Об оспаривании действий администрации МО `Холмогорский муниципальный район`



Дело № 2 - 310\10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>

Холмогорский районный суд <адрес> в составе председательствующего по делу судьи Крапивина Ю.И., при секретаре судебного заседания Гурьевой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> дело по заявлению Парухина А.А. об оспаривании действий администрации МО «Холмогорский муниципальный район».

у с т а н о в и л :

Парухин А.А. обратился в суд с заявлением в котором просит признать отказ главы МО «Холмогорский муниципальный район» в предоставлении ему земельного участка незаконным.

Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в адрес главы МО «Холмогорский муниципальный район» с заявлением о предоставлении ему в аренду или собственность сроком на 11 месяцев земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Рассмотрев заявление, ДД.ММ.ГГГГ, глава администрации МО «Холмогорский муниципальный район», своим письмом за № 1223 отказал в предоставлении земельного участка в аренду. Отказывая в предоставлении земельного частика, глава МО «Холмогорский муниципальный район» сослался на ст. 36 ЗК РФ, разъяснив, что приобретение земельного участка в аренду, на котором расположено здание может иметь место лишь при предоставлении документов, подтверждающих право собственности заявителя на указанное здание. Поскольку таких документов не предоставлено, в письменном ответе указано на возможность выкупа земельного участка.

На испрашиваемом земельном участке действительно расположено здание жилого дома. Документов о праве сосбственноьси на указанный дом нет ни у Парухина А.А. ни у других лиц. Не оспаривая решение суда Парухин А.А., ввиду нахождения жилого дома на земельном участке является его землепользователем и пользуется земельным участком для эксплуатации постройки. Так же, ЗК РФ (ст. 28 ЗК РФ) предусматривает случаи в которых возможен отказ в предоставлении земельного участка, а именно: в случае изъятия земельного участка из оборота; в случае запрета на приватизацию; в случае резервирования земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Таких ограничений на земельный участок на который претендует Парухин А.А. нет. Поскольку собственника строения, под которым находится интересующий заявителя земельный участок, нет препятствий к тому, что бы органу местного самоуправления осуществить предоставление земельного участка гражданину на общих основаниях, то есть не учитывая преимущественное право собственника здания, как земельный участок не занятый недвижимым имуществом, в том порядке, который предусмотрен положениями ст. 34, 37-38 ЗК РФ.

Неправомерный отказ в предоставлении земельного участка нарушает права Парухина А.А. на приобретение земельного участка во владение и пользование, установленное ст. 15, 22 ЗК РФ, создает препятствия на пути к реализации его права на пользование землей на законных основаниях, в соответствии с принципом платности использования земли.

Считает, что законных оснований на отказ в предоставлении земельного участка письмо главы МО «Холмогорский муниципальный район» за № 1223 от 25 мая 2010 года не содержит, отказ нарушает права Парухина А.А. на приобретение земельного участка, поэтому данное решение органа местного самоуправления следует признать незаконным.

Заявитель Парухин А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявления о причинах неявки и об отложении дела суду не представил, поэтому у суда именуются основания для рассмотрения дело в его отсутствии.

Представитель заявителя К заявленные требования поддерживает.

Представитель заинтересованного лица Ф в суд не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствии.

Обсудив доводы заявителя, выслушав объяснения его представителя, заинтересованного лица, исследовав в совокупности материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Парухин А.А., ДД.ММ.ГГГГ, обратился с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность или аренду к главе МО «Холмогорский муниципальный район» \л.д. 14\. Главой МО «Холмогорский муниципальный район», ДД.ММ.ГГГГ ему был дан письменный ответ, в котором в предоставлении земельного участка отказано, на основании ст. 36 ЗК РФ \л.д. 16\.

Представитель заявителя К в судебном заседании пояснил, что заявитель просит предоставить ему земельный участок для ведения личного подсобного хаозяцства, по основаниям указанным в ст. 28 ЗК РФ, в которой содержится перечень случаев, по которым возможен отказ в предоставлении земельного участка. Кроме того из пояснения представителя заявителя, следует, что Парухин А.А. просит предоставит земельный участок площадью 1997 квадратных метров, в заявлении площадь участка 900 квадратных метров указана ошибочно.

