, что структура вновь образованного Романовского сельсовета до настоящего времени не сформирована, полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на территории бывшего Старшенского сельсовета (с.Деменино) осуществляет действующая до преобразования администрация Старшенского сельсовета.

Согласно исследованного в суде акта проверки от 10.11.2010 г. в центре с.ДемениноХомутовского района Курской области на балке без названия имеется насыпная плотина с водоспуском длиной 250 м и шириной 2,5 м.

В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

В судебном заседании установлено, что названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

Указанное обстоятельство не оспаривается сторонами и подтверждается ми, расположенных на водных объектах, с.Деменино Хомутовского района Курской области, где располисследованными в судебном заседании сообщениями: ТУ Росимущества в Курской области от 13.10.2010 г. №01-0105/4780; комитета по управлению имуществом Курской области от 22.10.2010 г. №10.1 пр-01-20/9763; Хомутовского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 27.08.2010 г. №01-02/186; а также сведениями Хомутовского отдела Управления Росреестра по Курской области.

Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

Согласно пунктов 8, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Указанные положения определены и пунктами 8, 23 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования «Старшенский сельсовет Хомутовского района Курской области» (принят решением Собрания депутатов Старшенского сельсовета Хомутовского района Курской области от 11 мая 2006 года №39), согласно которых к вопросам местного значения Старшенского сельсовета отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельсовета; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории сельсовета от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования Старшенский сельсовет Хомутовского района Курской области - в центре с.Деменино на балке названия, не обращение администрации муниципального образования «Старшенский сельсовет» в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.

Поскольку администрацией Старшенского сельсовета не представлено доказательств законности и обоснованности их бездействия в отношении постановки на учет названного гидротехнического сооружения как бесхозяйного недвижимого имущества, суд приходит к выводу об обоснованности требования прокурора и необходимости удовлетворения заявленных им требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Хомутовского района Курской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Старшенского сельсовета Хомутовского района Курской области, по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, насыпной плотины с водоспуском, длиной 250 метров и шириной 2,5 метра, расположенной на балке без названия в центре с.Деменино Хомутовского района Курской области.

Возложить на администрацию Старшенского сельсовета Хомутовского района Курской области обязанность обратиться в Управления Росреестра по Курской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - насыпной плотины с водоспуском, длиной 250 метров и шириной 2,5 метра, расположенной на балке без названия в центре с.Деменино Хомутовского района Курской области.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Хомутовский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Председательствующий

А.Н.Стрельцов

На момент размещения судебный акт не вступил в законную силу.