Дело № 2-294/2011 Именем Российской Федерации Р Е Ш Е Н И Е Холмогорский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Е.А. Лощевской, секретаря судебных заседаний Шатовой Н.М. рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Холмогоры <адрес> 27 июля 2011 года, Гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» об обязании привести в соответствие с требованиями природоохранного законодательства и санитарных норм зоны санитарной охраны на подземных водозаборах <адрес>, УСТАНОВИЛ: Заместитель прокурора <адрес> обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» об обязании привести в соответствие с требованиями природоохранного законодательства и санитарных норм зоны санитарной охраны на подземных водозаборах <адрес>. В обоснование иска указали, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, действующих санитарно-эпидемиологических норм и правил, гигиенических нормативов на водопроводных сооружениях <адрес>. В ходе проверочных мероприятий было установлено, что источником централизованного водоснабжения <адрес> являются 2 артезианские скважины. Указанные скважины принадлежат на праве собственности администрации МО «<адрес>». Данные скважины используются для обеспечения водоснабжения населения <адрес>. Проверкой установлено, что водоисточник(водозабор) - «Водонапорная башня», расположен возле здания котельной, расположенной по адресу: <адрес>, включает водонапорную башню, представляющую собой деревянное сооружение высотой 26 метров, артезианскую скважину расположенную примерно в 15 метрах от башни и деревянную надстройку (сруб с крышей) установленную над названной артезианской скважиной. Согласно балансовых документов данный водоисточник представляет комплекс водопроводных вышеназванных сооружений и именуется как «Водонапорная башня». Водоисточник (водозабор) - «Водозаборная колонка», расположен возле жилого <адрес>, включает артезианскую скважину, расположенную примерно в 300 метрах от названного жилого дома и деревянную надстройку (сруб с крышей) установленную над названной артезианской скважиной. Согласно балансовых документов данный водоисточник представляет комплекс водопроводных вышеназванных сооружений и именуется как «Водозаборная колонка». Водопроводные сооружения <адрес> введены в эксплуатацию в 1956 году. Зона санитарной охраны не утверждена. Проект не разработан. В нарушение требований предусмотренных СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения водопроводов питьевого назначения», мероприятия, предусмотренные на территории строгого режима (первого пояса зоны санитарной охраны), не проводятся. На вышеназванных водопроводных сооружениях отсутствуют ограждения (забор и т.д.), которыми обнесены водопроводные сооружения, не обеспечивается защита от доступа посторонних лиц на территорию названных водопроводных сооружений. Охраной территория водозабора не обеспечена. Из-за данных нарушений возможен доступ посторонних лиц на территорию зоны строгого режима водопроводных сооружений <адрес>. Территория первого пояса зоны санитарной охраны не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия. Аншлаг, обозначающий зону строго режима водопроводных сооружений, отсутствует, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02. Выявленные нарушения создают угрозу загрязнения и засорения водного объекта, создают угрозу доступа посторонних лиц на территорию указанных водозаборов и как следствие могут повлечь угрозу жизни и здоровью жителей <адрес>. В настоящее время указанные сооружения находятся на балансе администрации МО <адрес>» и переданы по краткосрочному договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Двина», срок действия которого истекает ДД.ММ.ГГГГ, иного договора не заключено, в связи с чем, заявленные требования предъявляют к МО <адрес>». Просят обязать администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проекты зон санитарной охраны водозабора - «Водонапорная башня», расположенного возле здания котельной, расположенной по адресу: <адрес> водозабора - «Водозаборная колонка», расположенного примерно в 300 м. от жилого <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02. Согласовать данные проекты в органах исполнительной власти <адрес>. Обеспечить ограждение зон строго режима водозаборов и установить аншлаги зоны строго режима водозаборов в соответствии с разработанными проектами зон санитарной охраны. Обеспечить охрану территории водозаборов. В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Е.А. Васьковский уточнил исковые требования: просит обязать администрацию МО «<адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проекты зон санитарной охраны водозабора - «Водонапорная башня», расположенного возле здания котельной, расположенной по адресу: <адрес> водозабора - «Водозаборная колонка», расположенного примерно в 300 м. от жилого <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02. Утвердить данные проекты в органах исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения. Обеспечить ограждение зон строго режима водозаборов и установить аншлаги зоны строго режима водозаборов в соответствии с разработанными проектами зон санитарной охраны. Обеспечить охрану территории водозаборов. В предварительном судебном заседании представитель ответчика Глава администрации МО «<адрес>» Савина Н.В. с требованиями согласилась частично, согласилась, что в соответствие с законодательством проект должен быть разработан, однако денежные средства на его разработку отсутствуют, поскольку бюджет на 2011г. утвержден, внести изменение в бюджет не представляется возможным, поэтому в настоящий момент требования истца исполнить не могут. В основное судебное заседание ответчик не явился. Просил рассмотреть дело в их отсутствии. Представитель третьего лица ООО «Двина» Савин В.Г. в судебном заседании с требованиями не согласились. Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд установил. Согласно инвентарной карточки учета основных средств, Водонапорная башня в1956 году введена в эксплуатацию, находится на балансе МО <адрес>» (л.д. 15, 16). Данный объект принят и поставлен на балансовый учет администрацией МО «<адрес> на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 17). Объекты основных средств приняты на баланс МО «<адрес>» на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18). В материалы дела представлен перечень объектов, находящихся в поселке Брин-Наволок по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе Водонапорная башня и Водозаборная колонка (л.