опредоставлении благоустроенной квартиры



Дело № 2-8/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>

ДД.ММ.ГГГГ

Холмогорский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Костроминой Г.А.

при секретаре Ворониной Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Холмогоры ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Лола Э.П. к администрации муниципального образования «Холмогорское» о предоставлении благоустроенной квартиры,

установил:

Лола Э.П. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Холмогорское» о предоставлении благоустроенной квартиры, обосновывая свои требования тем, что <адрес>Б по <адрес> в <адрес>, в котором она с мужем Лола В.В. занимали <адрес>, пострадал в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Лола Э.П. требования поддержала, уточнив их, просила обязать ответчика предоставить её семье на двух человек благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в <адрес>, считая, что дом, в котором она проживала с мужем, стал непригоден в результате пожара. Глава муниципального образования «Холмогорское» гарантийным письмом взял на себя обязательства предоставить постоянное жилое помещение в первом построенном доме, однако до настоящего времени жилье не предоставлено. Кроме того, указывает, что состоит в списке очередников на улучшение жилищных условий более 30 лет, просит предоставить жилье по адресной программе <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Привлеченный к участию в деле в качестве соистца Лола В.В. иск поддержал, указывая на то, что проживает с супругой по временному договору социального найма в жилье маневренного фонда, квартиру взамен сгоревшего жилья администрация муниципального образования не предоставляет.

Представитель истцов по устному заявлению Лола Р.В. исковые требования поддержал, пояснив суду обоснованность требований истцов.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Холмогорское» в суд не явился, извещен надлежащими образом, согласно телефонограмме от ДД.ММ.ГГГГ просит рассмотреть дело в его отсутствие, иск не признал (л.д.57).

Заслушав объяснения истцов, их представителя, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Федеральным законом № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Жилищного кодекса РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статьи 7, часть 1; статья 18; статья 19 части 1 и 2).

Таким образом, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и, предполагая прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанности по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами (ст.40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1 Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Статья 57 п.2 п.п.1 Жилищного кодекса РФ предусматривает предоставление гражданам вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, федеральный законодатель для случаев признания в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимися в жилище.

Из определения Конституционного Суда РФ от 19.10.2010г № 1328-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Матвиенко …» следует, что решение вопроса о признании конкретных лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.

Судом установлено, что истцы проживали в <адрес>Б по <адрес>; квартиросъемщиком (нанимателем) которой являлся Лола В.В. с членом семьи: Лола Э.П. - супругой (л.д. 58-60).

Согласно справке отделения Государственного пожарного надзора <адрес> УГПН ГУ МЧС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> жилом доме, принадлежащего МО «Холмогорское», расположенного по адресу: <адрес>Б, произошел пожар, в результате которого от огня строение дома получило частичные повреждения; <адрес> выгорела; <адрес> получила частичные повреждения (л.д.6).

В соответствии с актом обследования многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией, назначенной Распоряжением Главы муниципального образования «Холмогорское» № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: <адрес>, наб. им. Горончаровского, <адрес> Б. согласно пункта 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47. следует признать аварийным и не пригодным для проживания, так как вследствие пожара проживание в данном жилом доме невозможно (л.д.46-47).

Заключением Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, указанный жилой дом был признан аварийным и не пригодным для проживания (л.д.44-45).

В соответствии с Постановлением Главы администрации муниципального образования «Холмогорское» № от ДД.ММ.ГГГГ, Лола Э.П. выделено временно до предоставления постоянного места жительства, жилое помещение в маневренном жилом фонде по адресу: <адрес>; заключен временный договор социального найма (7;8-9).

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени, администрацией муниципального образования «Холмогорское» истцы постоянным жилым помещением не обеспечены, что является нарушением ст. 40 Жилищного кодекса РФ и ст. 40 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Право гражданина на жилище закреплено в п.1 ст. 40 Конституции Российской Федерации.

В силу требований ст. 211 Гражданского кодекса РФ, собственник несет риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, если иное не установлено законом.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы муниципального самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 294,296).

