Дело № 2-6/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес>
ДД.ММ.ГГГГ
Холмогорский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Костроминой Г.А.
при секретаре Тарасовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Холмогоры ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Паршева А.А. к муниципальному образованию «Матигорское» о предоставлении жилого помещения,
установил:
Паршев А.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Матигорское» о предоставлении жилого помещения в соответствии с гарантиями, предусмотренными Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В обоснование исковых требований указал, что вырос в детских домах и имел статус сироты и оставшегося без попечения родителей; родители после рождения отказались от него, местонахождение их ему не известно. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывался и находился на полном государственном обеспечении в ГУЗ «Областной дом ребенка»; с ДД.ММ.ГГГГ - в дошкольном детском доме <адрес>; с 1980г. переведен в <адрес> для обучения в школе-интернате; после окончания школы учился в <адрес> в училище, которое не закончил. С 1989г. обучался в <данные изъяты> ПТУ<данные изъяты>, которое не закончил по состоянию здоровья; в 1994г. установлена П группа инвалидности. В настоящее время проживает в <адрес> в государственном стационарном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения «Б». Считает, что обладает правом на внеочередное получение жилья на территории муниципального образования «Матигорское» в соответствии с санитарными нормами по месту, где должны были закрепить за ним жилье.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, истец Паршев А.А. исковые требования дополнил исковыми требованиями к органу опеки и попечительства администрации МО «Холмогорский муниципальный район»: просил суд установить ему правовой статус сироты, указав, что оба родителя умерли, когда он был в несовершеннолетнем возрасте (л.д.53).
Истец Паршев А.А. в суд не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.63).
Представитель ответчика - Глава администрации муниципального образования «Матигорское» Стефанишина Е.С. исковые требования не признала.
Представитель ответчика по доверенности - главный специалист отдела опеки и попечительства Управления образования администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Тетерина И.А., исковые требования не признала и просила отказать за необоснованностью.
В соответствии со ст. 167 п.5 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав объяснения представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 57 ч.2 п.2 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичная норма содержалась и в п.2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года.
В ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона. Это дети-сироты, то есть лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения обоих родителей, то есть лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст.8 указанного выше Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.7 ч.2 п. «б» Закона Архангельской области от 20.09.2005г. № 79-50ОЗ (в редакции от 19.11.2010г) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма», вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом ст.6.1 ч.3 указанного выше Закона, предусматривает, что учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов <адрес> либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации.
Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес>.
В соответствии со свидетельством о рождении, Паршев А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем <адрес> ДД.ММ.ГГГГ составлена запись о рождении №; отцом указан АП; матерью - ТП (л.д.10).
Согласно свидетельству о смерти, ТП умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.12).
Согласно свидетельству о смерти, АП умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.13).
В соответствии со справкой ГУЗ «ДР», Паршев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находился в Областном Доме ребенка <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Основание - путевка Отдела здравоохранения <адрес>. ТП; отец - АП проживали по адресу: <адрес>. Причина устройства - мать злоупотребляет спиртными напитками, отец болен (л.д.37).
Согласно справке государственного образовательного учреждения «Детский <адрес>» <адрес>, Паршев А.А., воспитывался и находился на полном государственном обеспечении в ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; поступил из Областного дома ребенка. Родители проживали в <адрес>. В 1980 году переведён в <адрес> для дальнейшего обучения в школе (л.д.15).
В соответствии со справкой Отдела образования администрации МО «Холмогорский муниципальный район», Паршев А.А. действительно обучался в <данные изъяты> школе-интернате в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; после окончания 8 классов выбыл в ПТУ-№ <адрес> (л.д.38).
Согласно справке ГОУ НПО «Профессиональное училище №», Паршев А.А. обучался в профессиональном училище № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отчислен по состоянию здоровья на основании справки Архангельской ВТЭК (л.д.38).
Из объяснений истца Паршева А.А. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, его личное дело воспитанника, направленное в ПТУ-№ <адрес>, утеряно.
Согласно справке государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Б», Паршев А.А. действительно зарегистрирован в настоящее время по адресу: <адрес> (л.д.21).
