признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности



Дело № 2-217/2011

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Е.А. Лощевской,

секретаря судебных заседаний Шатовой Н.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании

в <адрес>

<адрес>                                      ДД.ММ.ГГГГ,

Гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации МО «К», обязании администрации МО «К» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести устройство защитных противопожарных полос на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесным массивом, установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

УСТАНОВИЛ

Заместитель прокурора <адрес> в интересах области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации МО «К», обязании администрацию МО «К в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и выполнить на территории деревни <адрес> МО «К» мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения произвести устройство защитных противопожарных полос на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесным массивом, установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. В обоснование требований истец указал следующее:

В ходе проверочных мероприятий установлено, что на территории МО «К» в лесной зоне расположен 1 населенный пункт - деревня             <адрес>

В нарушение п.п. 112, 114 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ , на территории данного населенного пункта, входящего в состав МО «К», органами местного самоуправления - администрацией МО «К» не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, в виде устройства защитных противопожарных полос, не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Бездействие администрации поселения заключается в неисполнении возложенных законом обязанностей по обеспечению пожарной безопасности на территории населенного пункта, находящегося в зоне высокой пожарной опасности при возникновении лесных пожаров.

Бездействие со стороны администрации МО «К» по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности в границах поселения, в случае пожара создает угрозу состоянию защищенности личности и имущества жителей названного населенного пункта от пожаров в преддверии пожароопасного периода, чем нарушает права неопределенного круга лиц, что недопустимо и требует принятия мер прокурорского реагирования.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Матигоров И.Г. исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика- Смирнова Н.А. -глава МО К» исковые требования прокурора признала в полном объеме, о чем в протоколе судебного заседания имеется ее подпись. Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39, 173 ГПК РФ, в том числе удовлетворение в части заявленных требований признанных ответчиком, а также об освобождении истца от необходимости дальнейшего доказывания данных обстоятельствразъяснены и понятны.

Представитель отделения надзорной деятельности <адрес> Главного управления МЧС России по АО Изместьев А.П. требования прокурора поддержал, подтвердив, что администрацией МО «К» не выполняются возложенные законом обязанности по обеспечению пожарной безопасности на территории населенного пункта, находящегося в зоне высокой пожарной опасности при возникновении лесных пожаров.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд установил:

На основании ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

На территории <адрес> образовано муниципальное образование «Койдокурское», в которое входит деревня <адрес>, о чем свидетельствует п.1.1. и 2.1 Устава МО «К» (л.д.7)

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации городские и сельские муниципальные образования как таковые предназначены для решения вопросов местного значения.

К вопросам местного значения поселения в силу п. 4 ч 1. ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69 ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69 ФЗ «О пожарной безопасности», нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно пункту 2 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования.

Пунктами 112, 114 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. №313, установлено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). На территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Согласно сведений, предоставленных администрацией МО «Х муниципальный район» на территории МО «К» в лесной зоне расположен 1 населенный пункт - деревня <адрес> (л.д. 31-33).

Из паспорта пожарной безопасности населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров следует, что на территории д. <адрес> отсутствует минерализованная полоса, установленной ширины на протяжении участков границ населенного пункта с лесным участком (л.д. 27-30).

Согласно толкованию, данному в экономическом словаре, защитные противопожарные полосы разделяются на три вида, в том числе минерализованные. Понятие минерализованной полосы приведено в ОСТе 56-103-98 Охрана лесов от пожаров. Противопожарные разрывы и минерализованные полосы, утвержденном приказом Рослесхоза от 24.02.1998 года № 38, где указано, что минерализованная полоса- это полоса поверхностности земли определенной ширины, очищенная от лесных горючих материалов или обработанная различными почвообрабатывающими орудиями до сплошного минерального слоя почвы.

Из указанного паспорта также следует, что на территории д. <адрес> отсутствует исправная звуковая сигнализация.

Нарушения требований нормативных актов, регламентирующих мероприятия по пожарной безопасности на территории МО «Койдокурское» подтверждается актом проверки органом государственного надзора МО «К» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выявлено отсутствие защитной противопожарной полосы и средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в деревне <адрес> (акт проверки)

В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В силу ст. 258 ГПК РФ и п. 28 названного выше Пленума ВС суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое бездействие нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как установлено в судебном заседании бездействие администрации поселения заключается в неисполнении возложенных законом обязанностей по обеспечению пожарной безопасности на территории населенного пункта, находящегося в зоне высокой пожарной опасности при возникновении лесных пожаров, что в случае пожара создает угрозу состоянию защищенности личности и имущества жителей названного населенного пункта от пожаров в преддверии пожароопасного периода, чем нарушает права неопределенного круга лиц.

Бездействие ответчика по обеспечению пожарной безопасности на территории населенного пункта, находящегося в зоне высокой пожарной опасности при возникновении лесных пожаров не соответствует нормам Федерального закона от 21.12.1994г. № 69 ФЗ «О пожарной безопасности».

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Положения данной нормы разъяснено сторонам, о чем имеется их подпись в протоколе судебного заседания.

В подтверждение своих требований истец предоставил доказательства, приведенные выше.

Ответчик в судебном заседании признал факт отсутствия противопожарной полосы и звуковой сигнализации на территории деревни <адрес>.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если решениями, действиями (бездействием) органов местного самоуправления нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.

С учетом изложенного, суд полагает, что требования заместителя прокурора о признании незаконными бездействия администрации МО «К» по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности и об обязании администрации МО «К» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести устройство защитных противопожарных полос на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесным массивом, установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории деревни <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования заместителя прокурора <адрес> о признании незаконными бездействия администрации МО «К» по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности и об обязании администрации МО «К» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести устройство защитных противопожарных полос на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесным массивом, установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории деревни <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «К» по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности.

Обязать администрацию МО «К» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и выполнить на территории деревни <адрес> МО «К» мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения, а именно:

- произвести устройство защитных противопожарных полос на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесным массивом;

- установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.     

Судья                                                               Е.А. Лощевская