о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-284/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Холмогоры

29 июля 2011 года

      Холмогорский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Костроминой Г.А.

при секретаре Ворониной Г.С.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Холмогоры 29 июля 2011 года гражданское дело по иску Кожевниковой В.П. к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма вне очереди,

установил:

Кожевникова В.П. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности предоставить ей жилое помещения по договору социального найма вне очереди.

В обоснование иска указывает, что является нанимателем квартиры в <адрес> в <адрес>. Дом в 1990 году был признан аварийным, имеющим большой технический износ и не подлежащим капитальному ремонту. Из-за технического состояния жилого дома, проживание в данном доме невозможно, поэтому она вынуждена проживать в жилом помещении с сыном. Поскольку ответчиком принято решение о сносе данного дома, а в предоставлении другого жилья отказано, просит суд обязать предоставить ей квартиру вне очереди.

В судебном заседании истец Кожевникова В.П. исковые требования поддержала и пояснила суду, что с 1976 года проживает постоянно в спорном доме, имеет регистрацию; в 1994 году ею получен ордер на праве занятия квартиры в указанном доме, состоящей из двух комнат, площадью 26,1 кв.метров. В 1990 году комиссией Холмогорского с/Совета данный дом был признан аварийным, поскольку он 1932 года постройки, имеет большой технический износ, капитальному ремонту не подлежит, в доме проживать опасно. В апреле 2011 года ответчиком принято решение о сносе дома, другого жилья ей не предоставлено, работы по сносу дома начаты, в связи с чем, просит обязать ответчика предоставить ей жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому в виде отдельной квартиры в <адрес>.

     Представитель ответчика по доверенности Репницын Н.Н., не отрицая нахождение <адрес> в <адрес> в аварийном состоянии, о начале работ по сносу данного дома, исковые требования оставляет на усмотрение суда, пояснив, что данный дом ранее принадлежал МП «Холмогорский молкомбинат», представляет угрозу жизни и здоровью граждан, пожароопасен, портит внешний вид улицы поселения.

     Представитель привлеченного к участию в деле соответчика - администрации муниципального образования «<адрес> в суд не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласен, указывая в письменном отзыве на то обстоятельство, что действующее жилищное законодательство не возлагает на муниципальное образование района обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам по договору социального найма, разрешение данного вопроса относится к полномочиям сельских поселений.

     Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица - МП «Холмогорский молкомбинат» - в суд не явился, извещен надлежащим образом.

     В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель МП «Холмогорский молкомбинат» Беннер О.П. пояснила, что <адрес> в <адрес>, находится в собственности МО «<адрес>»; в соответствии с п.2.2 Устава МП «Холмогорский молкомбинат», зарегистрированного Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предприятие владеет имуществом, в том числе и данным домом, на праве хозяйственного ведения. По каким основаниям дом не был передан в муниципальную собственность, пояснить не может.

    В соответствии с п.5 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

    Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

    Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди; от времени их включения в список, в ней нет указания и на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Иное толкование п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

    В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст. 89 ч.1 Жилищного кодекса РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-89 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

    Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса российской Федерации», судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например. В ч.5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

    В судебном заседании установлено, что истец является нанимателем жилого помещения в <адрес> в <адрес>, состоящего из 2-х комнат площадью 26,1 кв.метров по договору социального найма. Данное обстоятельство подтверждается ордером , выданного исполнительным комитетом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, являвшегося на момент его выдачи, в соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР, единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (л.д.23).

     Согласно акту Холмогорского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу; <адрес>, года постройки 1932, имеет большой технический износ: фундаментальные стойки сгнили, дом покосился, в стенах много гнили, полы прогнулись, печи рушатся; капитальному ремонту не подлежит, в доме проживать опасно (л.д.14).

    Указанный акт Холмогорского сельского Совета народных депутатов составлен в порядке, установленном Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985 г. № 529 и действовавшим на момент его составления.

     Между тем, изменение порядка признания жилых помещений непригодными для проживания само по себе не может свидетельствовать о недействительности акта, поэтому суд считает данный акт в соответствии со ст. 67 ГПК РФ допустимым доказательством.

     Как установлено в судебном заседании, жилищные условия истца на момент заявления ею настоящего иска не только не улучшились, но и по истечении длительного периода времени со дня обследования дома износ дома мог только увеличиться, поскольку никаких мер к ремонту дома ответчиком либо собственником не принималось. Таким образом, вывод комиссии Холмогорского с/Совета о непригодности дома для проживания остался не опровергнутым и на момент рассмотрения дела в суде.

     В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекса РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Установлено, что собственником жилого <адрес> в <адрес>, является администрация муниципального образования «<адрес>»; данное имущество находится на праве хозяйственного ведения МП «Холмогорский молкомбинат», находящегося в стадии ликвидации.

     Вместе с тем, в соответствии с п.1,8,9 ч.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания.

     Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физического и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.49).

     В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц, является компетенцией органа местного самоуправления. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85,86 ЖК РФ), и направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

     Из приведенных выше положений следует, что предоставление гражданам в связи со сносом занимаемого ими жилого помещения другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

     В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

     Ответчиком не отрицается то обстоятельство, что спорный дом находится в аварийном состоянии, представляет угрозу жизни и здоровью граждан, пожароопасен, проживание в нем невозможно, в связи с чем принято, устное решение о сносе дома.

     При таких обстоятельствах, суд считает надлежащим ответчиком администрацию МО «<адрес>», к полномочию которого относится обязанность по предоставлению жилья гражданам. То обстоятельство, что по каким-то причинам данный дом не был передан в муниципальную собственность поселения, не должно нарушать права истца Кожевниковой В.П. на жилище.

    Поскольку жилой дом, в котором проживает истец, признан непригодным для проживания, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, начаты работы по его сносу, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, при таких обстоятельствах, исковые требования Кожевниковой В.П. подлежат удовлетворению.

       В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, с ответчика подлежат взысканию в пользу истцов судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска государственной пошлины.     

      На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

      Иск Кожевниковой В.П. удовлетворить.

      Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить Кожевниковой В.П. по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение применительно к условиям села <адрес>, состоящее из двух комнат, площадью не менее 26,1 кв.м., отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах села <адрес>.

     Взыскать с администрации МО «<адрес>» в счет возмещения судебных расходов в пользу Кожевниковой В.П. 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областном суде через Холмогорский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

                С у д ь я:

Г.А. Костромина

Мотивированное решение вынесено 1 августа 2011 года.