Из объяснений представителя ответчика Стефанишиной Е.С. следует, что истец никогда не был ранее зарегистрирован по месту жительства на территории Матигорского поселения; на внеочередном и ином учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не состоит и не состоял; жилье за ним не закреплялось.
В соответствии со справкой администрации МО «Благовещенское» <адрес>, Паршев А.А. на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам МО «Благовещенское» от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ (с момента подачи заявления) принят в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; в списке граждан нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий значится под № 34 (л.д.34).
Анализ правовых норм, регулирующих вопросы предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и лицам, оставшимся без попечения родителей, дает суду основание для вывода о том, что для предоставления жилья в порядке ст. 57 ч.2 п.2 Жилищного кодекса РФ (либо ранее до ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 37 п.2 ЖК РСФСР), необходимо наличие нескольких условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица определенного статуса - ребенка-сироты или лица из их числа в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ
Как установлено в судебном заседании, Паршев А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>; после рождения, в связи со злоупотреблением спиртными напитками матерью, заболеванием отца, был помещен на основании путевки Отдела здравоохранения <адрес> в Областной дом ребенка <адрес>, где находился в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; затем переведен в детский дом <адрес>, где находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в <данные изъяты> школе-интернате, затем в ПТУ-<адрес>; с 1989г. по ДД.ММ.ГГГГ - в ПТУ-<адрес>.
По настоящее время зарегистрирован и проживает в <адрес>.
Судом установлено, что данных о том, что Паршев А.А. имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей нет; сведений о лишении его родителей родительских прав не имеется; жилье за ним не закреплялось. Решением органа опеки и попечительства истец не был признан с учетом его положения, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что мать ТП умерла ДД.ММ.ГГГГ, когда истцу исполнилось 7 лет; отец АП умер ДД.ММ.ГГГГ, когда истцу исполнилось 10 лет.
Исходя из определения сироты, предполагается, что ребенок лишается родителей до достижения им возраста 18 лет, что подтверждается положениями действующего в настоящее время указанного выше Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также этого же Закона в редакции до ДД.ММ.ГГГГ, когда истец был несовершеннолетним.
С учетом изложенного, истец Паршев А.А. подходил под указанное определение сироты.
Согласно ст. 13 указанного Закона, настоящий Федеральный закон вступает в законную силу со дня его официального опубликования.
Судом установлено, что дата официального опубликования - 27.12.1996года.
На момент введения в действие названного закона истцу Паршеву А.А. исполнилось 23 года.
Исходя из указанных обстоятельств истец мог обладать правом на получение жилья в порядке действовавшего в то время п.2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР.
Статья 8 ч.2 и 3 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 (в редакции, действовавшей до 10.02.1998г.), предусматривала регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежития, семьи опекуна (попечителя), приемной семьи, а выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющих закрепленного жилого помещения, предоставление вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
Как установлено судом, Паршев А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>; там же была произведена его регистрация рождения; в том же районе выявлен и первично устроен в соответствующее детское учреждение, поэтому суд не находит оснований для удовлетворения иска к администрации муниципального образования «Матигорское» о внеочередном предоставлении ему жилого помещения и к органу опеки и попечительства администрации МО «Холмогорский муниципальный район» о признании ребенком-сиротой.
Каких-либо доказательств того, что истец Паршев А.А. обращался в установленном законом порядке за предоставлением жилого помещения до достижения им возраста 23 лет, в деле не имеется. Кроме того, статус лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения, по указанному выше Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, сохраняется за ним до 23 лет, и в настоящее время истцом указанный статус ребенка-сироты был утрачен, поскольку на момент обращения в суд истцу исполнилось 37 лет.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований истцу Паршеву А.А. следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Паршеву А.А. к администрации муниципального образования «Матигорское» о предоставлении вне очереди жилого помещения в виде отдельной квартиры в соответствии с санитарными нормами и к органу опеки и попечительства администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» об установлении статуса сироты, отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Холмогорский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
С у д ь я:
Г.А. Костромина
Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.