Как следует из заявления Парухина А.А., о предоставлении земельного участка, на земельном участке, который он просит предоставить ему для ведения личного подсобного хозяйства в собственность расположен жилой дом, №. Наличие жилого дома на указанном в заявлении земельном участке, кроме заявления подтверждается схемой расположения земельного участка площадью 1997 кв. м, который находится примерно в 15 метрах по направлению на запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> \л.д. 15\. Данные обстоятельства, о наличии, на указанном в заявлении земельном участке, жилого дома № в судебном заседании, подтвердил и представитель заявителя К

Таким образом в судебном заседании с достоверностью установлено, что на земельном участке, который Парухин А.А. просит представить ему в собственность или аренду, расположен жилой <адрес>, который как указано в заявлении Парухина А.А., в 1993 году он построил собственными усилиями \л.д. 14\.

А поэтому, учитывая, что на указанном земельном участке расположено здание жилого дома, данный земельный участок может быть предоставлен в аренду или собственность по правилам ст. 36 ЗК РФ, приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, а не по правилам ст. 28 ЗК РФ.

Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ - граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Указанная норма закрепляет условия приобретения прав на земельный участок, который является государственной или муниципальной собственностью, в тех случаях, когда на них находятся здания, строения, сооружения, которые принадлежат гражданам и юридическим лицам на праве собственности, безвозмездного пользования, хозяйственного ведения или оперативного управления.

ЗК РФ закрепляет исключительное право приватизировать земельный участок или приобрести право его аренды за лицами - собственниками объектов недвижимости, расположенными на участке земли. Собственник объекта недвижимости вправе реализовать это исключительное право по своему выбору.

Из п. 5 ст. 36 ЗК РФ, следует, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

То есть п. 5 ст. 36 ЗК РФ установлен порядок приобретения прав на земельный участок лицами, указанными в п. 1 этой же статьи.

Так же из п. 5 ст. 36 ЗК РФ следует, что к заявлению о предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, указанные в Перечне документов.

Согласно «Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2009 N 282), утвержденном приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. N 370, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) кадастровый паспорт земельного участка;

7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Как следует из представленных суду документов, заявителем при обращении к главе администрации МО «Холмогорский муниципальный район» было предоставлено заявление \л.д. 14\ и схема расположения земельного участка \л.д. 15\, других документов указанных в «Перечне …» представлено не было.

Следовательно, при отсутствии указанных документов, основания для предоставления Парухину А.А. земельного участка в аренду или собственность не было, а поэтому заявителю было отказано в соответствии с законом в пределах полномочий главы администрации МО «Холмогорский муниципальный район», при этом права и свободы заявителя нарушены не были.

Доводы заявителя о том, что собственника жилого дома нет, поэтому нет препятствий к тому, что бы органу местного самоуправления осуществить предоставление земельного участка гражданину на общих основаниях, то есть не учитывая преимущественное право собственника здания, строения, сооружения, как земельный участок не занятый недвижимым имуществом, в том порядке который предусмотрен положениями ст. 34, 37-38 ЗК РФ, не могут служить основанием для признания действий главы администрации МО «Холмогорский муниципальный район» незаконными.

Согласно решения Холмогорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, по иску Парухина А.А. к МО «Холмогорский муниципальный район» о признании прав собственности, в иске Парухину А.А. было отказано в связи с тем, что дом № в д. <адрес> является самовольной постройкой. Данный жилой дом, как следует из представленного суду заявления и показаний представителя заявителя, по настоящее время находится на указанном выше земельном участке и в соответствии со ст. 222 ГК РФ и не снесен. То есть, при данных обстоятельствах, у главы администрации МО «Холмогорский муниципальный район», нет оснований полагать, что на земельном участке отсутствует здания, строения или сооружения.

А поэтому на основании вышеизложенного, у суда нет оснований для признания незаконными, действий главы администрации МО «Холмогорский муниципальный район» выразившихся в отказе Парухину А.А., в предоставлении земельного участка в аренду или собственность.

Руководствуясь ст. 194-209, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Парухина А.А. об оспаривании действий администрации МО «Холмогорский муниципальный район», оставить без удовлетворения.

На решение Холмогорского районного суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Холмогорский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Холмогорский районный суд.

Председательствующий Крапивин Ю.И.

Мотивированное решение в окончательной форме

принято ДД.ММ.ГГГГ.