Дело № 2-67/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Холмогорский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Костроминой Г.А.
при секретаре Ворониной Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Холмогоры ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах Малкова И.А. к администрации муниципального образования «Ракульское» о возложении обязанности поставить на внеочередной учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения,
установил:
Заместитель прокурора <адрес> в интересах Малкова И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Ракульское» о возложении обязанности поставить на внеочередной учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
В обоснование исковых требований указывает, что Малков И.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с лишением родительских прав его матери М. по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ и смертью отца А. ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что закрепленное Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Малков И.А. жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> настоящее время является непригодным для проживания, ответчиком должна быть обеспечена защита жилищных прав Малкова И.А. путем постановки на внеочередной учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на основании Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора <адрес> Васьковский Е.А. исковые требования уточнил и поддержал их, пояснив суду, что Малков И.А. после смерти отца в 2003 году, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и, в соответствии со ст. 6.1 ч.2 п.2 Закона Архангельской области от 20.09.2005г. № 79-5-ОЗ имеет право на постановку на внеочередной учет по месту жительства на территории муниципального образования «Ракульское» для предоставления жилой площади, поскольку закрепленное за ним жилое помещение в настоящее время является непригодным для проживания.
Соистец Малков И.А. в суд не явился, отбывает наказание в учреждении ИК-29 УФСИН России по <адрес>, извещен надлежащим образом. Из письменного заявления Малкова И.А. следует, что с заявлением в администрацию МО «Ракульское» о признании закрепленного за ним жилого помещения не пригодным для проживания и о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращался (л.д.30).
Представитель ответчика - Глава муниципального образования «Ракульское» Савина Н.В. в суд не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в её отсутствие (л.д.59).
В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, Савина Н.В. исковые требования не признала, пояснив суду, что жилое помещение в <адрес> <адрес> за Малков И.А. было закреплено в 1994 году после лишения его матери М. родительских прав. До сентября 2004 года Малков И.А. являлся воспитанником Емецкого детского дома; с 2005 года Малков И.А. проживал в закрепленном жилом помещении, дом был пригодным для проживания, с 2006 года отбывает наказание в местах лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Ракульское» делала осмотр данного дома, составлен акт. Не отрицает, что дом находится в аварийном состоянии в настоящее время, однако это является основанием для постановки Малкова И.А. на учет на улучшение жилищных условиях на общих основаниях, при условии его обращения с заявлением в установленном законом порядке (л.д.46-49).
Представитель третьего лица - начальник отдела опеки и попечительства Управления образования администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Остапова Ф.А., иск поддержала, пояснив суду, что жилое помещение на территории <адрес> <адрес> было закреплено за Малков И.А. в 1994 году в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения представителей истца, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно актовой записи о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, Малков И.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> у А. и М. (л.д.58).
Решением Холмогорского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, М. была лишена родительских прав в отношении детей, в том числе и в отношении сына Ильи, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.11-13).
В соответствии с Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Малков И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определен в государственные детские учреждения интернатского типа и за ним закреплено право на жилплощадь на территории Ракульского сельсовета <адрес> на все время пребывания в государственных детских учреждениях (л.д.14).
Согласно свидетельству о смерти, А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 10).
В соответствии со справкой директора ГОУ «Емецкий детский дом», Малков И.А. действительно находился на воспитании и содержании в Емецком детском доме на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
Таким образом, установлено, что за Малков И.А. после лишения его матери М. родительских прав, с 1994 года было закреплено право на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, которое было закреплено за несовершеннолетним на весь период пребывания в детских государственных учреждениях, где находился до ДД.ММ.ГГГГ. Малков И.А. являлся членом семьи нанимателя указанного жилого помещения (ст. 53, 127 ЖК РСФСР) и закрепленное за ним право на данное жилое помещение на время нахождения в детских учреждениях основано на законе, поскольку является одной из гарантий, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Поскольку право на внеочередное предоставление жилого помещения у категории граждан, к которой относился Малков И.А. возникло у него с момента прекращения пребывания в детском государственном учреждении, то к спорным правоотношениям подлежат применению нормы, действовавшие на момент возникновения данных правоотношений.