В судебном заседании установлено, что дом, в котором проживали истцы, сгорел в марте 2008 года, что, по мнению суда, равно уничтожению дома в результате стихийного бедствия - пожара, который не связан с действиями истцов. Хотя <адрес>, в которой проживали истцы, пострадала от пожара частично, администрацией МО «Холмогорское» было принято решение о непригодности для проживания в доме, дом был снесен, ответчиком принято решение о расселении жильцов на другое временное место жительства.

В соответствии со ст. 95 п.3 Жилищного кодекса РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.

В соответствии со ст. 8 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции.

Каждый, чьи права и свободы, признанные в данной Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (ст. 13 Конвенции).

Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», судам Российской Федерации определено действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств государства, вытекающих из участия Российской Федерации в Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Учитывая, что жилое помещение, где проживали истцы, признано непригодным для проживания в результате чрезвычайного обстоятельства - пожара; органом муниципального образования принято решение о признании дома, в котором проживали истцы, непригодным для проживания; Главой МО «Холмогорское» принято решение о выделении истцам временного жилья и до настоящего времени ответчиком не выполнено своего обязательства по обеспечению жильем истцов для постоянного места жительства, что привело к нарушению прав истцов.

При нарушении прав гражданина он вправе обратиться за защитой нарушенного права, защита может осуществляться на основании ст. 12 ГК РФ путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

При таких обстоятельствах, суд, исходя из вышеизложенного, считает необходимым принять решение о возложении обязанности на ответчика о предоставлении истцам жилого помещения для постоянного проживания, так как ответчиком не принято мер к предоставлению в разумный срок жилого помещения для постоянного места проживания и нарушенное право истцов подлежит защите в виде возложения обязанности по предоставлению жилого помещения, поскольку приоритетное значение имеет защита права гражданина, нарушение которого допущено органом муниципального образования.

В соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам другое жилое помещение по договору социального найма, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в черте данного населенного пункта.

Как видно из материалов дела, общая площадь жилого помещения, занимаемого истцами, составляла 44,1 кв.м. (л.д.61).

Вместе с тем, согласно частей 1 и 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и других факторов.

В соответствии с Решением Совета депутатов муниципального образования «Холмогорское» второго созыва (шестая сессия) от ДД.ММ.ГГГГ №, норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования «Холмогорское» составляет в размере 15 кв.м. общей площади на одного человека (л.д.62).

Следовательно, жилое помещение должно быть не менее 30 кв.м. общей площади, так как предоставление жилого помещения в результате пожара должно осуществляться по нормам, установленным в муниципальном образовании. При этом наличие излишек не имеет значение, так как предоставление жилого помещения производится не в связи с выселением.

Рассматривая требования истцов о предоставления жилья по целевой программе по предоставлению квартиры, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 14, п.1 ч.2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из ветхого и аварийного жилья осуществляется на основании региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которая должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Согласно ч.2 ст. 2 указанного выше Федерального закона, аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в домах, которые признаны до 1 января 2007 года или в случае, предусмотренном главой 6.1 настоящего Федерального закона, до 1 января 2009 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Как установлено судом, жилой дом, в котором проживали истцы, признан непригодным для проживания и аварийным в результате произошедшего пожара, а не физического износа в процессе эксплуатации, поэтому предоставление истцам жилья во внеочередном порядке в строящихся на территории муниципального образования жилых домах за счет финансовой поддержки государства для граждан, проживающих в аварийных жилых домах, приведет к нарушение прав граждан, имеющих право на переселение из аварийного жилищного фонда по Федеральному закону от 21.07.2007г. № 185-ФЗ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Лола Э.П. удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Холмогорское» предоставить Лола В.В. на семью из двух человек, с супругой - Лола Э.П. Элей Петровной, отдельное благоустроенное жилое помещение применительно к жилым помещениям села <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте села <адрес>, общей площадью не менее 30 кв.м.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Холмогорский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

С у д ь я: Г.А. Костромина

Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.