Дело № 2-217/2011 Именем Российской Федерации Р Е Ш Е Н И Е Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Е.А. Лощевской, секретаря судебных заседаний Шатовой Н.М. рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации МО «К», обязании администрации МО «К» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести устройство защитных противопожарных полос на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесным массивом, установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. УСТАНОВИЛ Заместитель прокурора <адрес> в интересах области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации МО «К», обязании администрацию МО «К в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и выполнить на территории деревни <адрес> МО «К» мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения произвести устройство защитных противопожарных полос на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесным массивом, установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. В обоснование требований истец указал следующее: В ходе проверочных мероприятий установлено, что на территории МО «К» в лесной зоне расположен 1 населенный пункт - деревня <адрес> В нарушение п.п. 112, 114 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, на территории данного населенного пункта, входящего в состав МО «К», органами местного самоуправления - администрацией МО «К» не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, в виде устройства защитных противопожарных полос, не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Бездействие администрации поселения заключается в неисполнении возложенных законом обязанностей по обеспечению пожарной безопасности на территории населенного пункта, находящегося в зоне высокой пожарной опасности при возникновении лесных пожаров. Бездействие со стороны администрации МО «К» по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности в границах поселения, в случае пожара создает угрозу состоянию защищенности личности и имущества жителей названного населенного пункта от пожаров в преддверии пожароопасного периода, чем нарушает права неопределенного круга лиц, что недопустимо и требует принятия мер прокурорского реагирования. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Матигоров И.Г. исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика- Смирнова Н.А. -глава МО К» исковые требования прокурора признала в полном объеме, о чем в протоколе судебного заседания имеется ее подпись. Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39, 173 ГПК РФ, в том числе удовлетворение в части заявленных требований признанных ответчиком, а также об освобождении истца от необходимости дальнейшего доказывания данных обстоятельствразъяснены и понятны. Представитель отделения надзорной деятельности <адрес> Главного управления МЧС России по АО Изместьев А.П. требования прокурора поддержал, подтвердив, что администрацией МО «К» не выполняются возложенные законом обязанности по обеспечению пожарной безопасности на территории населенного пункта, находящегося в зоне высокой пожарной опасности при возникновении лесных пожаров. Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд установил: На основании ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. На территории <адрес> образовано муниципальное образование «Койдокурское», в которое входит деревня <адрес>, о чем свидетельствует п.1.1. и 2.1 Устава МО «К» (л.д.7) В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации городские и сельские муниципальные образования как таковые предназначены для решения вопросов местного значения. К вопросам местного значения поселения в силу п. 4 ч 1. ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69 ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69 ФЗ «О пожарной безопасности», нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно пункту 2 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования. Пунктами 112, 114 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. №313, установлено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). На территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Согласно сведений, предоставленных администрацией МО «Х муниципальный район» на территории МО «К» в лесной зоне расположен 1 населенный пункт - деревня <адрес> (л.д. 31-33). Из паспорта пожарной безопасности населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров следует, что на территории д. <адрес> отсутствует минерализованная полоса, установленной ширины на протяжении участков границ населенного пункта с лесным участком (л.д. 27-30). Согласно толкованию, данному в экономическом словаре, защитные противопожарные полосы разделяются на три вида, в том числе минерализованные. Понятие минерализованной полосы приведено в ОСТе 56-103-98 Охрана лесов от пожаров. Противопожарные разрывы и минерализованные полосы, утвержденном приказом Рослесхоза от 24.02.1998 года № 38, где указано, что минерализованная полоса- это полоса поверхностности земли определенной ширины, очищенная от лесных горючих материалов или обработанная различными почвообрабатывающими орудиями до сплошного минерального слоя почвы. Из указанного паспорта также следует, что на территории д. <адрес> отсутствует исправная звуковая сигнализация. Нарушения требований нормативных актов, регламентирующих мероприятия по пожарной безопасности на территории МО «Койдокурское» подтверждается актом проверки № органом государственного надзора МО «К» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выявлено отсутствие защитной противопожарной полосы и средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в деревне <адрес> (акт проверки) В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). В силу ст. 258 ГПК РФ и п. 28 названного выше Пленума ВС суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое бездействие нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Как установлено в судебном заседании бездействие администрации поселения заключается в неисполнении возложенных законом обязанностей по обеспечению пожарной безопасности на территории населенного пункта, находящегося в зоне высокой пожарной опасности при возникновении лесных пожаров, что в случае пожара создает угрозу состоянию защищенности личности и имущества жителей названного населенного пункта от пожаров в преддверии пожароопасного периода, чем нарушает права неопределенного круга лиц. Бездействие ответчика по обеспечению пожарной безопасности на территории населенного пункта, находящегося в зоне высокой пожарной опасности при возникновении лесных пожаров не соответствует нормам Федерального закона от 21.12.1994г. № 69 ФЗ «О пожарной безопасности». В силу ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Положения данной нормы разъяснено сторонам, о чем имеется их подпись в протоколе судебного заседания. В подтверждение своих требований истец предоставил доказательства, приведенные выше. Ответчик в судебном заседании признал факт отсутствия противопожарной полосы и звуковой сигнализации на территории деревни <адрес>. На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если решениями, действиями (бездействием) органов местного самоуправления нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод. С учетом изложенного, суд полагает, что требования заместителя прокурора о признании незаконными бездействия администрации МО «К» по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности и об обязании администрации МО «К» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести устройство защитных противопожарных полос на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесным массивом, установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории деревни <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования заместителя прокурора <адрес> о признании незаконными бездействия администрации МО «К» по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности и об обязании администрации МО «К» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести устройство защитных противопожарных полос на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесным массивом, установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории деревни <адрес> удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО «К» по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности. Обязать администрацию МО «К» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и выполнить на территории деревни <адрес> МО «К» мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения, а именно: - произвести устройство защитных противопожарных полос на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесным массивом; - установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Е.А. Лощевская