о признании права на социальные льготы



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

      Холмогорский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Костроминой Г.А.

при секретаре Ворониной Г.С.,

      рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Холмогоры ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Пескиной В.П. к государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по <адрес>» об установлении нахождения в фактических брачных отношениях и признания права на социальные льготы,

установил:

        Пескина В.П. в лице своего представителя по доверенности Беляковой Н.П. обратилась в суд с иском к государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по <адрес>» об установлении нахождения в фактических брачных отношениях и признания права на социальные льготы.

        Как утверждает истец, с мая 1956 года по 2000 год проживала в <адрес> с Л. без регистрации брака, имеют совместную дочь, в отношении которой решением суда было установлено отцовство Л.. При обращении, ответчиком было отказано в выдаче удостоверения как вдове участника Великой Отечественной войны. Просила признать право на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», в связи с тем обстоятельством, что является вдовой умершего Л., как участника Великой Отечественной войны.

        В судебном заседании представитель истца Беляковой Н.П. исковые требования поддержала.

        Представитель ответчика - государственного учреждения «Отделение социальной защиты населения по <адрес>» в суд не явился. согласно письменного заявления просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.25-26).

        В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

        Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

        Согласно ч.1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

        В соответствии со ст. 56 ч.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

        Согласно ст. 55 ч.1 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

        Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

        Из объяснений представителя истца Беляковой Н.П. следует, что Пескина В.П. является её матерью; Л. - отцом, она их единственной дочерью. Отцовство Л. было установлено судом. Девичья фамилия матери - <данные изъяты>, после второго брака - Пескина В.П.. Пескина В.П. и Л. с мая 1956 года по 8.09.2000 года проживали совместно, брак не регистрировали, вели общее хозяйство в <адрес> в 2-комнатной коммунальной неблагоустроенной квартире. Отец - Л. прошел всю войну, являлся участником Великой Отечественной войны, был награжден медалями и орденами. После смерти отца 8 сентября 2000 года, все свое имущество он завещал Пескина В.П. как супруге. С 2005 года Пескина В.П. проживает в <адрес>, является инвалидом 1 группы, своего жилья не имеет. При обращении к ответчику, было отказано в выдаче удостоверения как члену семьи умершего участника войны, поскольку брак не был зарегистрирован с Л.

        Согласно справке администрации муниципального образования «Волошское» <адрес>, Л., 1921 года рождения, был зарегистрирован и проживал в <адрес> 6.02.1975 года до дня смерти 8.09.2000 года. Совестно с ним в это период была зарегистрирована, проживала и вела общее хозяйство Пескина В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая выбыла с территории поселения 22.05.2005 года (л.д.12).

        В соответствии с завещанием от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного заместителем председателя Волошского поселкового Совета народных депутатов <адрес> ДД.ММ.ГГГГ А., зарегистрировано в реестре за , Л. все принадлежащее ему имущество, в том числе денежные вклады, находящиеся в филиале Коношского отделения сберегательного банка <адрес> на счетах , , , завещал своей жене Пескиной В.П. (л.д.9).

        В соответствии с завещанием от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного заместителем председателя Волошского поселкового Совета народных депутатов <адрес> ДД.ММ.ГГГГ А., зарегистрировано в реестре за , Л. завещал денежный вклады, хранящийся в филиале Коношского отделения сберегательного банка <адрес> на счете своей жене Пескиной В.П. (л.д.10).

        Согласно свидетельству о смерти, выданного Волошской сельской администрацией <адрес> Л. умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в возрасте 79 лет, о чем произведена запись о смерти за от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

        В соответствии с решением Красноборского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт признания отцовства Л., 1921 года рождения, уроженца <адрес> ССР, умершим ДД.ММ.ГГГГ в отношении Беляковой Н.П., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> у Пескиной В.П. (л.д.14). Решение вступило в законную силу.

         Таким образом, судом установлено, что истец Пескина В.П. проживала с мая 1956 года по 8 сентября 2000 года с Л. одной семьей; вели общее хозяйство, имели общий бюджет, расходовали общие средства на приобретение различного имущества, осуществляли взаимную поддержку и заботу друг о друге, родили и совместно воспитали дочь Наталью. Л. завещал все принадлежащее ему имущество и денежные средства Пескиной В.П. предоставленная истцом переписка также свидетельствует, что в письмах, в поздравительных открытках, Л. называл Пескину В.П. не иначе как «жена».

         Согласно ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участника Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

        Согласно ч.2 указанной статьи Закона, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: 1) родителям погибшего (умершего) инвалида, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; 2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

         Согласно п.1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 21.12.2009г.), граждане, получающие меры социальной поддержки в соответствии со статьями 14, 15, 17-19, 21 указанного закона, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилым помещением.

         В соответствии со ст.6 п. «д» «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», утвержденным Постановлением администрации Архангельской области от 2 апреля 2007 года № 58-па (в редакции от 20.04.2010г. №119-пп), право на получение мер социальной поддержки имеют следующие категории граждан, проживающие на территории Архангельской области и нуждающиеся в улучшении жилищных условий: члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

          Согласно справке военного комиссариата <адрес>, Л. в период с июля 1940 года по май 1945 года проходил службу; является участником Великой Отечественной войны (л.д.12).

         Истец в обоснование заявленных требований, ссылается на фактически сложившиеся брачные отношения с Л., ведение с ним общего хозяйства.

        Вместе с тем, обстоятельства связанные с установлением фактических брачных отношений, не могут иметь юридического значения для рассмотрения требований истца о признании права на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995года № 5-ФЗ «О ветеранах», поскольку установление состояния в фактических брачных отношениях может иметь место только в том случае, если эти отношения возникли до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года и продолжались до смерти одного из супругов.

        Установление фактических брачных отношений, возникших после 8 июля 1944 года, действующим законодательством не допускается.

         Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17.05.1995г. № 26-О «Об отказе в принятии жалобы граждански Иониной Веры Павловны», правовое регулирование брачных отношений в Российской Федерации осуществляется только государством, поэтому только зарегистрированный в органах ЗАГС брак порождает права и обязанности супругов.

          При таких обстоятельствах, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований Пескиной В.П.

          На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            В удовлетворении иска Пескиной В.П. к государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по <адрес>» об установлении нахождения в фактических брачных отношениях с Л. и признания права на социальные льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», отказать.

             Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Холмогорский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

            С у д ь я:

Г.А. Костромина

Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.