о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-184/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>

ДД.ММ.ГГГГ

        Холмогорский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Костроминой Г.А.

при секретаре Ворониной Г.С.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Холмогоры ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Янкиной О.И. к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» как органу опеки и попечительства о предоставлении жилого помещения,

установил:

         Янкина О.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма на территории <адрес>.

          В обоснование исковых требований указал, что относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей; состоит на внеочередном учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения под № 29.

          В судебном заседании истец Янкина О.И. исковые требования поддержала и пояснила суду, что состоит в очереди на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма под № 29 в соответствии с Областным законом Архангельской области от 05.07.2001г. № 49-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области». В настоящее время проживает и работает в <адрес>, своего жилья не имеет. Просит возложить на администрацию МО «Холмогорское» как орган опеки и попечительства, обязанность предоставить ей на территории <адрес> жилое помещение по договору социального найма.

           Представитель ответчика по доверенности Лыжина Н.А. с иском согласна, пояснив суду, что созданная при Управлении образования администрации МО «Холмогорский муниципальный район» комиссия распределяет межбюджетные трансферты муниципальным образованиям, выделяемые из областного и федерального бюджетов, для приобретения жилья детям-сиротам и лиц, из их числа, жилые помещения предоставляются согласно списка. Согласно Распоряжению и.о. Главы МО «Холмогорский муниципальный район» № ДД.ММ.ГГГГ и решения Холмогорского районного суда ДД.ММ.ГГГГ года, Янкина О.И. состоит на внеочередном учете на получение жилья на территории района в списке под № 29. При вынесении решения суда, будет положительно решен вопрос о выделении дополнительных средств для приобретения жилья на территории <адрес> для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей согласно списку.

         Представитель третьего лица - администрации муниципального образования «Ухтостровское» в суд не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.43).

         В соответствии со ст. 167 п.5 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

         Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

         В соответствии со ст. 57 ч.2 п.2 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

            Аналогичная норма содержалась и в п.2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года.

            В ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона. Это дети-сироты, то есть лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения обоих родителей, то есть лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

              В соответствии со ст.8 указанного выше Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

              Согласно ст.7 ч.2 п. «б» Закона Архангельской области от 20.09.2005г. № 79-50ОЗ (в редакции от 19.11.2010г) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма», вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

              При этом ст.6.1 ч.3 указанного выше Закона, предусматривает, что учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации.

              Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

              В судебном заседании установлено, что Янкина О.И. состоит на внеочередном учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на территории <адрес> под номером 29. Данное обстоятельство подтверждается справкой администрации МО «Холмогорский муниципальный район» за от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

             В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к вопросам компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

            К компетенции органов местного самоуправления могут быть отнесены и иные полномочия. Они могут быть предусмотрены не только Жилищным кодексом Российской Федерации, но и иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, которые должны быть направлены на реализацию конституционных положений о том, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью; они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132 Конституции).

            Согласно ст. 48 Закона Архангельской области от 20.09.2005г. № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области», органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

            В соответствии с п.2 ст. 4 и п.1 ст.5 указанного Закона, органы государственной власти Архангельской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предоставляют им финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий, которые предоставляются в виде субвенций, выделяемых местным бюджетам из регионального фонда компенсацией, образуемого в составе областного бюджета.

            Согласно приказу Управления образования администрации МО «Холмогорский муниципальный район» ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, при Управлении образовании администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» создана комиссия по распределению отдельных межбюджетных трансфертов муниципальным образованием из областного бюджета <адрес> и федерального бюджета на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из их числа, и ведению банка данных о состоящих на учете в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения на 2011 год (л.д.25).

            Анализ правовых норм, регулирующих вопросы предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и лицам, оставшимся без попечения родителей, дает суду основание для вывода о том, что правом предоставления жилья в порядке ст. 57 ч.2 п.2 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областного закона от 5.07.2001г. № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделены муниципальные образования поселения после предоставления субвенций, выделяемых местным бюджетам из областного или федерального бюджетов.

          Согласно п.4 Положения об отделе опеки и попечительства Управления образования администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», полномочия органа опеки и попечительства заключаются в оказании помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет, детям, нуждающимся в государственной защите, в получении льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Архангельской области и муниципального образования «Холмогорский муниципальный район»; отдел опеки и попечительства юридическим лицом не является (л.д.26-30).

         При таких обстоятельствах, орган опеки и попечительства администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» не будет являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.

         В соответствии с ч.2 ст. 41 ГПК РФ, в случае если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

          Кроме того, как установлено судом, истец состоит с очереди на получение жилого помещения на территории <адрес> под № 29 в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Каких-либо доказательств того, что было нарушено право истца Янкиной О.И. в предоставлении жилого помещения, в деле не имеется и не представлено таких доказательств в судебном заседании. Кроме того, статус лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения, по указанному выше Федеральному закону от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, сохраняется за истцом и в настоящее время, она состоит на учете лиц для внеочередного получения жилого помещения под № 29, никто её данного права не лишал и не нарушал; перед ней состоит в очереди 28 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые также имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения.           

        С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца Янкиной О.И. о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» как орган опеки и попечительства, о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма на территории <адрес>, необоснованными, и в удовлетворении их следует отказать.

        На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            В иске Янкиной О.И. к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», как органу опеки и попечительства, о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение на территории <адрес>, отказать.

           Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Холмогорский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

           С у д ь я:

Г.А. Костромина

Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.