Действовавший до 1 марта 2005 года ЖК РСФСР (ст. 37 ч.2) предусматривал предоставление вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях, независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах, семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Из объяснений представителя третьего лица Остапова Ф.А. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Малков И.А. после Емецкого детского дома был определен на учебу в ПУ-47 с. В-Матигоры на полное государственное обеспечение, однако через месяц, бросил учебу. С октября 2004 года Малков И.А. проживал в д. <адрес> у отчима З.; с января 2005 года - у брата В.; с 2005 года - в закрепленном жилом помещении в <адрес> <адрес> <адрес>, где проживал до 18 лет и до осуждения.
В соответствии с данными паспорта гражданина Российской Федерации, Малков И.А. зарегистрирован в <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
Согласно приговору Холмогорского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Малков И.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.4 УК РФ и ему назначено наказание в виде 8 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима (л.д.18-24). Приговор вступил в законную силу.
Таким образом, у Малкова И.А. имелось и до настоящего времени имеется жилое помещение. После пребывания в Емецком детском доме, Малков И.А. проживал в данном доме, поэтому указанные обстоятельства дают оснований полагать, что закрепленное за ним жилое помещение было ему возвращено, поэтому оснований для предоставления жилого помещения вне очереди в силу ст. 37 ЖК РСФСР у ответчика не имелось.
В соответствии со ст. 57 ч.2 п. 2 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения предоставляются по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч.2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Действительно, согласно ст. 6.1 ч.2 п.2 Областного закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ, на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа: имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но впоследствии утратившие его (по причине сноса, переоборудования, признания в установленном порядке непригодным для проживания, передачи в собственность другим лицам и в других случаях).
Учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации.
Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.
Как установлено, мать Малкова И.А. была лишена в отношении него родительских прав в 1994 году; в 2003 году умер отец, то есть после смерти отца, являясь несовершеннолетним, он обрел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Вместе с тем, на данный момент Малков И.А. имел закрепленное за ним жилое помещение и до настоящего времени не утратил его.
Достаточных и бесспорных доказательств того, что Малков И.А. лишен права пользования указанным жилым помещением, суду в соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, предоставлено не было.
Довод истца о невозможности проживания в указанном выше жилом помещении, в связи с аварийным состоянием дома в настоящее время, не является основанием для постановки Малкова И.А. на учет для внеочередного предоставления жилья. Суду не представлено доказательств того, что на момент лишения родительского попечения, а также после пребывания в государственном детском учреждении, закрепленное за несовершеннолетним Малков И.А. данное жилое помещение, было им утрачено вследствие признания непригодным для проживания в соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г., либо по другим основаниям.
Кроме того, как следует из преамбулы указанного Федерального закона, а также из статьи 1 данного закона, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа до достижения ими возраста 23-летнего возраста.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции Российской Федерации предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Как следует из материалов дела, Малков И.А. 23 лет достиг ДД.ММ.ГГГГ; сам он не обращался до указанного возраста с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому оснований для постановки его на учет для внеочередного получения жилья в настоящее время, не имеется.
Сам по себе факт нахождения жилого дома в аварийном состоянии, может являться основанием для обращения Малкова И.А. с заявлением о постановке на учет как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площади, на общих основаниях, а не во внеочередном порядке по заявленным истцом требованиям.
Довод истца об отсутствии у Малкова И.А. жилого помещения в государственном и жилищном фонде, также не является основанием для удовлетворения требований. Как следует из объяснений представителя ответчика Савина Н.В., указанный выше жилой дом принадлежал колхозу им..Калинина, впоследствии АОЗТ «Ракула», предприятия ликвидированы. На баланс муниципального образования «Ракульское» дом администрацией МО «Холмогорский муниципальный район», не передан.
Кроме того, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Доказательств того, что Малков И.А. относится к категории указанных в ст. 45 ч.1 ГПК РФ граждан, не имеется. Отбывание назначенного судом наказания Малков И.А. в местах лишения свободы, не ограничивает его права по обращению за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований и считает надлежащим отказать заместителю прокурора <адрес> в удовлетворении требования к администрации муниципального образования «Ракульское» о возложении обязанности поставить Малкова И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на внеочередной учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска заместителю прокурора <адрес> к администрации муниципального образования «Ракульское» о возложении обязанности поставить на внеочередной учет Малкова И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Холмогорский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
С у д ь я:
Г.А. Костромина
Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.