д. 19). Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между МО «<адрес>» и ООО «Двина» Водонапорная башня и Водозаборная колонка передана в аренду ООО «Двина» (договор на л.д. 20-24, акт передачи на л.д. 25). Согласно Устава МО «<адрес>» (л.д. 27-62) в состав муниципального образования входит территория поселка Брин-Наволок. Согласно п. 3 статьи 7 Устава, МО «Ракульское» владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящемся в муниципальной собственности МО «<адрес>», обеспечивает его сохранность. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Двина» выдана лицензия (л.д. 74) Управлением по недропользованию по <адрес> на добычу питьевых подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения сельских населенных пунктов сроком до ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа (л.д. 75) Управления по недропользованию по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Условиями пользования недрами (л.д. 76) недропользователю предоставляется право пользования участками недр с целью добычи питьевых подземных вод действующими одиночными скважинами для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в <адрес>. Согласно п.22.2. Условий предусмотрено наличие зон санитарной охраны первого пояса, соблюдение режима, установленного для этих зон в соответствие с Сан ПиН 2.1.4.1110-02. В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. <адрес>ов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. В соответствии с п. 1.4 "Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В силу п. 1.5 указанных правил ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Как следует из положений п. 1.6 указанных Правил организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода. В соответствии с п. 1.9 указанных Правил принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений. При выборе источника хозяйственно - питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора. Как следует из положений пункта 1.3 указанных правил соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с пунктом 1.15 указанных правил санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения. В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Пунктами 3 и 31 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов Пунктами 2 и 3 ч.1 ст.27 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся к осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов. В силу требований ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Согласно ст. 129 Водного кодекса РФ споры по вопросам использования и охраны водных объектов разрешаются в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Исковые требования прокурора направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку в силу требований ст.ст. 18, 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга. Таким образом, судом установлено, что требования заместителя прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц обоснованы и подлежат удовлетворения, ответчик в судебном заседании требования признал, нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, действующих санитарно-эпидемиологических норм и правил, гигиенических нормативов на водопроводных сооружениях <адрес> имеет место, поскольку зона санитарной охраны не утверждена, проект не разработан. С учетом изложенного, суд полагает, что требования заместителя прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требований заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» об обязании привести в соответствие с требованиями природоохранного законодательства и санитарных норм зоны санитарной охраны на подземных водозаборах <адрес> удовлетворить. Обязать администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проекты зон санитарной охраны водозабора - «Водонапорная башня», расположенного возле здания котельной, расположенной по адресу: <адрес> водозабора - «Водозаборная колонка», расположенного примерно в 300 м. от жилого <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02. Утвердить данные проекты в органах исполнительной власти <адрес>, уполномоченных на утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения. Обеспечить ограждение зон строгого режима водозаборов и установить аншлаги зоны строгого режима водозаборов в соответствие с разработанными проектами зон санитарной охраны. Обеспечить охрану территории водозаборов. Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Холмогорский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Е.А. Лощевская Мотивированное решение Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Дело № Резолютивная часть Именем Российской Федерации Р Е Ш Е Н И Е Холмогорский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Е.А. Лощевской, секретаря судебных заседаний Шатовой Н.М. рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> <адрес> 27 июля 2011 года, Гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес> об обязании привести в соответствие с требованиями природоохранного законодательства и санитарных норм зоны санитарной охраны на подземных водозаборах <адрес>, Р Е Ш И Л: Требований заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» об обязании привести в соответствие с требованиями природоохранного законодательства и санитарных норм зоны санитарной охраны на подземных водозаборах <адрес> удовлетворить. Обязать администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проекты зон санитарной охраны водозабора - «Водонапорная башня», расположенного возле здания котельной, расположенной по адресу: <адрес> водозабора - «Водозаборная колонка», расположенного примерно в 300 м. от жилого <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02. Утвердить данные проекты в органах исполнительной власти <адрес>, уполномоченных на утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения. Обеспечить ограждение зон строгого режима водозаборов и установить аншлаги зоны строгого режима водозаборов в соответствие с разработанными проектами зон санитарной охраны. Обеспечить охрану территории водозаборов. Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Холмогорский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Е.А. Лощевская